?

Log in

No account? Create an account
ВеЛиКиЙ ОПыТ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

July 31st, 2013


Previous Entry Share Next Entry
12:46 pm - ВеЛиКиЙ ОПыТ
Кто ищет – вынужден блуждать.
Гёте. Фауст. Пролог на небесах
Поль Валери как-то вспомнил разговор, бывший между Эдгаром Дега, художником, и поэтом Малларме. Дега, попробовавший себя в сочинительстве,  жаловался:
- Я не оправдываюсь, почему я не могу закончить маленькое стихотворение, в конце концов, я переполнен мыслями.
Малларме отвечал:
- Но, Дега, стихи пишутся не мыслями, стихи пишутся словами.
Валери итожил своё воспоминание: «Это великий урок».
Я бы дерзнул переиначить «урок» в «опыт», по сути, это одно и то же. Но дерзну ещё прибавить: когда человек ищет «мысли» в прочитываемом художественном тексте, возможно, да и скорей всего, он ищет «не по адресу», потому слова этого текста, если это настоящий, конечно, текст, подобраны и выстроены таким образом, чтобы мысли возникли и «ожили» в голове читающего, то есть именно там, где их отыскивает автор текста.
Это, по моему разумению, и есть великий опыт Литературы.
Но вот ещё что представляется важным. Автор, этот неутомимый искатель мысли, к моменту прочтения его текста читателем, может быть, успел Богу душу отдать, покинул мiр сей. Но искание не прекратилось. Но «сотворение» и «оживление» мысли в головах читающих идёт полным ходом и своим чередом. Идёт вне зависимости от жизни-смерти автора, главное – был бы жив читатель. И когда апостолы постмодерна возгласили (Ролан Барт), увлекшись красотою парадокса, формулу о «смерти автора», они, как представляется, крепко наблудили и ввергли во блуд множество пишущих и читающих: не «смерть автора» есть рубеж, смерть автора, в любом её смысле, есть ничто, nihil; подлинным рубежом и, возможно, последним, является «смерть читателя» – именно «клиническая смерть», когда головной мозг отказывает ищущим в самой малости, в единственном своём зерне, в мысли.*
Красивая, кстати говоря, метафора является из этого вывода, когда помнишь о поставленном Достоевским в эпиграф «Братьев Карамазовых»: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода (Евангелие от Иоанна, гл. XII, ст. 24). А некрасивое, как знают знаменитейшие в мiре конструкторы самолётов, летать не может: не дано некрасивому небес, а значит и правды.

* В этом, кстати говоря (то есть в возникновении парадигмы «смерть автора»), я вижу положительное дело постмодерна (если не забегать за край, конечно, куда, как правило, множество-то и бежит, куда и валится, срывая мозги и души, смешав строго обусловленную, «конституционную» свободу с анархической вседозволенностью, провозглашая «свободными от автора» то персонажей (Бахтин), то читателей).

(16 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:ivannikov_ru
Date:July 31st, 2013 03:47 pm (UTC)
(Link)
+100!
потому-то я так и ценю своих читателей
[User Picture]
From:likushin
Date:August 7th, 2013 10:19 am (UTC)
(Link)
Верно, не без взаимности. )

> Go to Top
LiveJournal.com