?

Log in

No account? Create an account
УрОК - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

February 11th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
05:18 pm - УрОК

Пожалуй, верно замечено: «Мы живем в эпоху буржуазного “индивидуализма”, когда верность собственным мнениям считается главной добродетелью. Однако мыслитель не подчиняется тем же правилам, что банкир или государственный деятель. Тот факт, что Гете отказался от своего “Вертера”, не уменьшает нашего восхищения им. И нет ничего зазорного в том, что Рембо отверг все свое творчество, или в том, что Кафка до конца жизни отказывался публиковать свои рукописи. В сфере духа движение вперёд часто принимает форму саморазрушения и может сопровождаться самым жестким критическим отношением к прошлому». - Рене Жирар. Критика из подполья. М., 2012. С. 137.

Можно запомнить сто тысяч знаков после запятой в числе Пи, и это равносильно подвигу, но куда большим подвигом будет забыть все знаки вообще. Для чего помнить, когда их гармония звучит в тебе, звучит без ограничителей причинно-следственного механизма. Так, может быть, обезумевший в одинокости отшельник забывает слова молитвы; вернее – не он забывает, но в нём они «забываются», чтобы наконец прозвучать и достичь.

Это – простейшая мелодия из когда-либо касавшихся человечьего слуха, обретший её никогда не сможет уже снизойти до звукоподражательства: в нём забыты пути «к низу», ведь он принял Урок.

Урок, слегка, в самых-пресамых отдалённостях напоминающий эту, вполне ещё школярскую пляску фортепьянных штифтиков:


(98 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 06:20 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Слушай, ты всерьёз полагаешь, что наверное знаешь происходящее Там?
[User Picture]
From:orientproject
Date:February 13th, 2013 06:26 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Там нет происходящего )
У меня ощущение, что я тебя разочаровал.

Я думаю, то что ТАМ - принципиально иное, и что бы мы ни сказали, это будет неверным. Если я иногда говорю уверенно, то лишь по причине некоторого личного опыта. То есть корректно будет всякий раз повторять мантру ИМХО.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 06:33 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Разочаровать меня труднее. Я ищу тебя, как читающие по Брайлю - на ощупь. Лишнее (что мне кажется "лишним") я отсекаю, как архаичное четырёхбуквие "мантры".
[User Picture]
From:orientproject
Date:February 13th, 2013 06:59 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Хорошо. Ищи и отсекай на свой вкус.

Пришло в голову про агамы и нигамы. Это два типа тантрических трактатов в форме диалога, в первом из них Шакти спрашивает Шиву (ну про истинное знание, про миропорядок, про йогу и проч.), а во втором - Шива спрашивает Шакти. Это у них очень красиво, очень поэтично. Боги, символизирующие женское и мужское начало, по очереди учатся друг у друга, как бы играя.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 07:07 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Вкус тут не при делах. На "вкусе" Кант сильную промашку дал, так что "вкус" остаётся, как бы это сказать - трикстернутым, что ли, "понятием".
Игра, вообще, начало всего (я так смею думать). А вот "вкус" у "настоящих индейцев", как понятие, конечно, как-то существует, действует, "движется" - внутри себя как бы?
[User Picture]
From:orientproject
Date:February 13th, 2013 07:34 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Про вкус у них есть особая интересная песня. Вкус на санскрите - раса (точнее, эстетическое чувство).
В кашмирском шиваизме есть теория рас. Коротко говоря она о том, что есть некая палитра вкусов - любовь, гнев, страх и проч. Они еще называются раздражителями, возбудителями, служащими для наслаждения. Но когда человек их экстраполирует на себя, то попадает в зависимость от них: хочет испытывать радость, но не хочет испытывать боль. Духовная практика состоит в том (кроме прочего), чтобы смотреть на свою жизнь как на спектакль. Тогда все расы, которые приходится вкушать по ходе дела пьесы, не будут затрагивать лично. Он ибудут только возбуждать интерес, как это бывает когда мы смотрим театральную постановку в театре. Мы можем сочувствовать герою, или радоваться за него, но это не становится личной трагедией или личным счастьем. Это только спектакль. Когда он окончится, мы уйдем из театра и займемся другими делами. Примерно так же необходимо относиться к реальной жизни. Если этого достигнуть - восприятия всех своих чувств как возбудителей интереса в спектакле , произойдет катарсис.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 07:41 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
В общем и целом - Шекспир. Сколько можно понять из понятное дело - "хрестоматии".
[User Picture]
From:orientproject
Date:February 13th, 2013 07:49 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Угу, только раньше Шекспира лет на тыщу.

