?

Log in

No account? Create an account
Из ТЕАТРаЛьНЫх эФФекТОВ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

December 13th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
07:10 pm - Из ТЕАТРаЛьНЫх эФФекТОВ
В Болдине, в «затворе» Пушкин узнаёт о мятеже, поднятом поляками. 9 декабря 1830 года он пишет: «Известие о восстании в Польше меня совсем перевернуло. Значит, будут уничтожены наши старые враги и ничего из того, что сделал Александр, не удержится, так как всё это не было основано на подлинных интересах России, всё исходило из соображений личного тщеславия, театральных эффектов и т.п…»
«Всё из ничего» – сокрушительнейшая характеристика «театрального» царствования. А ведь были и театры военных действий, были Смоленск, Бородино, Малоярославец, Березина, Лейпциг и Париж…
«Подлинные интересы России» – это разве не теперь, на втором десятке XXI века сказано, а без малого две сотни лет назад?
Спустя несколько месяцев Пушкин напишет знаменитое «Клеветникам России», и нельзя сказать, чтобы в изысканной публике (равно как в ближнем круге) приняли эти стихи без споров и возражений.
Но вот более чем примечательный момент:
«Из Москвы Чаадаев писал ему [Пушкину – О.Л.] по-французски: “Вот наконец Вы национальный поэт. Вы наконец нашли своё призвание. Особенно изумительны стихи к врагам России. В них мыслей больше, чем было сказано и создано у нас в целый век” (18 сентября 1831 г.).
Слова тем более любопытные, что в это время Чаадаев уже написал “Философические письма”, где обрекал Россию на политическое небытие…» [Выделение моё – О.Л.].1
***
Для русского раздвоиться в себе – натуральное дело, и усилий прилагать не требуется, довольно напряжения на «внешнем контуре»; и не в том дело, наверное, чтобы по линейке выстроиться: утром – подвиг, в обед – преступление, к ужину – покаянная молитва, в ночь и до рассвета самодопрос с пристрастием; решительно нет. Здесь, в русском, всё происходит «одновременно» – и торжественный проход в Царские врата, и корчи на дыбе в пытошной Тайного приказа. Головы рубят не топором – пытливым всматриванием в самого себя, и это страшнее, это та ещё мука, и она может быть очень даже долгою.
Историю русских, ставши и оставаясь историком, даже гениальным, написать невозможно, потому она, история, потребует от «своего» автора большего как несовместимого с жизнью – видения, «до полной гибели, всерьёз». Эта история возможна только лишь смешением жанров – утопии и антиутопии, хроники и фантазии, кошмара и мечты. В этой истории сама история, в привычном понимании её – атавизм отошедшей в «небытие» линейности, мгновенное содрогание нервных окончаний в сне-памяти, остаточная судорога «бернаровских хвостиков», давно остывший труп Настасьи Филипповны Барашковой, в окружении свечей и лейденских банок (с проводками к трупу царевны-лягушки, для оживления). Труп, над которым склонились безутешные, то безумно хохочущие, то рыдающие, действовавшие и всё ещё действующие (и намеренные действовать) лица – купчина-миллионщик Парфён Рогожин и князь не от мира сего Мышкин (тоже ведь – «миллионщик», а то!), и оба – нищие, нищее некуда: не стяжай, на то камины нам даны!..
И поля горшечника.
***
«Историк не астроном. Провидение не алгебра». История русских требует мысли и формулы запредельных для пределов нашего трёхмерья и двусветья. Европейцу этого ни при каких данностях не осилить. Европеец Декарт попросится к сумасшедшим (там, дескать, если идти от обратного, собраны нормальные люди), но найдёт одного Чаадаева – чертящим на песке формулу из «человека», «рамок свободы» и «черт оседлости», «счастья» и «закона». И европеец Декарт неминуемо и в тот ж самый миг догадается (а «русские европейцы» ему шепнут-подскажут), что неподдельные и как бы настоящие русские в очередной раз всех обманули и кинули, и «мыслю, следовательно существую» не про них, потому причинно-следственная связь для этих «чортовых» русских давно уже, из самого начала, несущественна: её нет на самом деле. И Кантовское «трансцендентальное» – мираж, и пыль пыли сего миража – его же пера «апперцепции».
А всё прочее, то есть всё то, что видел европеец Декарт из-за своей границы, из рационального далёка, из опасливого неприближения – причудливый калейдоскоп пёстрых театральных эффектов, обманка ненагоняемого горизонта, улыбка Бога – и плоть и призрачность октябрьских аллей.
Sic.

1 А.Тыркова-Вильямс. Жизнь Пушкина. Т.2. М., 2004. С. 328.                     

