?

Log in

No account? Create an account
ДЕВиЦЫ и УЧаСТИ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

March 19th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
03:06 pm - ДЕВиЦЫ и УЧаСТИ
У нас кто смел, тот грабит,
а кто не смел, тот крадёт.
А.А. Бестужев
Иван Карамазов рассказывает о необычайном приключении, участниками и свидетелями которого стали жители испанской Севильи: сразу как окончилось зрелище «великолепного автодафе», тихо и незаметно появился «Христос не того сошествия»; он благословляет только что упившихся кровью жителей испанского города, улыбается им «тихою улыбкой бесконечного сострадания», исцеляет слепого старика, воскрешает умершую девицу, но тут же оказывается арестованным; стража «приводит пленника в тесную и мрачную сводчатую тюрьму в древнем здании святого судилища и запирает в нее». В ночь к пленнику приходит кардинал Великий инквизитор и, излив душу, грозит: «завтра же ты увидишь это послушное стадо, которое по первому мановению моему бросится подгребать горячие угли к костру твоему, на котором сожгу тебя за то, что пришел нам мешать. Ибо если был кто всех более заслужил наш костер, то это ты. Завтра сожгу тебя. Dixi» (237; 1). И однако же, волею сочинителя вымышленный Инквизитор милует вымышленного «Христа», отпускает в предутренний сумрак и неизвестность, оставляя тем самым человечество, измученное пыткой наказующего мiра, в прежней его участи.
Напомню, что первой печатью роман «Братья Карамазовы» вышел в журнале «Русский Вестник», и печатался он в 1879 и 1880 году. В начале следующего года автор его, Фёдор Достоевский, умер. А в 1882 году в журнале известного историка своего времени, П.И. Бартенева, вышли «Записки» осуждённого по I разряду (т. е. как опаснейшего) «декабриста» Ивана Горбачевского, причём публикация была анонимной, без указания имени автора. В воспоминаниях Горбачевский описывает историю тайного общества «Соединённых славян», вхождение этой организации в «Южное общество», где руководителями были Пестель, Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин, даёт в подробностях бездарно поставленный и бесславно окончившийся поход мятежного Черниговского полка, суд над схваченными бунтовщиками, их казнь. И здесь-то, при описании экзекуций, возникает пронзительнейшая история, в которой как бы обратно-зеркально отразилась фабула гениальной фантазии Достоевского, его Поэмы.
***
Итак, Горбачевский рассказывает о наказании участвовавших в походе Черниговского полка нижних чинов, всего 120 человек, приговорённых к прогнанию сквозь строй (от 200 до 12 тысяч ударов палками каждому) и ссылке – кому в Сибирь, в каторгу, кому на Кавказ, в действующую армию. Руководивший экзекуцией генерал-майор Вреде из человеколюбия просил выставленных палачами солдат «щадить своих товарищей, говоря, что их поступок есть следствие заблуждения, а не злого умысла. Его просьбы не остались тщетными: все нижние чины были наказываемы весьма легко. Но в числе сих несчастных находились разжалованные прежде из офицеров Грохольский и Ракуза и были приговорены к наказанию шпиц-рутеном через шесть тысяч человек. Незадолго до экзекуции между солдатами пронесся слух, что Грохольский и Ракуза лишены офицерского звания за восстание Черниговского полка и, не взирая на сие, приговорены судом к телесному наказанию. Мщение и негодование возродилось в сердцах солдат; они радовались случаю отомстить своими руками за притеснения и несправедливости, испытанные более или менее каждым из них от дворян. Не разбирая, на кого падет их мщение, они ожидали минуты с нетерпением; ни просьбы генерала Вреде, ни его угрозы, ни просьбы офицеров – ничто не смогло остановить ярости бешеных солдат; удары сыпались градом; они не били сих несчастных, но рвали кусками мясо с каким-то наслаждением; Грохольского и Ракузу1 вынесли из линии почти мертвыми.
