В сущности, об этом же заявлял и Завалишин офицерам Морского экипажа (возражавшим ему, что “Россия еще мало образованна”): “Поверьте, что образование тут не нужно, но нужны лишь люди, которые бы решились пожертвовать собой для блага отечества”». - В.Бокова. Эпоха тайных обществ. М., 2003. С. 527.
Иван Карамазов говорит о таких героях: «передовое мясо», и делит это «мясо» на две «категории»: «хамское, лакейское» и «получше», которое когда-нибудь «будет». Деление это не Достоевский придумал, но те же «декабристы», делившие своих («наших») на «руки» и «орудия», и на «головы». *
Как ни странно, но именно в этом, как представляется, есть расшифровка quasi-христианского научения от Алёши Карамазова: «Я думаю, что все должны на свете прежде всего на свете жизнь полюбить. <...> полюбить прежде логики» (210; 14). В этом и раскрытие судьбы этого персонажа, оставленной автором на неслучившийся второй роман дилогии (напомню – с покушением на цареубийство и проч.).
Такого рода «любовь к жизни», в виде аллегорической фигуры, увенчивает триумфальную арку на исходе непроходимого шоссе энтузиастов, и она не что иное как распахнутые ворота в смерть – и в аффект совершонного Алёшей отцеубийства, и в «духовную высоту» суицидального перехода преступника из живой жизни в «мiр горний и высокий», которому научает в «Легенде о Великом инквизиторе» Василий Розанов.
Достоевскому, бывшему «петрашевцу» (и тем уже наследнику декабристских заблуждений) такого рода парадоксы известны были не по начитке. (Хотя и любви к умному чтению никто, кажется, и никаким указом не отменял, что во времена Достоевского, что у нас, теперешних, и в России, и на Украине, и даже в самой «стране святых чудес» Европе – никто не отменял, вот вам крест.)
* См., например: А.Бестужев-Марлинский: «Одни желали республику по образцу Соединенных штатов; другие конституционного царя, как в Англии; третьи желали сами не зная чего, но проповедовали чужие мысли. Этих людей мы называли руками, солдатами и принимали их в общество только для числа». - Цит. по: В.Бокова. Эпоха тайных обществ. М., 2003. С. 324.
«... и сам Пестель, и С.Муравьев-Апостол, и другие видные “южане” были сторонниками использования в случае выступления командно-дисциплинарных методов (солдат обязан слушаться команды; прикажут выступить – и он пойдет) и относились к вопросам пропаганды без энтузиазма. С.И. Муравьев-Апостол считал, что “солдаты и офицеры должны быть приготовляемы, но не должны знать ничего; они будут орудиями и произведут переворот”. Под “приготовлением” здесь, как и в других случаях, подразумевалось разжигание недовольства против “властей”» [Выделил. - Л.]. – Там же. С. 432.
«“Некоторых принимали в члены только для того, чтобы они служили орудиями, когда будет нужно”, - писал А.А. Бестужев». – Там же. С. 463.