|
May 31st, 2013
02:01 pm - ФРА у МаРТы
… мне непонятно восхищенье перед науки торжеством. Д.Хармс У Замятина (автора знаменитой антиутопии «Мы») есть статья об одном, мало кому у нас известном немце, Майере, образованием медике, по-дилетантски гениально открывшем возможность перехода теплоты в механическую работу (то, чем широко, образованчески известен нам куда как бойкий его современник англичанин Джоуль), Майере, осмеянном за «фантазии» учоными той эпохи, а любящею женою (за «непрактичность») насильно помещонном в одиночную камеру психиатрической лечебницы. Всего за год из обуянного «манией величия» первого в мiре термодинамика удалось сделать нормального человека – вернуть на землю, в лоно семьи, с маленькими заботами, маленьким гешефтом и маленькими удовольствиями; вернуть, чтобы тот «спокойно» издох, насмерть задавленный килокалориями плотоядной любви. План человеколюбивой фрау Марты (так, должно быть, звали жену Майера) почти удался; почти – потому вдруг, годы и годы спустя, вокруг имени позорно осмеянного и славно позабытого безумца, усилием неких энтузиастов, началась мало-помалу нараставшая шумиха: появились статьи, реабилитировавшие его имя, пробились статьи, напоминавшие немцам о «научном патриотизме», грянули статьи, разоблачавшие шкурный интерес зачинщиков погубления неординарного, удивительного и удивительно беззащитного человека. Майера отыскали, отыскав, изумились его положению, его состоянию, его никчемным занятиям, ничтожным его, «тараканьим» интересам. Изумились и ужаснулись содеянному. Немедленно были изготовлены лавровые и золотые венки, срочным порядком штамповались почотные медали и дипломы, краснодеревщикам едва не высочайшим именем заказывались палисандровые кафедры, а типографам – многотысячные тиражи трудов успешно (в ничтожества) исцелённого гения... Скончался герр Майер, с трудом, кажется, сознавая общее, полученное от соотечественников и мiровой научной общественности признание: «награда нашла-таки своего героя» (а Джоуль таки остался «мерилом»). Но то, что мог бы сделать этот человек – мог сделать, будучи не то что поддержанным, а хотя бы не освистанным и загнанным в клеть, под известную у нас, «пушкинскую» цепь, – это осталось вне исполненного, погубленным едва не в зародыше, на корню. Я не без нарощенной «цивилизацией» цинической ухмылки читал о Майере, не без усмешки вспоминал садовника Мюллера из давнего, «нашего», «культового» фильма о бароне Мюнгхаузене, с гением Янковским в главной роли, и думал: а ведь, чорт нас всех нагни да выдери, мы все, или почти все, в каком-то смысле – фрау Марты. И, на нашем-то месте, я бы поставил памятник этой особе, не супругу её, барону, но – ей. Ей, ей-ей, ей одной. То есть всем нам, недрагоценные не мои фры Карамазовы и г-жи Хохлаковы, - в назидание.
|
)..молчат Ваши по-читатели? *И пара слов о фрау Марте - вспомнилось некстати. Это ж неслыханно, чтобы человеколюбие и ценности, пропагандируемые и благие, оборачивались такой стороной. Ну, что Вы, в самом деле?! Тут несколько версий имеют право (быть): 1. Почитывающие Ликушина - люди жизнелюбиво скромные, памятников себе "в натуре" не терпящие; 2. Почитывающие Ликушина - люди творческие, признающие исключительно нерукотворные памятники, собственноручного исполнения (что не исключает описанного в п.1); 3. Почитывающие Ликушина - люди тонкой душевной организации, обидевшиеся на причисление к бессмертному полку фра Карамазовых и г-ж Хохлаковых; 4. Почитывающие Ликушина - люди преимущественно русские (что немцу дурдом - русскому пикник на обочине). Ну, в самом деле, нельзя же заподозрить кого из почитывающих всякую чепухню ликушинскую в склонности к методам "репрессивной психиатрии", да ещё в канун 1 июня.