Отец Грохольского, богатый помещик Смоленской губернии, дал своему сыну весьма хорошее воспитание и определил его в Полтавский полк, где в скором времени он дослужился до капитанского чина, но, не взирая на то, что кротость и благородство души составляли отличительные черты его характера и внушали любовь и уважение каждого, Грохольский, оскорбленный батальонным командиром, имел несчастие ударить его в щеку. За сей поступок он был лишен всего и записан в рядовые в Черниговский полк. Мы не знаем, где и когда он познакомился с одной благородною девицею, но любил ее и был любим взаимно. Родители сей девицы согласились на их брак. Грохольский был уже обручен и ожидал только перемены своей участи, чтобы назвать ее своею, но восстание С.Муравьева разрушило счастие двух любовников. Услыша об аресте Грохольского, его невеста приехала в Белую Церковь и просила тамошнее начальство о дозволении видеться с Грохольским; ей было дозволено и она, воспользовавшись этим, каждый день по нескольку часов проводила в тюрьме с злополучным женихом своим. Ее родители и сам Грохольский просили ее оставить Белую Церковь и возвратиться домой, но все просьбы были напрасны. В роковой день экзекуции невеста Грохольского прибежала на лобное место; вид ее жениха, терзаемого бесчеловечными палачами, его невольные стоны смутили ее рассудок: в беспамятстве бросилась она на солдат, хотевши исторгнуть из их рук несчастного страдальца; ее остановили от сего бесполезного предприятия и отнесли домой. Сильная нервическая горячка была следствием сего последнего свидания. Во все продолжение краткой своей болезни она слышала стон своего друга, видела кровь его и старалась остановить свирепых его мучителей; искусство врачей было бесполезно, - и в тот же самый вечер смерть прекратила ее страдания».2         
***
Шекспирова пера достойная история. «Дубровский» в сравнению с нею едва не мелодрама на сладенькой слезе.
Но вот что – сколько понимаю, несчастный Грохольский не мог, и по характеру, и по прежнему положению разжалованного, доставить своим палачам чувство личной неприязни. Сколько понимаю, в новом своём положении Грохольский и сословно не был им чужд, напротив – оказался, что называется, на равной с ними ноге (дворяне не подвергались телесному наказанию). Сколько могу знать, первой своей задачей по исхищении власти мятежники, в числе которых был Грохольский, видели упразднение крепостной зависимости и сословного разделения, другими словами – «свободу, равенство и братство».
Пройдёт без малого сто лет, «равенство и братство» восторжествуют, но вот что: солдаты и матросы семнадцатого года знали о тяготах крепостной зависимости не из личного опыта – только по рассказам отцов своих и дедов; дорвавшись наконец до «равенства и братства», зверски пытая и казня «золотопогонных» носителей счастьефикаторской идеи, представителей того класса, того сословия, в котором самая-то идея зародилась и вызрела, прежде «униженные и оскорблённые» воплотили собою торжество «справедливости», именно социальной «справедливости», начисто отринув «иллюзию вечной гармонии», в которой «лань ляжет подле льва» и «зарезанный встанет и обнимется с убившим его» (222; 14). Увы, «народ-богоносец» остался при одном словечке из всего, столь много возмечтавшего о нём дворянина и каторжника Достоевского – при слове «Христа не того сошествия», Алёши Карамазова:
- Расстрелять!
И если стадо, послушное воле кардинала Великого инквизитора, ещё нуждается в приказе и мановении чтобы броситься подгребать угли к костру, то здесь, в истории «декабриста» Гроховского, ровно наоборот: ни приказы, ни просьбы начальства не могут остановить палачей, жаждущих торжества «справедливости», и формально – вот что страшное-то! – исполняющих правое, законное. Ни даже слёзы и вопли и метания несчастной девицы не трогают ожесточенных сердец; дай им волю – и эту растерзали бы, понятно как и «за что»...
***
«Преданье старины глубокой»? Разумеется. Ушедшее безвозвратно? Конечно, нет: вокруг себя оглядитесь-ка, копните историю своего рода, своих семей, откройте глаза к «текущей» современности... Да, да, в том-то и печаль, дамоспода не мои, что никуда эта горечь не ушла, и всё же... Печальна судьба благородных девиц, печальна судьба справедливолюбивых палачей, но куда, по мне, печальнее судьба «Христов не того сошествия», кому всё неймётся на идее счастьефикации человечества, у кого всё зудит по сердчишкам мечта устроения «идеального государства», и не меньше как в общечеловеческом масштабе. Увы, увы и увы: с этим нам жить, и дай-то Бог, чтобы жить одолевая. На том и покончим пока с пронзительной этой трагедией. Аминь.

