?

Log in

No account? Create an account
КаНТ, ЛЮБоВЬ и ГоЛУБи - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

December 5th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
09:51 pm - КаНТ, ЛЮБоВЬ и ГоЛУБи

«Кант описывает реальный жизненный опыт, <…> причем этот опыт, находившийся вне действительной социальной жизни молодого Канта, был своего рода мысленным экспериментом. Суть эксперимента состоит в следующем:



[“Сновидение Карзана”:] Этот скупой богач по мере роста своих богатств все больше делал для себя недоступным чувство сострадания и любви к ближнему. Между тем, чем больше охладевала в нем любовь к человеку, тем более усердно он молился и соблюдал обряды. И вот после этого признания он продолжает следующим образом: «Однажды вечером, когда я при свете лампы производил свои расчеты и составлял смету своих торговых прибылей, мной овладел сон. В этом состоянии увидел я спускающегося ко мне подобно вихрю ангела смерти; он начал меня бить, прежде чем я успел отвратить молитвами страшный удар. Я оцепенел, поняв, что моя судьба решена на вечные времена и что ко всему доброму, что я совершил, ничего уже не могло быть прибавлено, а от содеянного мной зла ничего уже не могло быть отнято. Я был подведен к престолу того, кто обитает на третьем небе. Из сияния, пылавшего предо мной, ко мне были обращены слова: “Каразан, твое служение Богу отвергнуто. Для тебя стала недоступна любовь к человеку, ты железной рукой держал свои сокровища. Ты жил только для себя, а потому и в будущем ты вечно должен жить в одиночестве, без всякого общения со всем сотворенным”. В это мгновение я какой-то невидимой силой был сорван с места и унесен дальше через величественное мироздание. Бесчисленные миры скоро остались позади меня. Когда я приблизился к самому краю мира, я заметил, что тени безграничной пустоты спускались предо мной в необъятную глубину. Страшное царство вечной тишины, одиночества и мрака! Невыразимый ужас объял меня при виде этого. Мало-помалу я потерял из виду последние звезды, и наконец в совершенной темноте потухло и последнее мерцающее сияние света. Смертельный ужас отчаяния усиливался с каждым мгновением, и в такой же мере я с каждым мигом удалялся от обитаемого мира. С нетерпимой тоской я думал о том, что если бы даже в течение десятков миллионов лет эта сила несла меня все дальше за пределы всего сотворенного, я и тогда все равно продолжал бы смотреть в бездонную пропасть тьмы без всякой помощи или надежды когда-либо вернуться назад. В этом состоянии оцепенения я с такой силой простер свои руки к предметам действительности, что в этот момент проснулся. И вот с тех пор я понял, что должно глубоко уважать людей; ведь даже самого ничтожного из тех, кого я, упоенный своим счастьем, гнал от дверей своего дома, я в той страшной пустоте, несомненно, предпочел бы всем сокровищам Голконды» [Выделил. – Л.]. - Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта // Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта. Спб.: Наука, 2012. С. 24-25.

Ну, чем не «Иван Карамазоff»? Но мне, отчего-то, Канту (и его «мысленному эксперименту») не верится.



(26 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:krajn
Date:December 6th, 2012 04:56 am (UTC)
(Link)
11.04.03
Был плохой день, электричка ехала полтора часа и ветер перед домом в морду дул... Зашел в лифт, там пиво на полу разлито и воняет, и сказал я про себя: Господи, Боже, как же Ты меня любишь, спасибо Тебе! Ты так меня любишь, что даже тошнит.

Так вот, именно это ощущение полного несоответствия Бога какому-то (библейскому) идеалу и лежало в основе возникновения и распространения католичества, протестантства и прочих религий, которые, фактически, уничтожили моральную сторону Веры. Сказано было: Ничего этого нет вообще.

И стало разрешенным, казалось бы, многое: материальное благосостояние, возможность мотивировать свои поступки произвольным (выгодным) образом и т.д. Но что-то ушло навсегда.

И похоже, это - то что ушло - самое важное. То, что еще есть в православии, при всех православных говноедных постулатах и садомазохистских извращениях.

