likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

СоН ЛаЗаРя, или ГЛаГоЛЫ ЗАжИГАюТ

Давненько я ничего толком не читал, так что можно считать – дорвался. Прочитываю у известного и более чем популярного в некоторых кругах философа Александра Секацкого:
«Иисус исцеляет – расслабленных, парализованных, прокаженных, и можно заметить, что исцеление происходит лишь в тех случаях, когда тело немощного еще пригодно для продолжения жизни. Воскрешение Лазаря и другие подобные случаи всегда относятся к ситуациям, когда смерть была мнимой: именно мимикрию под смерть и дезавуирует Сын Божий» [Выделение моё – О.Л.]. – А.Секацкий. изыскания: статьи, эссе – СПб., 2009. С. 37.
Выходит, что по г-ну Секацкому Христос не воскрешает Лазаря, а разоблачает четыре дня напрасно смердевшего во гробе – «дезавуирует» злостного притворщика. Ну, точь-в-точь по Евангелию от Иоанна: Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
Но ведь, как известно из того же Евангелия – Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер.
Есть ли хоть малейшая лазейка в тексте, чтобы из «сказал им прямо: Лазарь умер» вывести, что «именно мимикрию под смерть и дезавуирует Сын Божий»? По мне, так нет. Из текста, по крайней мере, этого не следует.* Неужели в распоряжении философа Секацкого оказались некие достоверные источники, восходящие к показаниям свидетелей и очевидцев происшествия? Ну, скажем, те самые не названные у Иоанна апостолы, полагавшие, что Лазарь просто уснул, в отместку обманувшему их Учителю (Иисус сказал им прямо: Лазарь умер) оставили где-то в тайниках и под «кодом да Винчи» закладную записку?
Но тогда, что – тщетна вера наша? Ведь Христос выходит не вполне Христос, а кто-то вроде персонажа «Мастера и Маргариты», выступивший с разоблачением фокусов и заодно – публики. Для чего тогда г-ну Секацкому прописи в именовании – Сын Божий? Мог бы по-старорежимному обозначить, просто: бог, дескать, и все дела. Кто осудит? Философия – это вам наука, а не проповеди с амвона!
Словом, набряк вопрос. Дорожка к ответу долга, однако она, кажется мне, есть. Вот, в том же сборнике статей и эссе:
«Уподобить Россию Ноеву ковчегу было светлой мечтой славянофилов, достаточно вспомнить их идеи насчет ”всемирной отзывчивости” русского народа, соборности, нераздельности и неслиянности. Что ж, надо заметить, что из всех исторических типов государственности именно традиционный имперский уклад более всего подходит для ”нераздельного и неслиянного” проживания чистых и нечистых, именно он позволяет доставить наибольшее количество социального и вообще человеческого разнообразия к берегу грядущего. Увы, более или менее близка к этой роли Россия была лишь во времена Екатерины» [Выделение моё – О.Л.]. – Там же. С. 318.
Разумеется, «всемiрная отзывчивость» – это Достоевский, которого трудно определить в «славянофилы» (ну, хотя бы на момент произнесения «Пушкинской речи», откуда взяты эти слова); и мечтаний Достоевского о «Ноевом ковчеге-России» я, к стыду своему, не знаю, но ведь вот – «имперский уклад» прозвучал, а это «ветер в паруса», это тренд ведь и пароль! И пускай эпоха Екатерины Великой вовсе не была такой уж «ковчежной» и тем более «славянофильской», но ведь для нынешних «чистых и нечистых» прочесть подобное так приятно, это ведь хороший и радостный такой, такой надёжащий через вероятие исторический миф! (О секуляризации церковных имуществ, начатой Петром Третьим и, как бы против логики, но таки доведённой до исполнения его вдовой, и уж тем более о бунте против «национализации» со стороны митрополита Ростовского Арсения Мацеевича, священномученика по сему поводу, сегодня мало кто помнит и знает; но, по г-ну Секацкому, видимо и это – «соборность, нераздельность и неслиянность».)
И всё же образ-то ковчега хороший, пускай истёртый от частого по разным поводам употребления (ну, кто, скажем, не знает, хотя бы по названию, «Русского ковчега» одного из известнейших наших режиссёров?) Образ ничем не хуже, чем образ Христианства как «трёхступенчатой ракеты», которая ещё более надёжно, надо полагать, доставит «наибольшее количество социального и вообще человеческого разнообразия к берегу грядущего». (Автор образа тот же философ.) Но ведь г-н Секацкий едва нам не пророк: книжка издана ещё в 2009-ом, статьи, вероятно, писаны ещё раньше, а «времена Екатерины», о которых можно было тогда только грустить и грезить, - пять лет всего минуло! – как бы возвратились: Крым – наш. И без кровопролитного боя, почти как при Екатерине – наш. Аплодисман г-ну Секацкому, аплодисман! И вот уже в мае сего года (2017-го), прочитываю я, случаем, отчёт о некой научной конференции, устроителем которой выступила известная в издательских (и не только) кругах г-жа И.Прохорова (НЛО), и в этом отчёте промелькивает, что философ Секацкий убеждён будто бы, что миссия нынешней нашей России – выступить в роли духовного «Ноева ковчега» для всего прочего – падшего, разумеется, – мiра, включая «челнок Люцифера» (Секацкий) – Америку. Вчера ещё грустил, увышничал, а ныне – «убеждён». Восстал человек, окреп духом. Аминь.
Одно меня как-то беспокоит: что это за ковчег будет – «духовный» – с Христом-«дезавуиратором» мнимо умерших лазарей? Что за исправленное Христианство? Или – что за престидижитацию готовят нам иные наши философы (вдруг кто читал, вдруг лучше меня – дурака-клавиатора – разобрался)? Наконец, что происходит в тех кругах, где принято именовать себя интеллигенцией; что вообще такое – эта нынешняя наша интеллигенция: фантомная боль полупотерянного (власть имущими) общества, или нечто иное, не столько, может быть, «книжное», сколько «конкретное» и – как знать! – heavy-«металлическое», «переходно-эпохальное»?

* Впрочем, тут возможен некий – кротовый – ход в современном пост-постмодерновом сознании, именно: некогда любимый Иисусом Лазарь «умер» для Сына Божия, поскольку самодеятельно решился на крайнее мошенничество в духе «театра Варьете», т.е. предался Сатане, как Инквизитор Достоевского. Но ведь, с другой-то стороны, чего не сделаешь ради доставления «наибольшего количества социального и вообще человеческого разнообразия» к берегам обетованным! Вот ведь, не меньше философа Секацкого известный профессор-богослов Осипов давно уже всем нам Рай сулит – и чистым, и не очень, и вовсе испачкавшимся, и, что важно, с доставкой на место без ракет (пока) и без ковчегов, а по старинке.
Tags: интеллигенция
Subscribe

  • РУКи, НОГи, ГОЛОВА и...

    Что русскому окоём, то немцу Standpunkt (точка зрения). «Метафорическое происхождение во многих языках имеют термины…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • РУКи, НОГи, ГОЛОВА и...

    Что русскому окоём, то немцу Standpunkt (точка зрения). «Метафорическое происхождение во многих языках имеют термины…

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…