?

Log in

No account? Create an account
КаНТ, ЛЮБоВЬ и ГоЛУБи - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

December 5th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
09:51 pm - КаНТ, ЛЮБоВЬ и ГоЛУБи

«Кант описывает реальный жизненный опыт, <…> причем этот опыт, находившийся вне действительной социальной жизни молодого Канта, был своего рода мысленным экспериментом. Суть эксперимента состоит в следующем:



[“Сновидение Карзана”:] Этот скупой богач по мере роста своих богатств все больше делал для себя недоступным чувство сострадания и любви к ближнему. Между тем, чем больше охладевала в нем любовь к человеку, тем более усердно он молился и соблюдал обряды. И вот после этого признания он продолжает следующим образом: «Однажды вечером, когда я при свете лампы производил свои расчеты и составлял смету своих торговых прибылей, мной овладел сон. В этом состоянии увидел я спускающегося ко мне подобно вихрю ангела смерти; он начал меня бить, прежде чем я успел отвратить молитвами страшный удар. Я оцепенел, поняв, что моя судьба решена на вечные времена и что ко всему доброму, что я совершил, ничего уже не могло быть прибавлено, а от содеянного мной зла ничего уже не могло быть отнято. Я был подведен к престолу того, кто обитает на третьем небе. Из сияния, пылавшего предо мной, ко мне были обращены слова: “Каразан, твое служение Богу отвергнуто. Для тебя стала недоступна любовь к человеку, ты железной рукой держал свои сокровища. Ты жил только для себя, а потому и в будущем ты вечно должен жить в одиночестве, без всякого общения со всем сотворенным”. В это мгновение я какой-то невидимой силой был сорван с места и унесен дальше через величественное мироздание. Бесчисленные миры скоро остались позади меня. Когда я приблизился к самому краю мира, я заметил, что тени безграничной пустоты спускались предо мной в необъятную глубину. Страшное царство вечной тишины, одиночества и мрака! Невыразимый ужас объял меня при виде этого. Мало-помалу я потерял из виду последние звезды, и наконец в совершенной темноте потухло и последнее мерцающее сияние света. Смертельный ужас отчаяния усиливался с каждым мгновением, и в такой же мере я с каждым мигом удалялся от обитаемого мира. С нетерпимой тоской я думал о том, что если бы даже в течение десятков миллионов лет эта сила несла меня все дальше за пределы всего сотворенного, я и тогда все равно продолжал бы смотреть в бездонную пропасть тьмы без всякой помощи или надежды когда-либо вернуться назад. В этом состоянии оцепенения я с такой силой простер свои руки к предметам действительности, что в этот момент проснулся. И вот с тех пор я понял, что должно глубоко уважать людей; ведь даже самого ничтожного из тех, кого я, упоенный своим счастьем, гнал от дверей своего дома, я в той страшной пустоте, несомненно, предпочел бы всем сокровищам Голконды» [Выделил. – Л.]. - Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта // Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта. Спб.: Наука, 2012. С. 24-25.

Ну, чем не «Иван Карамазоff»? Но мне, отчего-то, Канту (и его «мысленному эксперименту») не верится.



(26 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:likushin
Date:December 7th, 2012 10:35 am (UTC)
(Link)
На мой взгляд, безусловно - разное. Уважать - это целесообразно. Это имеет основание в действительности и имеет, тем самым, цель. В цели - выгода, расчёт, обмен, "товарно-денежные отношения"...
Возможно подобное вывести из "унижения человека жалостью" (любовью на самом-то деле)? По-моему, нет.
Приведу цитату из того же труда:
«Единственные объекты, кажущиеся бесцельными, - это, с одной стороны, эстетические объекты, и с другой – люди. Вы не можете спросить о них – quem ad finem? для какой цели? – поскольку они ни для чего не нужны. Однако мы видели, что бесцельные произведения искусства, как и явно бесцельное разнообразие природы, все-таки имеют “цель” в том, чтобы нравиться людям, внушая им, что они дома в этом мире». - Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта // Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта. Спб.: Наука, 2012. С. 134-135.
В этом смысле любовь (против "уважения") есть "цель", непременно окавыченная, как "бесцельный человек", "бесцельное искусство", "бесцельная природа"... Одну из составляющих устремлённости к этой цели называют альтруизмом; альтруизм не есть Любовь, но без него в человеке любви не бывает. Бывает "брак по расчёту", "неравный брак", когда клянутся "любить", подразумевая - "уважать", совершенно безжалостно.
Я так думаю. )
[User Picture]
From:simula_cra
Date:December 7th, 2012 06:56 pm (UTC)
(Link)
Меня в последнее время все больше смущает альтруизм.
Сейчас глянула - опять глаз режет. Любовь и самопожертвование, как трактуют альтруизм,вернее, его часть, - не знаю. Слово "жертва" очень подозрительное. Обязательная ли жертва в любви?
Но сейчас у меня нет сил думать, просто скребет временами:)
А вот "бес-цельность" любви, человека, природы и искусства - понимаю хорошо. И разделяю:)
[User Picture]
From:likushin
Date:December 10th, 2012 09:10 am (UTC)
(Link)
Альтруизм как словцо, за которым высвечивается фигура Конта (не путать с Кантом :)), само по себе не хорошо, оно вроде как "арабеска" трюизма, в нём битое стекло позвякивает. На самом деле оно просто и правдиво, по смыслу: противное эгоизму. А раз противное эгоизму, непременна жертва. Социологи давно вывели, что общество скреплено альтруизмом, а цивилизация, с царствующими в ней эгоистическими побуждениями, разваливает некогда созданное, оплаченное множеством жертв - больших и малых. Жертв любви.
Я с этим видением согласен.

> Go to Top
LiveJournal.com