likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

Окосевшие канонизаторщики


           Случайно наткнулся на текст интервью с последним из столпов советской достоевистики г-жой Ветловской: mir-vam.ru/gazeta/index.php/rubricator/3-duhn/58-svyatoyilinevrastenik
Интервью как интервью – в меру пустенькое, с верхушечной побежалостью, ничего цепляющего взгляд, будоражащего мысль.

Однако, пара моментов заслуживают реплики.

Первый – г-жа Ветловская поведала urbi et orbi о возне в кругах неких «московских исследователей» (легко догадаться, о ком идёт речь) насчёт «канонизации» Достоевского как православного святого. Что-то уже и прежде наводило меня на мысль, что рано или поздно наши неофитчики начнут «чудотворить» вокруг Достоевского – самоисцеляться, самопрозревать, возможно, из гробов иные повыскакивают, о «мощах» заголосят. Но – не чаял, что так скоро. Можно улыбнуться, а можно и плюнуть. Лучше – осенить себя крестным знаменьем, да и отойти в сторонку.

Но вот другой моментец. Г-жу Ветловскую спрашивают: «… в советские годы я читал, что прототип Алексея Карамазова – цареубийца Каракозов*, и Алёша, подобно этому человеку, должен был окончить жизнь на виселице. Неужели это правда?»

Г-жа Ветловская отвечает: «Да, это мнение высказывалось Леонидом Гроссманом, и оно повторяется до сих пор. Но такая идея не выдерживает критики. Почему? Да потому, что Алёша Карамазов описывается Достоевским как герой жития, как святой. Это житийный герой от начала и до конца. И этот-то святой пойдёт на убийство?..»

Феноменально! Тут же всплыла в памяти сцена из кинофильма «Джентльмены удачи», где персонаж Савелия Крамарова, жулик Косой, во время поиска приметного памятника, «мужика в пиджаке», получает от таксиста вопрос: «Сидит мужик или стоит?». Косой отвечает – осклабившись и с «аргументом»: «Чудак человек, кто ж его посадит? Он же па-мят-ник

От души смеялся и продолжаю смеяться над этой сценой. Но никак не предполагал, что встречу столь яркое её отражение в «живой» научной жизни, с той же наивной убеждённостью в аргументации, что у простоватого жулика Косого.

А ведь это правда: Достоевскому в православных святых делать нечего – место занято. «Святым» Алексеем Карамазовым.

Оно ясно: и с «канонизацией» Достоевского, и со «святостью» его персонажа – та же самая «клюквомалина», во всех её сусальностях, разве на разных свечках жареная. Но вот как эдакая окоселость происходит в «оправославленных» академических мозгах – ума не приложу!

Подпись: увлечённо посмеивающийся Л-н. 

* Исторически Дмитрий Каракозов покушался на цареубийство, однако «цареубийцей» de facto, не был. Но ведь это «мелочь», из тех мелочей, что как бы ненароком высвечивает уровень всей этой, безусловно, глубокомысленной и содержательной беседы.

Tags: "Братья Карамазовы", Достоевский, лженаука
Subscribe

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    М i р ловил меня, но не поймал; ты сам лезешь м i ру в пасть, а он от тебя отплёвывается. Г.Сковорода Свободы нет, есть…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые лучшие приходят как зрители. Пифагор 9.…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения. Б.Шоу … у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, у Чехова…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    М i р ловил меня, но не поймал; ты сам лезешь м i ру в пасть, а он от тебя отплёвывается. Г.Сковорода Свободы нет, есть…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые лучшие приходят как зрители. Пифагор 9.…

  • САНХо ПАНсА, враг НАРОДа

    Свобода нужна не для блага народа, а для развлечения. Б.Шоу … у Достоевского люди не едят, чтобы говорить о Боге, у Чехова…