likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

СВОбОДА и РЕСТавРАЦия

… провидение совершило большую ошибку,

создав только одну маленькую нацию

с львиным сердцем и такое огромное

количество жалких и презренных народов.

Ч.Диккенс. Тайна Эдвина Друда

Прочёл кое-что, показавшееся любопытным, именно это: «... все хотят и способны дать отчет о том, что думают и говорят. Платон, пройдя майевтическую школу Сократа, стал первым, кто изложил философию таким способом, который мы до сих пор признаем философским; позже у Аристотеля философия приобрела форму трактата. Платон видел разницу между собой и “мудрецами” древности, досократиками: действительно, какими бы мудрыми они ни были, они никогда не давали отчета о своих мыслях. Они с готовностью делились своими великими озарениями; но молчали, когда их спрашивали. Logon didonai, “давать отчет”, - не доказывать, но быть в состоянии объяснить, как у человека возникло некоторое мнение, по какой причине оно сложилось, - вот что отделяет Платона от всех предшественников. Это понятие приходит из сферы политики: афиняне требовали от своих политиков отчета не только в финансовых вопросах, но и в политических».*

Прочёл на второй раз и на третий. И вот что мне по этому поводу подумалось.

1) В идеальных представлениях человека о «светлом будущем» много говорится о «свободе». Чаще всего понятие «свобода» сводят к выбору, что творить человеку – добро или зло.

2) В самом возникновении идеи светлого будущего поставлена цель всемiрного охвата ею человечества. По достижении этой цели наступит «подлинное счастье». Цель коренным образом связана с понятием «свободы»; потому так, что твоя «свобода» ограничивается наличием «других», которые своей «свободой» составляют собственно костяк твоей «несвободы».

Если исходить из трактовки «свободы» по изложенному в пункте 1, то, по достижении заветной цели человечества, когда во всём мiре будут одни только «настоящие человеки», значение понятия «свобода» окажется сведённым к нулю, «обесценится». И впрямь, ну, разве в царстве «подлинной свободы» возможен выбор между добром и злом? Сама дилемма исчезнет. Практикуемое зло будет сведено к нулю. Следом неизбежно исчезновение понятия зла. Сама память о зле растворится в океане Доброго. Пропадёт и «свобода», по крайней мере, в смысле выбора между тем, что есть, и тем, чего нет. **

Таким образом, либо в самих основах Великой Мечты заложено нечто «политическое» и определённо «тоталитарное»; либо понятию «свобода» требуется срочная реставрация его нетленной красоты. В противном случае, по наступлении «Золотого Века» неизбежно возникнет рецидив реставрации свободы – восстание, бунт, мятеж, падение «ангелов».

Такое мнение у меня сложилось. Таков «отчёт» о механике «сложения». По крайней мере, в общих его чертах, вряд ли саму-то «механику» вполне раскрывших. Но и то: чем Ликушин не досократик, в смысле дурацкого какого-нибудь, под старый шкап закатившегося, грешного анахронизма, разумеется. Х-хе.

* Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта // Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта. СПб.: Наука, 2012. С. 76.

** «У Гегеля, как и у Маркса, идея конца истории играет ключевую роль; поскольку возникает неизбежный вопрос: что происходит после наступления этого конца? - не говоря уже об очевидном желании каждого поколения верить, что эсхатологический предел наступит при его жизни. Кожев, радикализуя тот элемент гегелевского учения, который повлиял на Маркса, справедливо отмечает: “После конца истории не остается другого дела, кроме как постоянно обдумывать исторический процесс, который уже завершен”. С другой стороны, у самого Маркса бесклассовое общество и царство свободы, основанное на изобилии, приводят к тому, что каждый находит свое удовольствие в чем-то вроде хобби». - Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта // Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта. СПб.: Наука, 2012. С. 102-103.

Тут, «кстати говоря», возникает, сам собою, вопрос, именно тот, какой был задан однажды гр. Л.Толстому: «Если народ будет благоденствовать, что же тогда делать интеллигенции?».

Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…