?

Log in

No account? Create an account
АНАфЕМА и АНАФеМА - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

June 23rd, 2013


Previous Entry Share Next Entry
08:23 pm - АНАфЕМА и АНАФеМА
Прочитываю:
«“Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все признаны к усыновлению: кого Отец избрал, тех Он сподобил с властью служить братьям своим. Итак, исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла [т. е. от зла анафематствования людей. - прим. комм.]. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру; а если он умер, то тем более. Почему? Потому что он «перед своим Господом стоит или падает» (Рим. 14, 4), не находясь более под властью человеческой. Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает и меру ведения и степень веры. <...> Еретические учения, несогласные с принятым нами, дóлжно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении” (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: В 12 т. СПб., 1895-1906. Т. 1. Кн. 2). Выше автор трактата приводит в пример апостола Павла, который налагал анафему на неправедные деяния, а не на конкретных людей». - Книга Еретиков: антология. СПб., 2011. С. 16.
Задумался: а как же анафематствования, имевшие место в истории Русской Православной Церкви (а и только ли в ней), - они ведь, от раза к разу, имели «мишенью» конкретное лицо, личность, душу, а не только и исключительно «деяния»?

(55 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 23rd, 2013 04:36 pm (UTC)
(Link)
По-разному было в истории. Анафема - и идее была - иконоборцам, и людям, например, Мазепе. Сегодня на практике все анафематствования опускаются.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 23rd, 2013 04:44 pm (UTC)
(Link)
Только теперь добираемся до Иоанна Златоуста? Долгая дорога в дюнах.
[User Picture]
From:kiprian_sh
Date:June 23rd, 2013 05:32 pm (UTC)
(Link)
Златоуст здесь несколько отступает от реальности. Ну, или разве только ему не было известно об уже существовавших ко времени произнесения им речи анафемах на конкретных людей. Впрочем, он и в самой речи противоречит сам себе, когда сначала говорит: "Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена", а потом сразу о том, что никого лично не отлучали.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 23rd, 2013 05:43 pm (UTC)
(Link)
Н-да, надо ещё перечитать. Я-то воспринимал так: столп.
[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:June 23rd, 2013 05:44 pm (UTC)

Златоуст от Иосифа Волоцкого:

(Link)
"И еще говорит тот же Златоуст: возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви — он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: “Кто не со Мною, тот против Меня”

http://krotov.info/acts/16/1/1505pros_rus4.html
[User Picture]
From:likushin
Date:June 23rd, 2013 05:54 pm (UTC)

Re: Златоуст от Иосифа Волоцкого:

(Link)
Так я тени своей начну бояться. Где ж на еретике бирка что он еретик.
[User Picture]
From:livejournal
Date:June 23rd, 2013 07:20 pm (UTC)

АНАфЕМА и АНАФеМА

(Link)
Пользователь kot_pafnusha сослался на вашу запись в записи «АНАфЕМА и АНАФеМА» в контексте: [...] Оригинал взят у в АНАфЕМА и АНАФеМА [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:June 23rd, 2013 07:21 pm (UTC)

АНАфЕМА и АНАФеМА

(Link)
Пользователь kot_pafnusha сослался на вашу запись в записи «АНАфЕМА и АНАФеМА» в контексте: [...] Оригинал взят у в АНАфЕМА и АНАФеМА [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:June 24th, 2013 06:56 am (UTC)

АНАфЕМА и АНАФеМА

(Link)
Пользователь kot_pafnusha сослался на вашу запись в записи «АНАфЕМА и АНАФеМА» в контексте: [...] Оригинал взят у в АНАфЕМА и АНАФеМА [...]
[User Picture]
From:semjon
Date:June 24th, 2013 07:23 am (UTC)
(Link)
А вот революционный протоиерей Андрей Дударев говорит, что Толстого, оказывается, не отлучали.

Это к слову, только вчера узнал. Что до сути, неудобно получается: налагаешь анафему на деяния, а на чьи? Вот и получается связка человек-анафема. Чтобы понятней было. Иначе всё слишком абстрактно. Ну а потом решили цепочку упростить. "Мы говорим Ленин, подразумеваем - партия, мы говорим партия, подразумеваем - Ленин".
[User Picture]
From:likushin
Date:June 24th, 2013 07:52 am (UTC)
(Link)
Я читал, что Толстого действительно не отлучали, он сам, своими текстами, объявил о выходе из Церкви. Этот факт и стал поводом к "симметричному" ответу со стороны Синода. Анафему Толстому провозглашали, но этот акт был оставлен на совесть священников "на земле", т.е. её можно было провозглашать, но не в обязательном порядке.
Ну, а с этой архиметафорической формулой, про "подразумеваем", тут развитие "логики" за край, чем, известно, вовсю пользовались коммуноначальники. К примеру, объвление Сталиным кампании "критики и самокритики" тоже имело корни в христианстве, в публичной исповеди, которую, кстати, накануне переворота практиковал о.Иоанн Кронштадский, и она вызывала массовый отклик.
Тут страшная связка: "религия - государство", "огосударствление церкви" (с коммунистской перверсией впоследствии), за вычетом Церкви как Общества.
Мне так думается.
[User Picture]
From:livejournal
Date:June 24th, 2013 07:24 am (UTC)

АНАфЕМА и АНАФеМА

(Link)
Пользователь iskander_bel сослался на вашу запись в записи «АНАфЕМА и АНАФеМА» в контексте: [...] нал взят у в АНАфЕМА и АНАФеМА [...]
[User Picture]
From:ortheos
Date:June 24th, 2013 08:00 am (UTC)
(Link)
Горе миру от цитатчиков с вырезатаром.

Если вы обратитесь к полному тексту , то обнаружите, что св.Иоанн Златоуст говорит о том, что у Церкви ЕСТЬ власть отлучать конкретных людей. Но что применялось это право крайне редко и практически против воли, оттягивая до последнего. Это слово о проклятии сказано уже после 1 вселенского собора и отлучения Ария , после отлучения гностиков поименно. Вся соль в том, что нет никакой "автоматической анафемы". Анафематствованы конкретные лица, положившие начало ереси. А вот про остальных говорит Иоанн Златоуст - что нельзя и греховно их проклинать и анафематствовать без прямого постановления собора и Церкви. Причем он говорит о последователях уже осужденных ересей - арианства, аполлинарианства.

[User Picture]
From:likushin
Date:June 24th, 2013 08:11 am (UTC)
(Link)
Заметьте, я процитировал текст по конкретному изданию и дал корректную ссылку. Тут можно говорить, конечно, и о "горе от цитатчиков"-составителей антологии, можно и меня пнуть, но можно (и нужно, мне кажется) сказать о том, что постановка такого рода вопросов, с обращением к разбирательству в столь сложных материях (а они сложны), служит, скорее, выходу к "уму от горя", нежели к заблуждению в "горе от ума".
[User Picture]
From:cryss_hawkeye
Date:June 24th, 2013 07:30 pm (UTC)
(Link)
а куда подевался мой коммент?
[User Picture]
From:likushin
Date:June 24th, 2013 07:38 pm (UTC)
(Link)
Это ко мне вопрос?

> Go to Top
LiveJournal.com