(12 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:zet_isnotdead
Date:December 13th, 2017 06:39 pm (UTC)
(Link)
Спирали времени меняют кольца...
[User Picture]
From:likushin
Date:December 13th, 2017 06:50 pm (UTC)
(Link)
Но кольца остаются кольцами, и все они из одного куска металла, и электроны бегут по ним, не зная границ...
А наука физика рассказывает нам об одномоментном "присутствии" элементарных частиц в разных "концах" Вселенной...
[User Picture]
From:arttasalov
Date:December 13th, 2017 10:45 pm (UTC)
(Link)
изумительно о русских написали!

спасибо
[User Picture]
From:sol_ko
Date:December 14th, 2017 05:34 am (UTC)
(Link)
«Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперёд прошедший миг исчезает для нас безвозвратно." - какая уж тут история. А знаменитый историк (из Вашего предпредпредыдущего) мечтает об уважении со стороны Европы - "Это естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании." Знаменитый славянофил с трепетом смотрит на "страну святых чудес", у гениального писателя "бри-бри и мабишь" гуляют-таки по "священным камням", лишь в России, не в столицах - в настоящей России всё та же грязь и нищета, что при Радищеве. Это не раздвоение, это полное пренебрежение историей ради сверхистории.

[User Picture]
From:likushin
Date:December 14th, 2017 08:39 am (UTC)
(Link)
И соглашусь и не соглашусь. Противуречия, на которые Вы указываете (и справедливо указываете), они ведь ничего не опровергают и даже не ставят под сомнение. "Фокус" в том, на мой взгляд, что один из самых русских характеров в русской литературе - это Сатана из "Братьев Карамазовых" (там, где про "священные камни", если я верно уловил Вашу мысль); он соткан из противуречий, но и обречон в конце концов, эсхатологично, на "осанну"; он вроде бы и опровергает всею своей казуистиной, но и утверждает, а утверждение всегда больше отрицания, как, например, католичество больше протестантизма (Достоевский). И уж если вывели русские в литературе "русского Христа", то неминуемо должен был явиться и "русский Сатана", в котором "всё исчезает", но только лишь и именно для того, чтобы обрести "вечное возвращение".
Парадокс? Несомненно, на мой взгляд. Но в мире, где однажды поселились "чудеса", рацио и "логика" обречены на "меньшевизм", они вторичны, они - производное, они, если угодно, всего лишь претензия, неудовлетворимая потенция субъекта "мыслить" своё "я" и через это "мЫшление" воцаряться в башне иллюзорного.
Теперь пару слов о "грязи" и "нищете". Можно возразить тем хотя бы, что и Европа не чиста и нища по-своему, и с каждым годом (особенно теперь, я это очию вижу) становится и грязнее и нищее и не-европейской, не только утрачивая, но и прямо отрекаясь от "священства" прежних своих камней; они, камни, уже не её - чужие, ничьи в настоящем. Они даже "вредны" ей.
Можно задаться вопросом: а жил ли Сергий Радонежский в чистоте, а Серафим Саровский - принимал ли душ по утрам, изводил ли вёдрами шампуни, мыла и отдушки? А столпникам - им прислуга регулярно ночные горшки подносила, или они испражнялись чистейшим мёдом?..
В горшках ли богатство?
И в горшках, разумеется, и их всё больше становится, даже скиты ныне иные устраивают по классу "люкс-пять звёзд" (верно говорю, не по начитке). Но это не даёт прироста чистоты, напротив - убавляет её, до катастрофического.
Теперь - о "пренебрежении историей ради сверхистории"... (Чуть погодя, но здесь же.)
[User Picture]
From:likushin
Date:December 14th, 2017 09:28 am (UTC)
(Link)
Что ж, "пренебрежении историей ради сверхистории". Во все века собственно историей именно что пренебрегали, её переписывали, именно "ради сверхистории", и русские здесь не только не первопроходцы, но именно, в некоторой и известной (по истории) части своей, подражатели. Более того - если в прежние времена для переписывания истории требовалось выждать некоторое время (чтоб "ненужное", "лишнее" забылось), то теперь историю переписывают на ходу, и результат называют, сколько могу судить, пост-историей. Примеры? С первой полки: русские твердят, что это русское оружие победило в Сирии, а владыки мира (коллективный Запад") настаивают на исключительно своей победе. Чья "история" восторжествует? На Западе - их, равно как и во Второй мировой "победили" они.