1 В этом же воспоминаний, на стр.292, можно прочесть: «Ракуза был из польских дворян, служил в Пензенском полку поручиком, и за такую же вину, как Грохольский, был разжалован в солдаты в Черниговский полк. Во время суда он помешался в уме, но сие помешательство не спасло его от жестокого телесного наказания» [Выделил. - Л.].
2 И.И. Горбачевский. Записки // Мемуары декабристов. М., 1988. С. 291-292.

(10 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:qoqa_gosha
Date:March 19th, 2014 11:38 am (UTC)
(Link)
Глядя как в холодном мониторе беснуется толпа младоукраинцев, с лёгкостью пробивающая головы тем, с кем они доселе были совершенно незнакомы, украинцев, сжигающих не врагов, но просто тех, кто стоит напротив, не разделяя их истинных или иллюзорных ценностей, я думаю, что ровно та же черная злоба гнездится и в сердцах соседей моих, коллег по работе, да и просто соплеменников, недовольных кто чем. Начальством ли, работой, женой или тёткой из ларька.
Не дать им выплеснуть эту злобу наружу способен только холодный рассчёт, в котором слезинка замученного ребёнка, всего лишь одно из многих условий задачи.
[User Picture]
From:likushin
Date:March 19th, 2014 11:53 am (UTC)
(Link)
Здесь я с Вашим "холодом" совершенно согласен - теоретически, так-зать, согласен. И о "соседях-коллегах", конечно, согласен. Одно свербит: холод-то этот, по истории, по тому, что известно, всё как-то направлен на стимуляцию выплесков злой энергии, раз от разу забывая о существовании такого устройства на нашем котле, как подрывной клапан. Некоторые называют такое устройство Культурой.
[User Picture]
From:qoqa_gosha
Date:March 19th, 2014 12:00 pm (UTC)

называю его

(Link)
Я называю это - цивилизацией. Впрочем, это всего лишь особенности перевода.
[User Picture]
From:likushin
Date:March 19th, 2014 12:07 pm (UTC)

Re: называю его

(Link)
Начитавшись как-то всякого разного о "восстании масс" и овладении "массами" властью, а также о "поп"- и "масс-культуре", я с тех пор думаю, что перевод этот, увы, не верен. Культура и Цивилизация - антагонисты.
[User Picture]
From:troitsa1
Date:March 19th, 2014 11:44 am (UTC)
(Link)
Интересно про Горбачевского, не знал, спасибо.
[User Picture]
From:likushin
Date:March 19th, 2014 11:55 am (UTC)
(Link)
Рад, что пригодился.
[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:March 19th, 2014 12:56 pm (UTC)
(Link)
Печально, но у каждого своя правда. Воспоминания Полины Анненковой, скажем, всё о прекраснодушных простых русских (или сибирских по тогдашнему делению) людях.
Или вот о русских солдатах в Париже: "Они были очень тихи и невзыскательны и удивляли нас своею кротостью и вежливостью... Только им не нравился наш белый хлеб, они просили все черного и жаловались, что вино не довольно крепко."
[User Picture]
From:likushin
Date:March 19th, 2014 01:03 pm (UTC)
(Link)
Скажем так - у каждого своя жизнь и свой человек с ружьём.
[User Picture]
From:krajn
Date:March 20th, 2014 09:39 am (UTC)
(Link)
Вывод об антагонизме Культуры и Цивилизации считаю преждевременным. Мало того, считаю, что он всегда будет преждевременным.
Сейчас пойду самоцитату поищу, но на планшете это неудобно. Если не найду - пойду пообедаю.
[User Picture]
From:likushin
Date:March 21st, 2014 07:00 am (UTC)
(Link)
Я часто преждевременен, потому - занят прошедшим. Приятного аппетита. )

> Go to Top
LiveJournal.com