?

Log in

No account? Create an account
БуНТ в ПЕтЛИЦЕ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

December 11th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
01:23 pm - БуНТ в ПЕтЛИЦЕ
ч.II (сноски)
1 С.П. Трубецкой. Записки 1844-1845, <1854>гг. // Мемуары декабристов. М., 1988. С. 23.
2 Замечательно, что сам термин «золотое сечение» (обычно связываемый с именем Леонардо да Винчи) получил популярность в публике (или, как правят скрупулёзники, - вошёл в устную традицию) около 1830 года, т.е. в ту же пору, когда создавались «Повести Белкина» (игра случая-то какая!). И только пятью годами позже – объявился в математической литературе.
3 Наполеон Бонапарт был произведен в бригадные генералы в 1793 году представителями Конвента Робеспьером-младшим и Саличетти; фронтовая награда генеральским чином была официально подтверждена 6 февраля 1794 г.
4 Столицей военно-поселенной «Утопии» стал Великий Новогород, от которого, по воле ли случая, или по некой мистической кривой, до известной по 1917 году станции Дно (отречение Николая II) – рукой буквально подать. Ну – чуть больше, может быть, чем до Старой Руссы, переулками которой, как уверяют испытанные старожилы, всё бродит призрак Фёдора Достоевского, ищущего однажды сбежавшую от него корову.
5 Отречонные (напимер, книги) – старинное название апокрифов.
6 По собственному признанию Екатерины Великой, сила её заключалась не в творческом уме, но в умении схватить на лету чужую дельную мысль, а там уже использовать схваченное в своих целях и под своим именем. В этом, вероятно, Александр Павлович вышел весь в бабку.
7 Роберт Оуэн (1771-1858 гг.), англичанин, капиталист, философ, педагог, социалист, неудачливый, но до легендарного известный счастьефикатор человечества. Оуэн изобрёл систему «патроната», теорию которой дал в сочинении «Опыты о формировании человеческого характера» (1813 г.), где доказывал, что человек составляет продукт внешних условий и воспитания; следовательно, чем «среда» лучше, тем благороднее и совершенней человеческая природа; если же «среда заела», то и в результате сплошь – отбросы.
Кстати, «необходимое количество рабочих», о котором говорил Оуэну Великий князь Николай Павлович и о котором в свою очередь вспоминает советский историк Сакулин, это, ни много ни мало, два миллиона «лишних» подданных Английской королевы. Русский размах, однако!..
А вот что об Оуэне пишет популяризатор истории: «…Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, Оуэн начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. Тогда Оуэн решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций, задача которых, по словам Оуэна, “заключалась в организации всеобщего счастья при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы”. Оуэна стали считать опасным мечтателем, в особенности с того момента, когда он в 1817 году затеял борьбу со всеми религиями. Разочаровавшись в английском “образованном обществе”, утратив даже своё влияние в Нью-Ланарке, Оуэн с сыновьями уехал в Америку. В 1825 году Оуэн покупает в Америке 30 тысяч акров земли и организовывает здесь, в штате Индиана, на реке Уобаш, коммунистическую производительную общину “Новая гармония”, устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. <…> Оуэн, с особым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразу пересоздать природу людей путём преобразования внешних условий оканчивается неудачей. Предприятие, поглотив 40 тысяч фунтов стерлингов – почти всё состояние Оуэна, окончилось провалом. В 1829 году он вернулся на родину. Выделив некоторые средства своим детям (их было семеро), Оуэн в дальнейшем вёл очень скромный образ жизни.
Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее – профсоюзного. В 1833-1834 годах он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства, - всё это привело союз к распаду. В последние годы жизни Оуэн увлёкся спиритизмом, стал склонен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил Герцен. Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют значение и в наше время» » [Выделение моё – О.Л.].
8 П.Н. Сакулин. Русская литература и социализм. Ч.I. ГИЗ. 1922. С.73.
9 Е.Лямина. Граф Аракчеев: Pro et Contra // Аракчеев: свидетельства современников. М., 2000. С. 17.
10 Гиперпалимпсест – термин, введённый единственно для Новгородского кодекса (иначе – Новгородская псалтирь, древнейшая на сегодняшний день из известных Русских книг), в котором десятки или сотни текстов нанесены один на другой, что не оставляет – увы! – шансов на их восстановление и прочтение  (технических средств, облегчающих эту работу, - заверяют специалисты, - пока не существует).
11 Замечательным представлятся тот факт, что первые упоминания Щербатовской утопии о «путешествии» в Офирскую землю в переписке графа Никиты Ивановича Панина и Великого князя Павла Петровича исследователи относят к 1769 году, в то время как филологи датируют неоконченный роман годом 1783-м, причём акцентируют внимание на том, что рукопись неокоченного романа пролежала под спудом, в семейном архиве, до издания её в 1896 году, в первом томе Собрания сочинений князя, более века как покойного. Принимая во внимание, что граф Никита Иванович Панин был воспитателем Великого князя с 1760 года по 1773-й, и при том условии, что текст князя Щербатова действительно обсуждался воспитателем и Воспитанником, следует, вероятно, скорректировать датировку создания этого произведения, причём корректировка эта весьма, во всех смыслах, существенна.

(6 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:troitsa1
Date:December 11th, 2017 12:23 pm (UTC)
(Link)
Чем больше свободы, тем меньше человека.

Для меня в этом и весь ответ: отчего в советское несвободное время создано множество шедевров, а уж при Царе и вовсе Серебряный век, а случилось на Руси царство свободы в Перестройку и таки ни единого шедевра не родилось. Человеческого в человека мало осталось, а вот свободы много.
[User Picture]
From:likushin
Date:December 11th, 2017 01:02 pm (UTC)
(Link)
Ну, хоть чем-то оказался я Вам полезен. )
[User Picture]
From:troitsa1
Date:December 11th, 2017 01:18 pm (UTC)
(Link)
Просто в Истории я слаб, в людях и общественных отношениях понимаю больше ))
[User Picture]
From:likushin
Date:December 11th, 2017 01:22 pm (UTC)
(Link)
Вам легче: я-то во всех отношениях дурак. )
[User Picture]
From:sol_ko
Date:December 13th, 2017 03:58 am (UTC)
(Link)
Полностью согласен, если о внешней свободе. Наблюдал, как свобода из человека выдавливается наружу - внутри остаётся зверь. Или даже механизм. Наверное, бывает и наоборот. Действительно, ад. Хочется ведь "по глупой своей воле".
Конкретно относительно Вашего исследования высказывался - для пояснения добавлю (прочитав ещё и след., про Сен-Симона), что не покидает меня крамольная и, по всей видимости, неверная мысль, что гений выше истории, внеисторичен, может быть, даже антиисторичен. Дух дышит где хочет.
Не успеваю за Вами читать! - мало времени я здесь...

Edited at 2017-12-13 03:59 am (UTC)
[User Picture]
From:likushin
Date:December 13th, 2017 08:33 am (UTC)
(Link)
О гении "выше истории" как о материализованной "анти-истории" я подумаю, подышу Духом - чуток, сколько дыхалки достанет. Любопытно.

> Go to Top
LiveJournal.com