?

Log in

No account? Create an account
ИСКуШеНиЕ АНТоНиЯ - Олег Ликушин — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

March 30th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
10:14 am - ИСКуШеНиЕ АНТоНиЯ
Озаряя каменное изваяние святого Антония,
воздвигнутое как раз посредине двора у фонтана,
ясный месяц сияет среди облаков...
Э.Т.А. Гофман. Эликсиры сатаны
Июня 9-го 1879 года, Достоевский отсылает из Старой Руссы в редакцию журнала «Русский Вестник» главы V-VII книги пятой романа «Братья Карамазовы», в числе которых глава «Великий инквизитор». Июня 11-го он сетует, на письме к В.Пуцыковичу, что редакция поступает с ним «самым небрежным (от лени и инерции) образом», придирается к некоторым «идеям и положениям» романа, опасается, что к книге «Pro и contra» придирок будет больше прежнего, а деньги автору между тем отправляются без аккуратности.
Июня 30-го того же года выходит из печати очередной номер «Русского Вестника», где читатель не без изумления прочтёт:
«... Дети бросают пред ним цветы, поют и вопиют ему: “Осанна!” “Это он, это сам он, - повторяют все, - это должен быть он, это никто как он”. Он останавливается на паперти Севильского собора в ту самую минуту, когда во храм вносят с плачем детский открытый белый гробик: в нем семилетняя девочка, единственная дочь одного знатного гражданина. Мертвый ребенок лежит весь в цветах. “Он воскресит твое дитя”, - кричат из толпы плачущей матери. Вышедший навстречу гроба соборный патер смотрит в недоумении и хмурит брови. Но вот раздается вопль матери умершего ребенка. Она повергается к ногам его: “Если это ты, то воскреси дитя мое!” – восклицает она, простирая к нему руки. Процессия останавливается, гробик опускают на паперть к ногам его. Он глядит с состраданием, и уста его тихо и еще раз произносят: “Талифа куми”“и восста девица”. Девочка подымается в гробе, садится и смотрит, улыбаясь, удивленными раскрытыми глазками кругом. В руках ее букет белых роз, с которым она лежала в гробу. В народе смятение, крики, рыдания, и вот, в эту самую минуту, вдруг проходит мимо собора по площади сам кардинал великий инквизитор...» (227; 14).
Земным «отражением» Христа (не путать с «Христом не того сошествия») в романе выведен старец Зосима, известный многочисленными чудесами исцелений, опытами экзорцизма, и, в частности, тем, что поставил на ноги «обезноженную» девочку-подростка Лизу Хохлакову. И это не досужие выдумки, не сказка, но, в свою очередь, отражение в литературе чуть не обыденных (при всей их чудесности) явлений живой русской жизни, известных задолго до Достоевского, при нём и после...
Спустя 24 лета от явления мiру великой Поэмы, 27 августа 1903 года А.С. Петровский выведет на письме к Андрею Белому: «Сестра писала мне не так давно, что был у них еп<ископ> Антоний Волынский (родом Храповицкий) и занимался исцелениями. Напр<имер>, у одной глухонемой девочки он спрашивал, как ее зовут, и так настойчиво, что она принуждена была сказать свое имя. Другой девочке, у которой руки были сведены, велел перекреститься, что та и исполнила. Староверке с двумя больными детьми сказал, что дети страдают за грехи (ее?) и когда грехи простятся, то и дети выздоровеют. За ним теперь бегают толпы народа. То же делал и митрополит Филарет [Филарет (Дроздов) – 1782-1867. - Л.]. Владыку Антония (не митрополита) боятся в Синоде, потому что он уже не раз выказывал наклонность к неожиданностям и выходкам, а также один из немногих, чувствующих себя архиереем».*
Антоний Храповицкий оставит по себе труды разного содержания, и среди них можно отыскать нечто вполне «русско-критическое», именно о Достоевском, о его произведениях, о романе «Братья Карамазовы» в том числе. На мой взгляд, критики эти писания не выдерживают, иначе как «искушением Антония» их и не назовёшь: не архиерейское, не священноначальническое это дело – литературоведничать да философствовать. Но что все письмена в сравнению с тем, что человек сей дерзал сотворять, на какие «выходки» отваживался! Да ничто, если, конечно, это не письмена Достоевского.

* «Мой вечный спутник по жизни». Переписка Андрея Белого и А.С. Петровского: Хроника дружбы. М., 2007. С. 72.

(24 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:olga_astrahan
Date:March 30th, 2014 09:53 am (UTC)
(Link)
Не знаю, кто кого, куда возвел,только А.Х. тут при чем?

P.S.Когда умный человек называет себя постоянно дураком,то я воспринимаю это,не иначе,как кокетство.
[User Picture]
From:likushin
Date:March 30th, 2014 10:00 am (UTC)
(Link)
1. Дурак всегда кокетлив.
2. При том, что понадарвалдаял на Достоевском пурги разной.
[User Picture]
From:olga_astrahan
Date:March 30th, 2014 10:15 am (UTC)
(Link)
для кого-то пурга - то, что Вы пишете. и что?
[User Picture]
From:likushin
Date:March 30th, 2014 10:19 am (UTC)

Две разницы

(Link)
Я ж не священноначальник, а наместник Подпольного человека и умышленный дурак; мне - положено. См. инфу лузера Likushin.

> Go to Top
LiveJournal.com