?

Log in

No account? Create an account
НоЖКа НоЖКу НоЖКоЙ БЪЁТ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

April 11th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
12:27 pm - НоЖКа НоЖКу НоЖКоЙ БЪЁТ
1901 год, Санкт Петербург, райские сады Императорских театров. Господин Директор записывает в дневнике:
«Присутствовал в Михайловском театре “La dame de chez Maxim” [“Дама от Максима” (франц.)]. Пьеса эта шла два года тому назад. Этот раз главную роль играла мадам Балетта. Трудно себе представить более плохую и нахальную игру. Да и немудрено, что это так было. Балетта была приглашена в труппу как красивая женщина для выходов, она очень плохая артистка и, конечно, не способна играть какую бы то ни было заглавную роль. Когда прошлый год у князя Волконского был различные истории с Кшесинской [т.е. скандалы. – Л.], а следовательно, и с Великим Князем Сергеем Михайловичем, Волконский желал иметь Великого Князя Алексея Александровича на своей стороне и потому потворствовал различным просьбам Балетты. При заключении контракта ей было увеличено содержание до 25.000 р. при 100 р. разовых. Но этим, конечно, не ограничивалось – получая 25.000 р., Балетта захотела играть главные роли, и тут-то пошла потеха, расхлебывать которую приходится мне. В пьесе сегодня она не играла девку, а играла, как девка, потому что она есть девка, а не актриса. Итак скандальная пьеса местами делалась совершенно невозможной. Балетта подымала юбки так, как не поднимают их даже у Омона. Пьеса вообще очень веселая и смешная Hittemans [исполнитель мужской роли. – Л.] был очень хорош, и публика готова была аплодировать, но выходки Балетты были так непозволительны, что вместо аплодисментов стали шикать и многие смотрели в мою ложу. Я позвал Мишеля и сказал ему, что Балетта шаржирует и чтобы он ей сказал, на что Мишель мне ответил, что она его не слушает, он уже говорил. Единственно послушает она Великого Князя Алексея Александровича, если бы я ему сказал. Вот в какое положение становится Директор Императорских театров и что приходится слышать от режиссера. Вся труппа Михайловского театра, конечно, смеется над Балеттой, а еще больше, я думаю, над всеми нами. Это прямо позор, а не театр, и все это должно иметь нежелаемые последствия. По окончании спектакля я зашел в царскую ложу и сказал Великому Князю Алексею Александровичу, что, по-моему, пьесу сильно шаржировали, на что он мне ответил, что пьеса идет хуже потому, что Hittemans слабее прежнего исполнителя – словом, Великий Князь не видел, что пьесу портила Балетта, и она одна. Hittemans, напротив, был хорош, и публика им была очень довольна. По окончании пьесы публика разошлась не аплодируя». - В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург. М., 2002. С. 100-101.
Крохотный штришок. Капля в море. «Нежелаемые последствия» ограничиваются избранной публикой, хотя выплёскиваются порою на страницы газет. Там, в читателях, публика, против залы Михайловского театра, конечно, проще, но не проще театральной труппы, разумеется. Скандалишки, скандальчики – капли в море русской жизни, но круги на воде имеют свойство расходиться, и прешироко. А Династия не видит, не замечает великокняжеских «шалостей»: одна эффектная девка, другая… имя им легион, пфуй; перебесятся – образуется. Но чувство вкуса, чувство меры и меру скромности образовать, даже в кругу «элитно» воспитанных, оказывается, архитрудно, до невозможного порой: похоть и пошлость и не такое давят.
И мало-помалу, на тонкой трещинке в связующей всё и вся Культуре начинает коррозировать самый прочный металл, обрушается самая верная, трёхсотлетняя кладка. К концу Империи осталось проплясать всего-то полтора десятка лет.
Но девка, говорят, истинно хороша была, ах, какая была девка! Зря, наверное, публика разошлась не аплодируя.

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com