likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

«КУЛЬТуРА как РЕЛиГиЯ»

Достоевский жив и относительно здоров, «Братья Карамазовы» только посвечивают на горизонтах замысла, а граф Лев Николаевич Толстой по-прежнему и по-прежнему втихомолку одержим идеей «основания новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей блаженства на небе, но дающей блаженство на земле». Но иной раз прорывается, да такое и не может не прорываться: беременное смертью обязано себя родить…
«К периоду внутреннего борения относится письмо Льва Николаевича к <...> графине Александре Андреевне, <...> написанное в апреле 1876 г. “... Вы говорите, что не знаете, во что я верю? Это странно и ужасно выговорить. Я не верю ничему, чему учит религия. И больше того, я не только ненавижу и презираю атеизм, но я не вижу возможности жить и тем более умирать без религии. И мало-помалу я строю собственные верования, но хотя они и крепкие, эти верования не являются ни определенными, ни утешительными. Когда вопрошает мой ум, они отвечают правильно, но когда сердце страдает и ищет ответа, тогда нет ни помощи, ни утешения. Что касается требований моего разума и ответов Христианской религии, я чувствую себя в положении двух рук, желающих сомкнуться, но пальцы коих противятся соединению. Чем больше силюсь и борюсь, тем становится хуже. И со всем этим я знаю, что это возможно, ибо одно создано для другого”». - И.М. Концевич. Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого // За что Лев Толстой был отлучен от Церкви. М., 2006. С. 413.
Граф Лев Николаевич Толстой жив и относительно здоров; Достоевский давно в могиле. 1905 год. У России война с Японией. «Толстоевец» Мережковский едет туристом в Стамбул, а, возвратившись, пишет статью «Св. София». В ней есть одно любопытное, особенно, как представляется, по нынешним временам, размышление – в первой части его верное, но, как часто бывает у этого автора, во второй половине, т. е. в выводе из тезиса, уводящее в лабиринт заблуждений, и преопаснейших.
«Религия народа – не случайность, - пишет Мережковский, - это признает всякий, как бы он сам лично на религию ни смотрел. И даже если допустить, что причины зарождения той или другой религии у того или другого народа случайны, то следствия ее жизни в народе неоспоримы. Религия – часть крови и плоти народной; она делает его таким или другим, подводит или отводит от культуры, бросает его в культуру, разгорается или гаснет сама от прикосновения культуры. Религия до сих пор делала народы, давала им силу или отнимала ее. Если история готовит нам в будущем народы безрелигиозные, если культура вытеснит религию, то можно ли будет в действительном смысле слова назвать безрелигиозными эти народы? Культура не вытеснит, а лишь заменит собою религию, займет ее место, то есть сама станет религией. Таково вечное свойство человеческой души, человеческого существа. В душе есть место для Бога, как в теле – место для пищи. Чем бы человек ни питался, - питаться он должен и будет, пока живет и если живет. А ослабит или усилит будущие народы религия культуры, культура как религия, - это покажет будущее». - Д.Мережковский. Св. София. Собр.соч. М., 2004. С. 103.
До большевистского «религию заменит театр» рукой подать. Как акушеру над жуткой терракотовой беременной старухой, которая десятилетия спустя точно в кошмаре «радостного утра» приснится вконец оплуталому Бахтину.
Tags: Вежливый инквизитор
Subscribe

  • отВОР

    День выдался тихим. С ночи был снег, и поутру мир явился причудой снежного кружева, а с нею – мрачной грозой обрыва комфортных линий с…

  • ПуПкИ & ПоПкИ

    Из «Царьграда» – для ретрограда, вчерашнее: « Есть разные мнения и суждения. Однако бывают инициативы, реализация…

  • БОеЦ

    «Пришвинка». Нынче, в дежурный выгул собаки с котом, в кронах придорожной «троицы» – кряжистого дуба и пары…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments