?

Log in

No account? Create an account
ВРаЧУ, ИСЦеЛиСЬ СаМ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

March 30th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
02:16 pm - ВРаЧУ, ИСЦеЛиСЬ СаМ
Кое-что о чудо-докторах и «Христах не того сошествия», на одном известном образце. Ни прибавить, ни смолчать: одне «интеллигентские» междометия.
«... М.Вайнскопф проницательно заметил, что Гоголь “сближает себя то с апостолом Петром <...>, то с теми, кто возглашал осанну Иисусу <...> Желание стать “спасителем”, вероятно, было изначально присуще Гоголю” <...> Гоголь, как известно, не раз оставался наедине с умирающими. Достаточно вспомнить эпизод с Екатериной Хомяковой. Безусловно, это было проявление милосердия и христианского сочувствия. Но было в этом, как представляется, и ещё одно. Отважусь думать, что Гоголь, вероятно, каждый раз как бы испытывал себя, свои сверхчеловеческие возможности, которые он декларировал в письмах и творчестве. Он ставил себя в сакральную ситуацию прощания с жизнью достойного человека и каждый раз словно надеялся на благодать Господню. Ему казалось, что Господь не может оказаться равнодушным к этому событию. Он надеялся на спасительное Чудо, к которому ему хотелось быть причастным. Не случайно он не только остро переживал чужой уход – после этого, как правило, к нему приходило глубокое разочарование в самом себе. И вероятно, он каждый раз тогда понимал, что он – лишь человек и ему не даровано Чуда. О том, что Гоголь испытывал себя в роли чудодейственного исцелителя, свидетельствует римский эпизод, рассказанный Ф.Чижовым. Гоголь знал о болезни “одной дамы” и однажды, зазвав Чижова к себе, посоветовал помолиться у гроба святителя Митрофана, а затем сказал: “Сегодняшнюю ночь за неё здесь сильно молился один человек, и передайте ей его убеждение, что она будет здорова. Только, пожалуйста, не говорите, что это от меня”» [Выделил. - Л.]. - П.В. Михед. «Римская эпоха Гоголя...» // Гоголь и Пушкин: Четвёртые Гоголевские чтения: Сб. докладов. М., 2005. С. 238.
«Росту апостольских устремлений способствовал успех “Мёртвых душ”. Поэму сравнивали с гомеровским эпосом, что ставило автора в ряд выдающихся представителей мировой литературы. Гоголь провоцировал такое восприятие поэмы. Ещё только начиная произведение, он задавал вопрос: “Что говорит во мне неслыханными речами? <...> Что же я? человек ли я?”. Так что даже вполне лояльно относившийся к Гоголю князь П.А. Вяземский, прочитав “Мёртвые души”, заметил не без горечи: “Запросы его и небосвод стали шире. Можно сказать, что уже в «Мёртвых душах» переступил рассудительные и законные пределы”. А распространившиеся хвалебные оды только подталкивали к этому». - П.В. Михед. «Римская эпоха Гоголя...» // Гоголь и Пушкин: Четвёртые Гоголевские чтения: Сб. докладов. М., 2005. С. 239.
«... Н.Котляревский: “Гоголь был хитёр и себе на уме и в откровенности не пускался”». - П.В. Михед. «Римская эпоха Гоголя...» // Гоголь и Пушкин: Четвёртые Гоголевские чтения: Сб. докладов. М., 2005. С. 235.
«... мнение барона Розена об отношении Пушкина к Гоголю: “Он (Пушкин) всегда желал иметь около себя человека милого, умного, с решительною наклонностью к фантастическому: «Скажешь ему: пожалуйста, соври что-нибудь!» И он тотчас соврёт, чего никак не придумаешь, не вообразишь”». - В.Ю. Белоногова. Образ Фаддея Булгарина и «масслит» в восприятии А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя // Гоголь и Пушкин: Четвёртые Гоголевские чтения: Сб. докладов. М., 2005. С. 271.

(20 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:likushin
Date:March 30th, 2014 01:57 pm (UTC)

Re: no commentaries

(Link)
:)

> Go to Top
LiveJournal.com