ага, ну, кто бы спорил. Могу, по пунктам, но зачем? Иголочки и без меня достатне колют. ) Каждому гению полагается своя Марта. Но подавляющее большинство с ними вообще не знакомы - ни с гениями, ни с Мартами. "он и мал и мерзок — не так, как вы, — иначе"))) Принимается версией №5. :) когда б не Пушкинская цепь, он разогнал бы облака - установил хорошую погоду. и силен, волен был бы он как Байрон и Наполеон, другой... и на столе зачем-то бюстик фрау Март"Ы"... Чтоб в чорта бюстом запустить. ) До сих пор не смотрела "Того самого Мюнхаузена" ) Что касается Март... Я бы им тоже памятник поставила, но в назидание гениям. А история о Майере показалась нарочито упрощённой.
Вами со слов Замятина ) Я поняла примерно так: был гений, его не поняли, в том числе жена, видевшая в нём прежде всего человека, нанесли непоправимый урон, осмеяв и упрятав в психушке, потом осознали свою ошибку (выгодно стало осознать), но было уже поздно... Мне всегда недостаточно схемы. Часто видятся обстоятельства, которые обычно опускаются в подобных рассказах, за их как бы мелочностью. Вот я, например, не знаю, отчего Майер попал в лечебницу, и причины могут быть гораздо "проще", чем неспособность справиться с окружающим непониманием (в этом смысле жена как бы спасает гения от толпы (и от него самого) путём "убийства" этого самого гения). Далее - я не верю в "лоно семьи", "маленькие заботы" и "маленькие радости"... Думается, не так всё просто было в этом семействе, и трагедий в ней и до,и после было предостаточно. (Вот для меня тоже эта история прежде всего человеческая) И третье: не люблю "бы". Мог бы, да не смог... И нечего жалеть. Значит так надо было. Да, жалость - это особое дело (состояние). Жалость удобна в сослагательном: и жалеющий хорош, и напрягаться нет причины. Это так. Что до подробностей, то их и у Замятина немного. Майер выучился на врача, отправился в плавание (сколько помню, на остров Яву), по пути набрёл на свою идею. Возвратившись в Германию, он женится. Родители жены, состоятельные бюргеры, отдают за врача свою дочь, полагая, что тот легко обзаведётся практикой и запреуспевает, обеспечивая и жену свою, и вероятных чад всем из того, "что положено". Что же делает зять? Он пишет трактат, он обращается с письмами к авторитетам, он проводит опыты, он издаёт результаты своих трудов. Во-первых, всё это делается за свой счёт, во-вторых - эти занятия отнимают время, необходимое для достатка. В-третьих, Майер (моё предположение) оправдывал свои занятия чем-нибудь вроде "блага человечества", "прогресса" и т.п.; говорено было что-нибудь о великом открытии и о себе как авторе. В четвёртых - на него обрушивается критика: авторитеты "приземляют" дерзкого самоучку, их клевреты высмеивают "шарлатана". Возникает ситуация "борьбы в острой фазе". Мотивом для заключения (диагноз) стало нечто вроде "мании величия". Совершено дело было заговором, с внезапным, обманным захватом; лечение было жестоким даже для больного безумием, а для человека здорового (психически) - это был ад. О каких-либо "трагедиях", как-то бы оправдывавших такую меру, Замятин не упоминает, да и какие такие "трагедии" могут случиться в семье провинциальных бюргеров, в мирное время? :) Всё так, но не только... Смертельная ссора с братом, смерть двух дочерей, нелепое обвинение в шпионаже, попытка самоубийства... А "фрау Марта" оказалась Вильгельминой.
Интересно стало, нашла кое-что о Майере. Как понимаю, данные сведения из биографии Майера, написанной Евгением Дюрингом "Роберт Майер - Галилей XIX столетия".
А ещё попалась забавная статейка, где на примере жизни Майера рассматривается "закон мухи". ) Н-да... У Замятина, сколько помню, ни о ссоре, ни о "шпионаже" нет упоминаний: "упрощенец". ) А что такое "закон мухи"? В ножки. Будет что вечером почитать. Не за что. Так, баловство (о статейке). И ещё. Гениям бессмысленно назидать: тупо упёрты, заживо пожраны "идеей". Да ладно, в каждом гении есть человек. ) Короче, я типичная фрау Марта, гениям лучше от меня держаться подальше. :) Я, как встречу первого попавшегося гения, так ему сразу и скажу - держись-ка ты, дружок гений, подальше от NN. :) По "закону мухи", понять, что перед Вами гений, возможно, только если Вы сами гений. :) Ну, тогда NN ничто не грозит. Все гении - её. Хуже: в нём даже что-то от Бога имеется. ) Поправка: в каждом гении есть муха. |
|