likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

ДЕкАРТ УМа

Они любить умеют только мёртвых...
Вот черни суд: ищи ж её любви.
Пушкин. Борис Годунов
В книге Ж.Делёза и Ф.Гваттари «Что такое философия?» говорится, что «Декарт, попав в Россию, сходит с ума». «Нам не хватает сопротивления настоящему», - считают Делёз и Гваттари. Точкой опоры при организации «сопротивления настоящему» философы признают веру. Религиозную веру. Русскую веру, следует понимать.
Как представляется, проблема Делёза и Гваттари (а с ними и Запада вообще) в том, что вера и есть настоящее – в России, но в той, разумеется, её части, которая не успела, не захотела, не смогла понудить себя поудобней улечься в прокрустово ложе потребительского-массознанческого-цифрового «настоящего» – квази-настоящего, называя вещи своими именами. Вот попав в эту-то, неподдельно настоящую Россию, Декарт несомненно тронется умом – без права на переписку и излечение.
Доказательства? Их не счесть, они буквально на каждом шагу.
Да вот, к примеру. Набирается в поисковике цель – «Пушкин, “Повесть из римской жизни”», и первым номером выскакивает, из адреса as-pushkin.net, следующий перл творенья:
«Неоконченная повесть, сохранившаяся в черновой рукописи; в автографе названия не имеет. Повесть начата в ноябре 1838 г., но Пушкин продолжал работать над ней и в 1835 г.: к этому году относятся стихотворные отрывки, входящие в ее состав. Напечатана она в 1855 г. Сохранился план, из которого явствует, что в состав повести входил и рассказ о египетских ночах Клеопатры…» [Выделение моё – О.Л.]
Банальная опечатка? Возможно.
Но вот в чём фокус. В этой начатой и оставленной – точно как «История села Горюхина» – повести Пушкин намеревался вывести протагонистом Петрония Арбитра (14-66 гг.), автора «Сатирикона» (роман о временах Нерона), и сей Петроний должен был поразмышлять, среди прочего, о следующем:
«Читая в поэтах мысли о смерти <…> мне всегда любопытно знать, как умерли те, которые так сильно поражены были мыслию о смерти» (вариант: «которые так часто и так глубоко говорили о смерти»).
Любопытно выходит: покойный Пушкин (в ноябре 1838-го девять месяцев как покойный) размышляет – через Петрония – о том, «как умерли те, которые так часто и так глубоко говорили о смерти».
Ю.Лотман, кстати, полагает, что «Сходную мысль во многих вариациях Пушкин мог встретить в писаниях весьма занимавшего его и перечитываемого им в эти годы Радищева [самоубийцы – О.Л.]: “Я всегда с величайшим удовольствием читал размышления стоящих на воскраии гроба, на Праге вечности, и, соображая причину их кончины и побуждения, ими же рождаемы были, почерпал многое, что мне в другом месте находить не удавалося”».
«Тёмная, знойная ночь объемлет Африканское небо…»
Так должна была начаться «Повесть из римской жизни». О чём же она, эта «загробная» повесть?
О неподдельно настоящей вере. О вере Третьего Рима, спрятанного за семнадцать столетий, в псевдоним Рима Первого.
Ю.Лотман: «В основе замысла об Иисусе – столкновение эпохи античного язычества и новой христианской цивилизации. Однако можно попытаться извлечь из “Повести из римской жизни” и более конкретные черты замысла. О каких моментах из жизни Христа должен был рассказывать раб?
Если предположить, что в центре рассказа раба мог находиться эпизод тайной вечери, то всё построение приобретает ещё большую стройность: сюжет организуется тремя пирами: пир Клеопатры, пир Петрония и пир Христа…»
И вот ещё о чём свидетельствует Ю.Лотман: «Набросок плана “Повести” даёт представление такого порядка: повествование движется “вечерами” - “Вечер 1-й”, “Вечер 2-й”… Между “вечерами” полагались вставные рассказы-эпизоды».
А вот это – «вечера» и «движение повествования вечерами» – суть не что иное, как ближнее эхо «Повестей Белкина», настолько ближнее, что дух захватывает, с ума легче сойти.
И слава Богу что я не Декарт. Или Декарт всё же?.. Или?..
Tags: смыслы
Subscribe

  • АЛЬФА и ОМЕГА

    Три года тому один из первых моих «френдов», уже тогда «тысячнег» (то есть популярная в некотором роде личность), чуть не…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments