?

Log in

No account? Create an account
ИгРА в ГЕРОя, - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

July 13th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
11:24 am - ИгРА в ГЕРОя,
Или как и где нашевсёлый Пушкин отступил от правды жизни, говоря проще – соврал (на мой взгляд, разумеется).
Совершенно незначительный, едва различимый для читателя персонаж – подполковник И.Л.П., тот самый, что рассказал Ивану Петровичу Белкину историю жизни и смерти отставного гусара Сильвио. Господин подполковник и есть рассказчик повести «Выстрел», Белкин в этом случае выступает в роли египетского писца «Девушкина» с оттопыренными ушами (весь внимание), с палочкой для письма и с папирусом на коленях. Когда я утверждаю, что г-н подполковник едва для читателя различим, это не ошибка и не преувеличение; многажды я убеждался в том, что читатель идентифицирует рассказывающего персонажа с транслирующим его рассказ автором «Повестей», то есть с Белкиным. Это известный приём: выставь то, что желаешь спрятать от чужих глаз на авансцену, и спрятанного не заметят.
Ну да это так – нотабенька на полях полевых записок, мельчайшая мелочь среди мелочей.
Теперь о другом.
Самое начало «Выстрела», ещё даже порох на полку не всыпан. Рассказчик вступает в дело:
«Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. <…> Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества…»
Из сего следует, что будущий подполковник-то наш был при знакомстве с Сильвио если не совершенным мальчишкой, то, как минимум, лет на десять-пятнадцать младше своего героя. Чин его, вероятно, не выше поручика.
Но при этом рассказчик уверяет, что со дня отъезда Сильвио из «местечка ***» к последнему выстрелу в его бретёрской истории прошло «несколько лет», в которые сам рассказчик вышел в отставку, а там объявляет, что «домашние обстоятельства принудили меня поселиться в бедной деревеньке Н** уезда». Вопрос: когда сей мальчишка успел выйти в подполковники, при том условии, что Отечественная война окончена, боевых действий нет, полк – обычный армейский, стоит не в столице, о сказочной протекции вряд ли возможно говорить? *

Как представляется, фокус чинопроизводства Пушкин устроил с одной целью – усилить эффект присутствия прообраза персонажа-протагониста в тексте, довести вероятие узнавания в одной из театральных масок главного лица своей повести – Ивана Липранди. Но какова жертва! Художественная правда, реализм, принесённые на алтарь ради некой (неопознанной) игры вокруг реального человека...
Для чего так, какова конечная цель Пушкина в этом случае – стоит поразмышлять досугами.

*К примеру: «молодой офицер» Томский из повести «Пиковая дама» в финале действа «произведен в ротмистры». Место действия – Санкт-Петербург.

(9 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:gaanaa
Date:July 13th, 2017 12:42 pm (UTC)
(Link)
Попасть пулею в пулю из Лепажа (хоть всю жизнь стреляй по 8 часов в день) невозможно. Из-за разновеса пули, на глаз засыпанного порохового заряда, бумажного пыжа и отсутствующего компенсатора дульной тяги. После выстрела в комнате (зарядом дымным порохом) там бы ничего не было видно несколько часов .А после двух выстрелов серная вонь уложила бы в обморок даже меня.
А ты к полуполковнику пристал.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 13th, 2017 01:15 pm (UTC)
(Link)
Это трудно, ты прав. Но ты не берёшь во внимание, что Липранди служил в егерском полку, а егеря отличались меткостью стрельбы. В 1812 под Смоленском один егерь удерживал позицию едва не сутки. Это факт. Офицеры же должны учить солдат-егерей, а значит - быть лучшими.
Но что-то легендарное в этом имеется, это правда. Очень даже легендарное.
[User Picture]
From:gaanaa
Date:July 13th, 2017 02:00 pm (UTC)
(Link)
Моше Даян под киевом (тогда английский офицер, по обмену опытом),удерживал наступающий батальон немцев несколько часов. Занял бетонную трубу обложился пулеметами и бегал имитирую множество бойцов. Что бы удерживать позиции нужно быть быстрым а не метким.
А хорошо стрелять это значило попасть в корпус с 25 шагов, а в бутылку это виртуоз.
Невозможно было из за несовершенного оружия.
Пушкин хоть упражнялся в стрельбе (пока деньги были в Кишиневе)ему ладно пофантазировать, а Федору Михайловичу с тремя промахами с десяти метров я больше верю.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 13th, 2017 02:12 pm (UTC)
(Link)
Да я ж говорю - легендарно. Но не фантастично. Жизнь бретёра и с шести шагов решалась. Я твои возражения принял. )
[User Picture]
From:likushin
Date:July 13th, 2017 02:29 pm (UTC)
(Link)
Поясню - почему не фантастично. Будь это чистым враньём, Пушкина на смех подняли бы современники, тот же Фаддей Булгарин не упустил бы момента. "Значит" - были всё-таки мастера своего дела, уникумы.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:July 13th, 2017 01:48 pm (UTC)
(Link)
Да, не повезло армейским офицерам )
Не то, что гусары, которые и в 22 года могли оказаться полковниками, или гвардейцы.
Но кто мешал господину рассказчику, выйдя в отставку в чине, предположим, штабс-капитана или капитана (вдруг, его записали лет с 10-12 в армию), вернуться на военную службу и дослужить до подполковника?
И будучи уже подполковником, рассказать историю своей молодости. Хотя он должен был это успеть до 1828 года...




Edited at 2017-07-13 01:54 pm (UTC)
[User Picture]
From:likushin
Date:July 13th, 2017 01:59 pm (UTC)
(Link)
"... до 1828 года" Так верно. Исключать возвращения нельзя, конечно. Хотя на такое нет и намёка.
И вот засада: битва под Скулянами имела место случиться 17 (29) июня 1821 года. Там Сильвио погиб. Подполковник говорит об этом как о старинном деле, и сам он на момент рассказа - помещик.
Я так понимаю.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:July 13th, 2017 02:25 pm (UTC)
(Link)
Да, я исправила. Про 21-й год тоже помнила. То есть рассказ предполагается после 21 года, но до 28 г. Намёка нет, но такое возможно. Почему на момент рассказа только помещиком мог быть? Скорее всего, но вероятно и другое.
Вот сын Пушкина, например, Александр Александрович, вышел в отставку ротмистром в возрасте 26 лет, через год стал мировым посредником, после 3-х лет мирной службы был переименован в подполковники, а спустя 2 года вновь на военной службе и дослужился до генерала-от-кавалерии.
Понятно, что это не корректный пример, но сколько этих странных схем могло существовать в чинах-званиях и в первой половине XIX века.
И ещё... Ведь были же случаи, когда дворянских детей рано записывали в полки, а потом они быстро продвигались по служебной лестнице. Такого здесь не может быть?
[User Picture]
From:likushin
Date:July 13th, 2017 02:32 pm (UTC)
(Link)
Могло быть и такое. Согласен. Где-то я читывал, что того же Липранди ещё трёх лет от роду к полку приписали.
Но с "подполковником" это всё же домысливание читателя (в т.ч. наше с Вами), автор как-то не утруждает себя логикой чинопроизводства. Полагаю, на то у него были некие причины.

> Go to Top
LiveJournal.com