?

Log in

No account? Create an account
МОЛЧЬ и МеЛоЧЬ: II - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

June 4th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
10:25 am - МОЛЧЬ и МеЛоЧЬ: II
Окаменевший корень смысла.
М.Фуко
Повторю: только лишь позабыв все слова, все до единого неприкасаемого, которое есть «быть», можно выговорить без-умие.
Как такое возможно? Снятием «другого», преодолением различия технологией, и к тому, кажется, всё идёт. То есть...
«Если бы я не шел к другому путем аппрезентации, если бы я достигал его непосредственно и изначально, в молчании и через соединение с его собственными переживаниями, другой перестал бы быть другим». - Жак Деррида. Письмо и различие. М., 2007. С. 190.
У муравьёв, слыхал я, есть такая особенность: один муравей вдруг «сходит с ума», или сбивается с «программы», перестаёт выполнять функцию – не спешит в поиске корма, не упирается в доставлении добычи «по адресу», не бьётся с вторгнувшимися в пределы муравейника врагами, а начинает описывать «бесконечные» круги, «обезумевает»; ближние сородичи его, заметив такую аномалию, вовсе не пытаются как-то помочь «выпавшему из социума», или, напротив – не устраняют его уничтожением, но собираются вокруг «циркулятора», и повторяют его движения, как бы «добровольно заражаясь безумием». Длится этот данс макабр до полного истощения впавшей в состояние «транса» группы насекомых, до истощения и, разумеется, «полной гибели всерьёз». То есть инстинкт, великий механизм, давший вдруг сбой в отдельной особи, перестаёт действовать и в других, совершенно здоровых муравьях, они перестают быть, в отношении к «заболевшему», сбившемуся, «другими», но целиком и полностью соединяются с его «переживаниями», совершенно и разом «отключившись» от инстинкта «в ничто». (Как знать, может быть, нечто подобное заставляет китов «коллективно» выбрасываться на берег.)
Метафорируя, конечно, однако, кажется, верно метафорируя, можно сказать, что муравьи «помнят» одно-единственное слово, и слово это: быть. Муравейное «быть» и есть – инстинкт. Розлитое по муравейнику «я» (при всей «метафоричности» этого «я») обеспечивает «непосредственное и изначальное, в молчании и через соединение» преодоление «другого», иначе говоря, если одна особь вдруг, вместо общего «ума», начинает «выговаривать» без-умие, другие особи перестают быть по отношению к первой «другими», они механически «обезумевают».
Когда футурологи и технологи и политтехнологи говорят о скорейшем совокуплении общечеловечества в единый «нус», о наступлении «эры всемiрного разума», порогом которой видится этим господам интернет, они, собственно, говорят о забытии (массой, не «элитой» – это архиважно) всех слов, всех до единого «неприкасаемого», которое есть «быть». Это, по моему разумению, само по себе не что иное, как без-умие, однако в нём есть и крайняя часть, вроде представленной мною на примере муравейника, муравейника как одного из популярнейших у критиков всякого позитивизма (особенно в XIX столетии) образа «вероятного человечества», «золотовекового человечества», «справедливо и разумно устроенного человечества», «человечества Хрустального дворца». Что это за часть? Это – самоубийственные пандемии массового обезумливания, запредельной шизоизации постчеловечества, показавшие грозную свою мощь уже в прошлом столетии*, начатые средствами классической пропаганды, а там и возросшей «четвёртой власти», и, в виду разгула технологических революционерств века нынешнего, чреватые абсолютным и, главное, неотменяемым, кажется, торжеством ложного Логоса.
Вот, собственно, к этому-то я и дал, сколько-то дней тому, свою версию известной (у философов и философствующих) формулы. Формулы, под которой с готовностью, думается мне, подписался бы сеньор кардинал Великий инквизитор. К этому и для этого, а вовсе не для хвастовства «интеллектом» или «начитанностью»: Боже упаси последнего дурака мiра сего от искушения мозгом.

* См., в качестве маргиналий, в истории ХХ века: «Театр для себя» Н. Евреинова, хлыстовство, толстовство, эпидемии самоубийств, практика «общей исповеди» Иоанна Кронштадского, дурно истолкованные «достоевщина» и «карамазовщина», тоталитаризм – идеологический и сектаторский, хэппенинг и т.п.; нынешние: флэшмоб, «исламский» терроризм, «цветные революции» и проч. К примеру, по Евреинову, помнящему, что у Аристотеля «трагедия есть подражание действию, совершающее путём страха и сострадания очищение подобных страстей», зрители, «автоматически» идентифицирующие себя с представленным на сцене, «переносятся на арену преступления, которое самоисчерпывающей злой волей достигает духа зрителей». - Н.Евреинов. Преступление как атрибут театра // Н.Евреинов. Театр для себя. Хельсинки. 1915. Т.1. С. 12.
Что и требовалось доказать: «если бы я достигал его непосредственно и изначально, в молчании и через соединение с его собственными переживаниями, другой перестал бы быть другим».

(7 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:June 4th, 2013 11:06 am (UTC)
(Link)
Слышала я, нечто подобное муравьям (и китам) вытворяли в средневековье люди, что стало одной из причин (может, главной) охоты на ведьм.

Здравствуйте!
[User Picture]
From:likushin
Date:June 6th, 2013 08:29 pm (UTC)
(Link)
Драсьте.
Была в те времена часть мiра, где люди кружились в спиральных танцах вполне "легально". Этих людей звали дервиши, суфии, из их водоворота возник Руми. Нечто вроде "без-умия" было, сколько помню (могу ошибаться, а проверять - с дороги, да посреди ночи, лень), одной из целей "послушников" этого "ордена".
То есть, хочу я подтвердить Ваших ведьм, люди кружатся, "оборачиваются" давно. Количество, говорят, неминуемо должно перейти в качество, рано или поздно.
[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:June 7th, 2013 06:22 am (UTC)
(Link)
Я не столько о кружении, сколько о массовом безумии.
Дервиши,суфии и тому подобное -- это "без-умие" Бога ради, в средневековой Европе случалось безумие иного рода, эпидемии безумия.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2013 07:19 am (UTC)
(Link)
Согласен. В том смысле согласен, что в средневековой Европе наблюдались две концентрические спирали: одна из них кружилась в колдовских практиках, другая - в практиках "охоты на ведьм". Если же смотреть на дело из пределов христианского мiра, практики суфизма, как и весь ислам вообще, суть "без-умие" безбожников, едва ли не сатанистов.
Может быть, и здесь "эпидемия" (или, вернее, может быть, во множественном числе - "эпидемии")?
[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:June 7th, 2013 07:49 am (UTC)
(Link)
Ислам мне как-то генетически чужд, хотя, знающие говорят, что суфизм - это уже не ислам. Не берусь судить. С христианством бы разобраться. Вернее, в своем месте в христианстве.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2013 07:53 am (UTC)
(Link)
Логично. В моём случае - хотя бы рядышком, сбоку припёкой.
[User Picture]
From:livejournal
Date:June 5th, 2013 07:34 am (UTC)

МОЛЧЬ и МеЛоЧЬ: II

(Link)
Пользователь fedor_vasiljev сослался на вашу запись в записи «МОЛЧЬ и МеЛоЧЬ: II» в контексте: [...] Оригинал взят у в МОЛЧЬ и МеЛоЧЬ: II [...]

> Go to Top
LiveJournal.com