likushin (likushin) wrote,
likushin
likushin

Categories:

ОРУжИе ВОЗмЕЗДиЯ

- А как вы думаете, что будет мне за это?

- От кого?

- Да от заинтересованного лица. От Самого!

- Ну, это ещё не так скоро.

- Скорее, чем вы думаете.

Их разговора

Подпольный человек Достоевского не есть, вопреки общему мнению, некая исключительность в человечестве – «моральный урод», достойный всяческого осуждения; потому так, что Подпольный человек – портрет самого человечества, если не «вообще», то, во всяком случае, численно подавляющей части. Право осудить Подпольного человека, т. е. «бросить камень» в него, дано немногим, именно тем, кто камня как раз не подымет.



Не сразу стало так, однако весь ход истории человеческой цивилизации подвёл нас к этому, кошмарному, стоит заметить, состоянию. В общих чертах дело довольно прозрачно: поначалу человек скрылся в стенах убогих своих шалашей и хижин от того, что мы называем «дикой природой»; получив утешительный результат от нехитрой, но действенной манипуляции, человек продолжил двигаться в том же, логически предугаданном, направлении, именно: возвёл стены городов и границы государств, в которых спрятался от себе подобных, но «враждебно» настроенных; однако и столь  ловко устроенная жизнь показалась человеку «чрезмерно широкой», и он стал организовывать клубы, ложи, партии, сообщества по интересам, компании – либо чтобы убить и ограбить, либо – надуть и обобрать, либо – воспитать себе подобных...*

Но и этого показалось мало! Человек замкнулся в совершенстве, учредив «священные» пределы «семьи и собственности», вывесив на этом, «последнем» рубеже постулат «Мой дом – моя крепость»... Остановка? - нет! человек двинул ýже, тоньше, изощрённее и стеснительней, но как бы (со стороны) свободней:

- Аз есмь моя крепость!.. 

Что сказать тем, которые теперь тоскуют и сокрушаются о «парадоксе самоустранения» человека от Бога? Начавши с пряток от «дикой природы», человек не мог окончить дела чем-то иным; он спрятался от «природы» Высшей. Он завёл эти прятки с первых своих, осознанных, шагов, а ныне исчез уже почти целиком и полностью, и скоро в Подполе, скрупулёзно расчисленном им и заботливо устроенном, забудется даже легенда о существовании сообщества людей – человечества; в этом объёме, намертво закупоренном, время и тление пожрут всё, что им доселе подвластно; сокрыться от них – от времени и тления, «победить» их, «преодолеть» – есть насущная задача нынешнего «человека» и той массы его, которая только по привычке к чему-то прежнему и всё хуже на горизонтах истории различаемому именуется post-человечеством.

У Чарлза Диккенса, в посмертном (и неоконченном) романе «Тайна Эдвина Друда» (1870 г.) есть неплохая иллюстрация к этой – трагической, на мой взгляд, мысли, нечто вроде рецепта-научения: «... прибегать к обману и притворству, оружию слабых»**.

Это квинтэссенция, а теперь – в развёрнутом виде (программой Лондонского филантропического общества):

«... его любовь к ближнему настолько попахивала порохом, что трудно было отличить ее от ненависти. Нужно упразднить армию, но сперва всех офицеров, честно исполнявших свой долг, предать военному суду и расстрелять. Нужно прекратить войны, но сперва завоевать все прочие страны, обвинив их в том, что они чересчур любят войну. Нужно отменить смертную казнь, но предварительно смести с лица земли всех членов парламента, юристов и судей, придерживающихся иного мнения. Нужно добиваться всеобщего согласия, но сперва истребить всех, кто не хочет, или по совести не может с вами согласиться. Надо возлюбить ближнего как самого себя, но лишь после того, как вы его оклевещете».***

Он действительно слаб, нечеловечески слаб, этот странный субъект – Человек Подпола. Он до того слаб, что из слабости своей исхитрился выковать оружие, не знающее промахов и поражений****.

* «Справедливости» ради, стоит заметить, что иной раз человеческие сообщества создавались как раз «от противного», однако по тем же, первоначально принятым, логическим постулатам и с закономерными их, практическими следствиями.

** Ч.Диккенс. Тайна Эдвина Друда // Ч.Диккенс. Собр. соч. в 30-ти тт. Т. 27. М. 1962. С. 344.

*** Там же. С. 339.

**** Ср.: Анатоль Франс в предисловии к «Суждениям господина Жерома Куаньяра» (1893 г.): «Безумие революции было в том, что она хотела восстановить добродетель на земле. А когда хотят сделать людей добрыми и мудрыми, терпимыми и благородными, то неизбежно приходят к желанию убить их всех. Робеспьер верил в добродетель: он создал Террор. Марат верил в справедливость: он требовал двухсот тысяч голов». - А.Франс. Собр. соч. М., 1958, т. 2, с. 536.


Tags: Диккенс
Subscribe

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • выГоДцЫ

    Н.Чернышевский , «Что делать?»: « Человеком управляет только расчёт выгоды». На 1862 – 1863 годы, когда писался…

  • абСУРДоПеРеВОД

    Русские немцы о немцах немецких, о нравах, о… Из сети, случайное: «… ещё со школьной скамьи граждан учат строго соблюдать…

  • СиСТЕМа ХА

    Прочлось: «В рамках довольно интересного исследования делается предположение, что, как и Вселенная, наш мозг может быть запрограммирован…