Не Веру надо гнать под разум, а разум оттачивать на Вере. А вы, <матерное выражение>, кромку на ноже пережгли и продолжаете дальше точить. Кто вас учил? Все с начала надо начинать в таких случаях.

---
Я не знаю как. Просто однолинейные мысли запрещены выше определенного уровня, это знаю. А эта мысль однолинейна. Мысль должна быть связана с чувством, являться ощущением. ТОчнее не смогу. Мысль изреченная есть ложь.
[User Picture]
From:likushin
Date:December 7th, 2012 10:20 am (UTC)

Великий поход

(Link)
"Не Веру надо гнать под разум, а разум оттачивать на Вере. А вы, <матерное выражение>, кромку на ноже пережгли и продолжаете дальше точить".
Как бы эта мысль ни была "однолинейна", я её запомнил, она мне пришлась. И пришлась именно на "кромке ножа".
Тут можно говорить долго и до без-конца, и не наскучит (мне. по крайней мере) этот разговор. Это при том, что я с Вами совершенно согласен. Возможно, в этой коллизии одно из проявлений того, что неплохо, как мне кажется, выражено одной формулой (не моей, к сожалению): человек стал верить не Богу, а в Бога. Овеществив Бога. Это одна сторона. Другая - человек самого себя овеществил.
И тут, конечно, не Кант первовиновник, и даже Маркс не самый из самых "злодеев": философы читали письмена времён, по-своему их транскрибировали, но всякий из них корень-то самый оставлял в неприкосновенности.
Корень этот (как я понимаю) в том, что некоторые, и немалые, и великие даже успехи развития были превращены в вещественное божество с именем Прогресс - божество бесконечное, всеобъемлющее, и тем самым вполне способное "подменить" Бога. Но оказалось, что с Богом подменяется (автоматом) и человек.
Это не сразу было замечено. Тот же Кант не увидел в своих построениях вопиющего противоречия, возникшего между двумя понятиями: Бесконечный Прогресс и Достоинство Человека. Дело в том, что Прогресс превращает Человека в массу муравейника, растянутого по линейке "бесконечных" времени и развития, а массе не только Любовь "не нужна" - в ней и Достоинство устремлено к абсолютному нулю.
И вот когда здесь, в приведённой "легенде", Кант сознательно подменяет "любовь" на "уважение", обетует спасение от без-любви обретением уважения, он фактически снимает понятие "человек". Он заменяет "человека" овеществлённой и самоовеществляющейся массой, а для массы Бог возможен только в качестве овеществлённой цели.
Самое важное ушло - душа.
Она ведь, разэтакая, "невещественна". Отряд не заметил потери бойца. Отряд так научен, так нацелен, отряд движется "дальше".
Я, как-то давно, вывел для себя, что в Православии и в Церкви нашей, при всех несовершенствах последней, сохранено, целью, может быть, главное: вернуть человека к самому себе. Вернуть из похода, из массы, из прогресса и проч.
Где-то так, словом (предисловием, присловием и совершенной "чепухой").
[User Picture]
From:krajn
Date:December 10th, 2012 03:45 pm (UTC)
(Link)
Тоже согласен.
Единственно, получается: я - хороший, а они - плохие.
Так не бывает. Зачем-то нужно было им в Просвещение вдариться.
А нам в Революцию. И пошло, и поехало!
[User Picture]
From:likushin
Date:December 10th, 2012 03:56 pm (UTC)
(Link)
Нет, не "я - хороший, они - плохие", а "я отсталый, они - передовые". Они первыми наступили на грабли. Я повторять их подвиг не хочу. Хотя бы потому, что революция с марксовым учением приехала в запломбированном вагоне от них - просвещённых просветителей.
[User Picture]
From:krajn
Date:December 10th, 2012 04:24 pm (UTC)
(Link)
Я несколько лет работал вместе с внучатым племяником Василия Ивановича Чапаева. Однажды он сказал мне в сердцах: "А нечего было ушами хлопать!"
[User Picture]
From:likushin
Date:December 10th, 2012 04:32 pm (UTC)
(Link)
Это верно. Но не все хлопали.

> Go to Top
LiveJournal.com