?

Log in

No account? Create an account
ТеРМОяБеднЫЙ сИНТеЗ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

June 17th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
01:55 pm - ТеРМОяБеднЫЙ сИНТеЗ
Вместо эпиграфа: интеллигент Иосиф Бродский как-то высказался в том духе, что «неверие – это свинство»; интеллигент Виссарион Белинский «ругал Христа по-матерну» (свидетельство Ф.Достоевского);
или немного истории – в заметки на полях «ЧоРТа из БоНБоНьеРКи».
Некогда существовало сословие, представители которого презентовались следующим: «Я есть то, что я есть». Кодекс чести ставил им весьма жосткую рамку: добровольное или вынужденное признание – «Я – свинья» означало для отщепенца либо смерть (суицид, поединок, казнь), либо позор изгнания, клеймо на весь род, включая умерших предков и не родившихся потомков; формула «Я поступил как свинья» (т.е. похоже, конечно, на свинью, но только вблизи, и то чуть-чуть) для этих людей (в «идеале») была немыслима.
Представители этого сословия являли собой элиту тогдашнего общества и власть.
В известный исторический период возникли новые элитарии, пришла новая власть, представители которой объявили о себе: «Я есть то, что я делаю». Рамка допустимого расширилась: сегодня «Я поступил как свинья» (нет преступления в видах трёхста процентов прибыли – есть «дело», как подметили основатели марксизма), но завтра «я» напеку добрых булок, пожертвую на храм или заведу ланкастерову школу, и «Бог учил прощать до семидесяти семи раз», и уж тем более – «сын за отца не ответчик»… Яркий образчик такого рода (перебежчик из первого сословия во второе, более «свободное») – старик Карамазов у Достоевского (отец без отцовства), который и свинствует, и подличает, и тыщу рублей в монастырь несёт (как плату за удовольствие поглумиться над сребролюбивым игуменом, да и только ли над ним), и гадает – есть ли у чертей в аду крючья, потому – для крючьев фабрики должны быть, а у фабрик – хозяева.
За этим, «деловым» сословием во власть грянуло третье – отчаянное, безкомпромиссное, доведшее формулу своих предшественников-антагонистов до абсурдистского совершенства: «Мы есть то, что мы делаем, а кто не с нами, тот свинья, и его в расход или на переделку в наши образ и подобие».
Далее распространяться не стану, за общеизвестностью живого по сей день процесса. Подведу покамест на том, что творческое сословие нового времени (назову этих людей – писателей, журналистов, художников, артистов, музыкантов – так) всегда претендовало на роль элиты и хоть какой-нибудь по счёту да власти (властители дум и проч.), и, конечно, в некоторой части своей не могло не позаимствовать у первых из здесь представленных князей мiра сего хоть что-нибудь из их кодекса, по которому, в частности, «неверие – свинство» (т.е. одно из тягчайших преступлений); прочие же пошли рыть глубже и ширше, объявляя, что «интеллигент (интеллектуал) не может быть христианином, а христианин – интеллигентом (интеллектуалом)», потому что это «слепота» и «свинство» разом.
В связи с этим не могу не изумиться стойкости сугубо книжного как бы явления, именно – карамазовщины, в той её части, в которой она здесь (выше, мною) представлена (а само-то явление куда шире и глубже!); так вот, и ныне и по сей день, оказывается, можно отправиться на званый обед к игумену (или в соцсеть) и спросить, с видом абсолютной невинности (т.е., разумеется, научности), к примеру следующее: а не идолопоклонство ли безоговорочное доверие к Писанию (ну, то есть – имеются ли у чертей в аду железные крючья)?
Каково!  Бог, как говорится, судья ищущему.
Что же до дела исканий проблеска интеллигентности в самой интеллигенции, то могу сказать, в частности, что неплохой писатель (умница и эмигрант) Сергей Довлатов был, как видится теперь, на три головы честнее нынешних «книжных-фейсбучных интеллигентов»: попытавшись как-то дать формулу интеллигенции, задать рамки для портрета интеллигента, он де-факто признался в невозможности такового чуда, отделался чем-то вроде шутки, понятной разве эмигрантам второй волны: интеллигент – тот, кто читает газету «Новый американец». Что ж удивительного в том, что откроешь какой из ныне писанных романов, а там что ни страница – передовица из той самой, правда изрядно со временем пожелтевшей газетёнки.
Или из повести безвременных лет, принадлежащей перу вот ей-Богу вечного титулярного советника, маленького человека в энном поколении, «пролетария умственного труда». И советник этот навеки то, что он есть, потому что он есть то, что он делает. А делает он следующее – «готовится (sic! – О.Л.) быть великим человеком» (В.Белинский. Статья «Горе от ума», 1839 год).
Синтез, и верно – основа диалектики, дамоспода. (Ну, и анализы стоит приучиться – на всякий случай – сдавать.)

