likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

ЖиЗНЬ в СМеРТи, или ГЕРОЙ

Который раз перечитываю, как в «Идиоте» (Достоевского) Ипполит вспоминает увиденную в доме Рогожина картину Гольбейна:
«... живописцы обыкновенно повадились изображать Христа и на кресте, и снятого со креста, всё ещё с оттенком необыкновенной красоты в лице; эту красоту они ищут сохранить Ему даже при самых страшных муках. В картине же Рогожина о красоте и слова нет; это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки... Правда, это лицо человека... сохранившее в себе ещё очень много живого, тёплого... тут одна природа, и воистину таков и должен быть труп человека, кто бы он ни был, после таких мук... когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если точно такой труп... видели все ученики Его, Его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за Ним и стоявшие у креста, все веровавшие в Него и обожавшие Его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет? Тут невольно приходит понятие, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их? Как одолеть их, когда не победил их теперь даже Тот, Который побеждал и природу при жизни Своей, Которому она подчинялась, Который воскликнул: “Талифа куми” – и девица встала, “Лазарь, гряди вон”, - и вышел умерший?»
И дальше:
«Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя, или вернее... в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себя... великое и бесценное Существо – такое Существо, Которое одно стоило всей природы и всех законов её, всей земли, которая и создавалась-то, может быть, единственно для одного только появления этого Существа!.. Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужасном страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый Учитель мог увидать Свой образ накануне казни, то так ли бы Сам Он взошёл на крест, и так ли бы умер как теперь? Этот вопрос тоже невольно мерещится, когда смотришь на картину».
И думаю я, что самое, пожалуй, отчаянное из возможных дерзаний человека – попытаться стать «на место» людей (простых, «тёмных»), оказавшихся очевидцами и свидетелями смерти Живаго Бога. Стать и устоять на нём. Потому – Нитше попытался только лишь вообразить себе такое, и грянул из ума; граф Толстой ужаснулся неминуемому, и сел переписывать Евангелие, из «про неправду» в «жизнь в смерти», хотя получилось-то ровно, кажется, наоборот.
И ещё я думаю, что вот такой-то, ставший и пытающийся устоять человек, может дать героя современного русского романа.
Tags: Вежливый инквизитор
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…