likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

ТеРМОяБеднЫЙ сИНТеЗ

Вместо эпиграфа: интеллигент Иосиф Бродский как-то высказался в том духе, что «неверие – это свинство»; интеллигент Виссарион Белинский «ругал Христа по-матерну» (свидетельство Ф.Достоевского);
или немного истории – в заметки на полях «ЧоРТа из БоНБоНьеРКи».
Некогда существовало сословие, представители которого презентовались следующим: «Я есть то, что я есть». Кодекс чести ставил им весьма жосткую рамку: добровольное или вынужденное признание – «Я – свинья» означало для отщепенца либо смерть (суицид, поединок, казнь), либо позор изгнания, клеймо на весь род, включая умерших предков и не родившихся потомков; формула «Я поступил как свинья» (т.е. похоже, конечно, на свинью, но только вблизи, и то чуть-чуть) для этих людей (в «идеале») была немыслима.
Представители этого сословия являли собой элиту тогдашнего общества и власть.
В известный исторический период возникли новые элитарии, пришла новая власть, представители которой объявили о себе: «Я есть то, что я делаю». Рамка допустимого расширилась: сегодня «Я поступил как свинья» (нет преступления в видах трёхста процентов прибыли – есть «дело», как подметили основатели марксизма), но завтра «я» напеку добрых булок, пожертвую на храм или заведу ланкастерову школу, и «Бог учил прощать до семидесяти семи раз», и уж тем более – «сын за отца не ответчик»… Яркий образчик такого рода (перебежчик из первого сословия во второе, более «свободное») – старик Карамазов у Достоевского (отец без отцовства), который и свинствует, и подличает, и тыщу рублей в монастырь несёт (как плату за удовольствие поглумиться над сребролюбивым игуменом, да и только ли над ним), и гадает – есть ли у чертей в аду крючья, потому – для крючьев фабрики должны быть, а у фабрик – хозяева.
За этим, «деловым» сословием во власть грянуло третье – отчаянное, безкомпромиссное, доведшее формулу своих предшественников-антагонистов до абсурдистского совершенства: «Мы есть то, что мы делаем, а кто не с нами, тот свинья, и его в расход или на переделку в наши образ и подобие».
Далее распространяться не стану, за общеизвестностью живого по сей день процесса. Подведу покамест на том, что творческое сословие нового времени (назову этих людей – писателей, журналистов, художников, артистов, музыкантов – так) всегда претендовало на роль элиты и хоть какой-нибудь по счёту да власти (властители дум и проч.), и, конечно, в некоторой части своей не могло не позаимствовать у первых из здесь представленных князей мiра сего хоть что-нибудь из их кодекса, по которому, в частности, «неверие – свинство» (т.е. одно из тягчайших преступлений); прочие же пошли рыть глубже и ширше, объявляя, что «интеллигент (интеллектуал) не может быть христианином, а христианин – интеллигентом (интеллектуалом)», потому что это «слепота» и «свинство» разом.
В связи с этим не могу не изумиться стойкости сугубо книжного как бы явления, именно – карамазовщины, в той её части, в которой она здесь (выше, мною) представлена (а само-то явление куда шире и глубже!); так вот, и ныне и по сей день, оказывается, можно отправиться на званый обед к игумену (или в соцсеть) и спросить, с видом абсолютной невинности (т.е., разумеется, научности), к примеру следующее: а не идолопоклонство ли безоговорочное доверие к Писанию (ну, то есть – имеются ли у чертей в аду железные крючья)?
Каково!  Бог, как говорится, судья ищущему.
Что же до дела исканий проблеска интеллигентности в самой интеллигенции, то могу сказать, в частности, что неплохой писатель (умница и эмигрант) Сергей Довлатов был, как видится теперь, на три головы честнее нынешних «книжных-фейсбучных интеллигентов»: попытавшись как-то дать формулу интеллигенции, задать рамки для портрета интеллигента, он де-факто признался в невозможности такового чуда, отделался чем-то вроде шутки, понятной разве эмигрантам второй волны: интеллигент – тот, кто читает газету «Новый американец». Что ж удивительного в том, что откроешь какой из ныне писанных романов, а там что ни страница – передовица из той самой, правда изрядно со временем пожелтевшей газетёнки.
Или из повести безвременных лет, принадлежащей перу вот ей-Богу вечного титулярного советника, маленького человека в энном поколении, «пролетария умственного труда». И советник этот навеки то, что он есть, потому что он есть то, что он делает. А делает он следующее – «готовится (sic! – О.Л.) быть великим человеком» (В.Белинский. Статья «Горе от ума», 1839 год).
Синтез, и верно – основа диалектики, дамоспода. (Ну, и анализы стоит приучиться – на всякий случай – сдавать.)
Tags: интеллигенция, смыслы
Subscribe

  • РУКи, НОГи, ГОЛОВА и...

    Что русскому окоём, то немцу Standpunkt (точка зрения). «Метафорическое происхождение во многих языках имеют термины…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • РУКи, НОГи, ГОЛОВА и...

    Что русскому окоём, то немцу Standpunkt (точка зрения). «Метафорическое происхождение во многих языках имеют термины…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…