(11 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:gaanaa
Date:June 17th, 2017 01:19 pm (UTC)
(Link)
Лучше и не скажешь "Готовится быть великим человеком". Сколько я их , пересмотрел в типографии.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 17th, 2017 01:56 pm (UTC)
(Link)
Везёт же некоторым: попасть на кастинг к Мастеру - редкая удача. )
[User Picture]
From:arttasalov
Date:June 17th, 2017 10:24 pm (UTC)

и спросить, с видом абсолютной невинности -а не идолопо

(Link)
полагаю, что оно самое, только в монастыре этого обсуждать не стану
да и в соцсети вопрошать не стану, если только утверждать)
[User Picture]
From:likushin
Date:June 18th, 2017 10:13 am (UTC)

Идолы и поклоны

(Link)
Хе. Верно, всё дело в "дефинициях": ну, отправился человек в лютерианцы - кто против? - стой на чём стоишь; понимаю, дескать, дело по-своему, потому я для себя высший авторитет и папа римский моего королевства. Кто против? Вон, Манфред Байрона - что говорит? «Науки, философию, все тайны / Чудесного и всю земную мудрость - /Я все познал, и все постиг мой разум: / Что пользы в том?» Ведь «в знании нет счастья, [...] наука - / Обмен одних незнаний на другие». Аббат зовёт Манфреда в Церковь, к спасению, но тот против: «Я обуздать себя не мог; кто хочет / Повелевать, тот должен быть рабом; / Кто хочет, чтоб ничтожество признало / Его своим властителем, тот должен / Уметь перед ничтожеством смиряться, / Повсюду проникать и поспевать / И быть ходячей ложью. Я со стадом / Мешаться не хотел, хотя бы мог / Быть вожаком. Лев одинок - я тоже». Конец Манфреда: «Бессмертный дух сам суд себе творит / За добрые и злые помышленья».
Благородный человек, не даром лордом ангельским выписан - сам гибнет, а малых сих бережёт в сторонке.
Гордое решение, Муки даже, в известном смысле (мазохистского порядка). Но это - личное дело, интимное, как и всякое верование. И демонического, против общего мнения - нет: Первый из падших ангелов был первым, но не последним; не сидел на скале в гордом одиночестве, а других соблазнял (и соблазняет гадёныш, прости Господи).
Но тут ведь (в приводимом под покровом безыменья примере) нечто от подзабытых уже "пусек", нечто "верховенское" и "титулярно-голядкинское". Разве нет?
И ведь что интересно - человеку попытались читающие его объяснить - очень даже вежливо и "научно", что вопрос-то поставлен неверно и не по месту, так он как отвечает? (Я подглядел.) Он тут же натюкивает другой текст - с "объяснениями": мол, неверно поняли, мол, "чисто научный интерес" и "расширение знания", и отчего бы не сделать поправку в курсе, с учётом современных реалий и достижений (в общих чертах, но моими словами). И настаивает на своём.
Что тут скажешь? "Готовится быть великим человеком" человек. Умён ли сей? Вероятно. Во всяком случае, учен, и премного. Но вот всё прочее, без чего и из-под самой интеллигентской в свете шляпы хам трамвайный прёт, - оно в нетях.
Так что утверждайтесь на чём угодно, только голыми при луне на площади не скачите. Ну - желает человек гвоздём ржавым себя за мошонку к чему приколотить, так не обязательно к Василию Блаженному переться, можно и на дачном участке, к пеньку какому присовокупиться: оно и интимно, и художественно, м.б...
:)
[User Picture]
From:arttasalov
Date:June 18th, 2017 10:34 am (UTC)

только голыми при луне на площади не скачите.

(Link)
очень верное замечание.

касательно же помянутых пусей, то реакция "верующих" огорчила меня несравненно больше;
она именно что и показала, что церковность этих людей суть идолопоклонство.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 18th, 2017 11:09 am (UTC)

Re: только голыми при луне на площади не скачите.

(Link)
Да, я помню из истории Первого Рима: "А Карфаген всё-таки нужно разрушить".
:)
[User Picture]
From:arttasalov
Date:June 18th, 2017 11:27 am (UTC)

Re: только голыми при луне на площади не скачите.

(Link)
не знаю за Карфаген, но знаю, что крупные социальные образования разрушаются под бременем накопленных ошибок, так же, как и наши тела, истощенные трением о среду)

знаю и то, что обетование Иисуса данные Его Церкви (врата ада не одолеют) относятся отнюдь не к РПЦ, РКЦ и т.п. религиозным организациям.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 18th, 2017 11:31 am (UTC)

Re: только голыми при луне на площади не скачите.

(Link)
Пойду тереться о четверг. Это ведь ленивые моются, а трудяги - трутся об то, что вертится (Псевдо-Галилей).
:)
[User Picture]
From:arttasalov
Date:June 18th, 2017 11:51 am (UTC)

Re: только голыми при луне на площади не скачите.

(Link)
почему именно о четверг?
[User Picture]
From:likushin
Date:June 18th, 2017 11:54 am (UTC)

Свой народ стоит знать и любить по возможности

(Link)
Потому что он чистый. Всегда.
:)
[User Picture]
From:arttasalov
Date:June 18th, 2017 12:18 pm (UTC)

Re: Свой народ стоит знать и любить по возможности

(Link)
точно, как же это я запамятовал )


> Go to Top
LiveJournal.com