У нас есть homo ludens. А у них уже тыщу лет назад был "лилавадин" - идущий путем игры.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 07:53 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
В раноположенных мiрах "раньше-позже" не играет. Это как сравнивать: кто гениальнее - Пушкин или Моцарт.
[User Picture]
From:orientproject
Date:February 13th, 2013 07:59 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Согласен в общем.
Но все-таки есть историческая картина, согласно которой у греков было много общего с индусами до принятия христианства. После 4-5 вв,когда в частности христиане закрыли философскую школу в Афинах, началась эпоха теологии, совершенно оторванной от философии, от бытия данного в текущей реальности, то есть от природы. Много столетий Европа шла своим особым путем, а индусы продолжали в общем развивать исходное, хотя там были свои нюансы, но не такие фатальные.
А в 20-м веке они снова сомкнулись, в феноменологии и в экзистенциализме. Когда Европа снова стала мыслить независимо от христианской теологии.
Так я это вижу.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 08:09 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Я бы назвал эту картину "карикатурой", именно в кавычках, чтобы снять "элемент комического".
Независимо, говоришь? Враки. Сравни, с первой же полки: «Идея бесконечной природы, которая существует сама по себе, идея, от которой приходится отказаться, представляет собой миф современной науки. Наука начиналась с разрушения мифа Средневековья. А теперь ее собственная логика вынуждает науку признать, что она просто воздвигла на смену ему другой миф». - Weizsacker C.F. The History of Nature. Цит по: Г.Маркузе. Одномерный человек. М., 2003. С. 208.
Или: «Платон первым возвёл в теорию утверждение, что познать реальное значит найти для него Идею, то есть втиснуть его в предсуществующие рамки, которые уже были в нашем распоряжении, как будто мы тайно обладаем универсальной наукой. И эта вера естественна для человеческого интеллекта, всегда озабоченного тем, в какую из прежних готовых рубрик придётся занести тот или иной предмет, и можно сказать, что в известном смысле все мы рождаемся платониками». - А.Бергсон. Творческая эволюция. М., 2006. С. 79.
Или: «Ницше когда-то обозвал Джона Стюарта Милля “тупицей” за мнение, что человек может иметь некоторое подобие христианской морали без веры в христианского Бога». - Фрэнсис Фукуяма. Наше постчеловеческое будущее. М., 2008. С. 221.
Или: «Отрицательное суждение <...> указывает на то, что следует заменить одно утвердительное суждение другим утвердительным суждением, причём природа этого второго суждения точно не определяется, - иногда потому, что её не знают, но чаще потому, что она не представляет действительного интереса, ибо внимание обращено только на существо первого». - А.Бергсон. Творческая эволюция. М., 2006. С. 278.
[User Picture]
From:orientproject
Date:February 13th, 2013 08:26 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Ох. Я не справлюсь, многа букаф.
Цытаты расцытатныя.

Правда, что это карикатура, если ты имел ввиду схематичность, эскизность. Это правда, в Европе было очень много исключений, и Эриугена, и Экхарт, и Бруно и др.
И в Индии были свои фарисеи, и двайтисты тоже, и атеисты даже. То есть это не приговор, а только указание на тенденцию. В 20м веке основная тенденция Европы как бы обратилась к тому, что было изрядно презираемо. Именно - к антропоцентризму. Даже если Хайдеггер, к примеру, или Отто Больнов ничего не воруют у индусов, они самостоятельно приходят к тому, что у индусов цветет тысячелетиями.
Я если желаешь могу тебе привести тоже море цитат, но мне все время впадлу лезть за авторитетами, ты ведь не их хотел бы слышать, а меня? Поэтому я по минимуму буду привлекать на свою сторону свидетелей.
Я вишь какое дело, на этом вопросе собаку ем в данный момент.

Теология (условный Иерусалим) это очень, очень странная и чуждая для меня конструкция, принцип которого во мне практически нет, близко к нулю. Я не верю ни во что )) Не умею. не годен.
Но я чувствую. Это совсем иное. Это условный Бенарес. Мистицизм што такое? Личный опыт. Себе я пожалуй верю.

Но сам Иисус - это другое дело. У меня есть еретическая христология, в духе адвайта-веданты и неоиндуизма в общем, ничего оригинального.
\
\Фукуяма идиот по-моему.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 08:33 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Фукуяма, может быть, и "идиот", однако он лишь цитирует Нитше. Тогда Нитше "идиот". Многие так и "думают".
Я действительно хочу услышать тебя, а не "свидетелей Иеговы", потому признаюсь: "в духе адвайта-веданты и неоиндуизма" я полный профан, так что всё что ни скажешь, сочту за откровение. И не солгу ни на гран при этом. Таково везение Симплициссимуса. )
[User Picture]
From:orientproject
Date:February 13th, 2013 08:42 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
Нет, именно Фукуяма. Он ничего не понял.

Про индусов. У них очень развита традиция наставничества - линии гуру-ученик. Иисус отлично подходит под образ гуру. Это вкратце.
[User Picture]
From:likushin
Date:February 13th, 2013 08:44 pm (UTC)

Re: Рай Раю рознь?

(Link)
О последнем я известен. Есть где-то в завалах памяти апокриф об уходе Христа в Индию.

> Go to Top
LiveJournal.com