И разве не квинтэссенцию пренебрежения историей продемонстрировало знаменитое утверждение Западом "конца истории" (известный г-н Фукуяма)? Любопытно здесь то, на мой взгляд, что, по мысли сего "пророка", речь идёт не столько о конце событийной истории, а о конце "провиденческой истории" (конец философии, религии, искусства). И ещё любопытно, что эта "алгебраистина" есть не что иное как продолжение как развитие философских исчислений Гегеля и Маркса. Какое уж тут, с Марксом, Провидение? Какие чудеса?
Голый и трезвый расчёт. Это и есть "умное делание" ради "сверхистории". Но именно и только делание, а не жизнь.
Русские - живут сверхисторией. История для русских - продолжение и развитие (поправка на условность терминов) Благой Вести, Евангелия, она, история - Живая, она и есть Сверхистория, в ней мёртвые не хоронят своих мертвецов и не плачут о них европейскою слезою как Иван Карамазов плакал. Живут не "ради" Сверхистории, живут ею и в ней. И не только, замечу, русские.
Вот, теократия Ирана, сколько могу судить, живёт своей Сверхисторией (но это на полях).
Так вот я к чему веду. В Сверхистории без "раздвоения" устоять нет ни малейшей возможности, и это и есть самая светлая часть Сверхистории; часть, отчеркну, видимая как действительная для нашей части Двумирья-Двусветья. И именно эксцессы "раздвоения" составляют, по-моему, событийную часть Сверхистории...
Сумбурно, на коленке, но где-то так.
В ножки Вам и Вашим исканиям. )
[User Picture]
From:sol_ko
Date:December 15th, 2017 03:36 am (UTC)
(Link)
То не искания - раздумья, Вами же и навеянные. Не буду вдаваться в подробности, подкину ещё, что сейчас пришло в голову. Византия именно на периферии своего духа всегда тянется к античности, к синкретизму даже - как сорока к блестящему. "Россия есть апокалиптический бунт против античности" - сдаётся мне, что проходят времена, когда, как я как-то писал, над Шпенглером смеялись даже те, кто его читал.
[User Picture]
From:likushin
Date:December 16th, 2017 09:35 am (UTC)
(Link)
Меньше всего хочу веять. Или, что то же - отливать в граните. Думайте своё, у Вас это замечательно выходит.
:)
По делу. Или, что то же - оффтоп. Сводить Россию к Византии, русских к византизму, или подвёрстывать византизм под русскость - на мой взгляд, ошибка из тех, что прямо называются преступлением. Византия умерла задолго до взятия Константинополя крестоносцами, задолго до воцарения турок над проливами. Она из начала была мертва. Мертвою рождена. Или умерла во младенчестве.
И Европа умерла задолго до Шпенглера. Мёртвою её ещё Достоевский увидел. Но что Достоевский? Александр Первый мечтал покойницу воскресить - магическим камнем Священного союза. Не случилось: мёртвые - злы (Майкл Джексон исполняет жизнеутверждающую песенку "Триллер"). Двойник - статуя Командора и Дон Гуан, слившиеся в одном порыве, это и есть Европа, которую увидел Пушкин. Мертвяки. Совокупление трупов. Спорная донна красотка лишняя в этом празднике радужной пост-жизни.
И "Второй Рим", и "проливы", и "окно в Европу" (в "Первый Рим") - одной, по мне, природы. Вот мне бы в голову не пришло повесить у себя в доме "Урок анатомии доктора Тюльпа". Или Гольбейнова "Христа". Даже оригиналами. А ведь - шедевры! Их ценят, на них заглядываются. Ими научают.
Ну - "его пример другим наука..."
Провидение спасло Россию и русских от жгучего соблазна вобрать в себя "недостающие" два Рима. Это и есть, на мой взгляд, Сверхистория в действии.
А между тем - С лешачихами покойник
Стройно пляшет кекуок.
И пускай попляшет пока.
И прошу извинить сумбурность изложения.
[User Picture]
From:sol_ko
Date:December 16th, 2017 01:09 pm (UTC)
(Link)
Своё - лень.
Куда там - сводить Россию. Сама кого хошь сведёт.
Интересный у Вас взгляд на время кончины Европы - вот и есть над чем подумать.)
[User Picture]
From:likushin
Date:December 16th, 2017 01:17 pm (UTC)
(Link)
Что ж - развлекайтесь.
[User Picture]
From:gaanaa
Date:December 16th, 2017 02:20 am (UTC)
(Link)
Очень понравилось.Можно теперь и в зеркало не смотреть,буду в в твой пост посматривать.
[User Picture]
From:likushin
Date:December 16th, 2017 08:18 am (UTC)
(Link)
Но помни: есть королевства, где все зеркала - кривые. )

> Go to Top
LiveJournal.com