likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Category:

СМаК

Об этом я уже как-то высказывался, однако решил выдрать из целого (пускай с кровью) и дать «кусочком»:
«В прошлом году однажды утром на воду спустили десять военных кораблей; собралась огромная толпа, и зрелище действительно было великолепным. Но тут случайно выстрелила пушка, и одного моряка разнесло в клочья. Никто этого не заметил или, лучше сказать, все, кто заметил, не стали это обсуждать. Я случайно узнал об этом через несколько дней, находясь у морского министра. Еще раньше взорвавшаяся пушка убила и покалечила семь человек. Никто об этом не говорил, и я опять-таки случайно узнал обо всем от одного министра. Среди русских как будто существует некое молчаливое согласие никогда не говорить о таких вещах, и потому бесконечное множество таких происшествий тонет в безвестности. Мне даже кажется, что нередко они нарочито лгут, чтобы отбить любопытство». - Жозеф де Местр. Религия и нравы русских. СПб., 2010. С. 100-101.
Современный интеллигент поспешил бы (и уже поспешил) с «цензурой», с «удушливой атмосферой» и с чем-нибудь ещё из стандарта обвинений любому из русских «тоталитарных режимов». Но ведь это, по совести, не так. Де Местр, разумеется, обращался в высших кругах русского общества, в «монде», и при известном желании можно было бы отыграть дело «заговором молчания», однако она не выдержала бы малейшего напора критики: русская аристократия пользовалась свободой выражения всего спектра мнений (хотя бы «в быту»), и нет, как представляется, никаких оснований для фантазий об «информационной блокаде» иностранного подданного, как проявлении «патриотизма». (Хотя именно в этом, кажется, Де Местр подозревает русских.) Тут видится нечто большее, нечто совершенно иное, и на что Де Местру, типическому европейцу, «не хватило ума» и гроссбушной арифметики.
Ключевым в изумлённом непонимании Де Местра, на мой взгляд, является следующее: русские отказывают европейцу в обсуждении зрелища, которое из «чистого» театра силой случая превратилось в гладиаторскую арену, где, на глазах публики, некоторое число действующих в представлении лиц были «неприлично» убиты. Де Местр, возможно, сам того не сознавая, ищет в смаковании кровавого зрелища удовольствия, удовлетворения досужего любопытства, и в этом он, по мнению русских, ненормален; русские «недоевропейцы» и видят стремление Де Местра к «полноте» перверсии, и отказываются смаковать «хичкоковщину».
Но что-то изменилось в русских за два столетия, что-то, кажется, такое, что мы сами не вполне ещё сознаём, но от чего самые «продвинутые» из нас мнят себя «европейцами». И ведь по праву мнят: «тварь я дрожащая, или право имею» кровцой почмокать, удовлетворить инстинкт безудержного гедониста?..
Tags: Вежливый инквизитор
Subscribe

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    М i р ловил меня, но не поймал; ты сам лезешь м i ру в пасть, а он от тебя отплёвывается. Г.Сковорода Свободы нет, есть…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые лучшие приходят как зрители. Пифагор 9.…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения. Б.Шоу … у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, у Чехова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments