?

Log in

No account? Create an account
ФАрФОрОВаЯ ДЫРа - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

November 28th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
12:56 pm - ФАрФОрОВаЯ ДЫРа

Я опрометчив, я способен вдаваться

в дикие нелепости.

В.Белинский

Сколько-то месяцев тому я вспомнил, на одном текстике, о солдате, ставшем позднее генералом «литературного процесса», а ещё ближе к нам – большим «демократом», - о писателе Данииле Гранине.

Мне кто-то отвечал: ничего, дескать, сильного у Гранина не было и нет; фигура его, следственно, «дутая», туда ему, дескать, и дорожка.

Не согласился я тогда, не соглашусь и теперь. Довольно одного «Зубра», чтобы не обращать внимания на щипки да покусы: весь «Зубр» есть сильно выписанная вещь.

То есть, хочу я сказать, «Зубр» Гранинский есть целое, а целое значит Вещь. Но я вот какой кусочек особенно люблю (сначала дам попробовать, а после расскажу – почему я его люблю)...



Итак, главный герой, Тимофеев-Ресовский (реальное, если кто не знает, лицо), оказался, после 1945-го, в советском концлагере (как «пособник» гитлеровцев), но был вытащен оттуда для работы на «атомном проекте»; состояние, в котором его вывозили из зоны, было предсмертно критическим; однако вывозили его в самую Москву, приказ отдавали непререкаемо властные люди, и его стали лечить, по усиленному, что называется, пайку. И вот он лежит на «разделочных» больничных столах, видит, смутно, белые фигуры склонившихся над ним врачей, воображает, будто это ангелы, ищет, взглядом, крылья у них за спинами и тут же нечто вскакивает ему на память, вот это:

«Вспомнилось, как его приятель Джон Бердон Холдейн вычислил, каковы должны быть мускулы у ангела, чтобы он летал. Фигура ангела получалась с тонкими птичьими ногами, а грудь обложена мышцами такой толщины, что впереди выступал бы большой горб...» - Д.Гранин. Зубр. М., 1987. С. 189.

Я представляю «горбатого навыворот ангела» и представляю (это главное, соль, так-зать) логику творца небесного голема, неведомого мне мистера Холдейна. Он, Холдейн то есть, вполне, т. е. фантастически допустимо, мог участвовать в средневековых исчислениях количества ангелов, умещающихся на острие иглы. Мог вычислять, сколько лошадей должно было быть впряжено в возок Ея гвардейскаго Величества императрицы Елисавет Петровны, чтобы та промчалась из Петербурга в Москву за четыре «с хвостиком» часа, как, положим, нынешний поезд «Сапсан». Мог, на заре науки «кибернэтикэ», ломать голову (вместе, скажем, с Станиславом Лемом) над решением задачки: с комнату или с дом должны быть размером компьютеры, соединяющие сотни миллионов жителей земли в тырнетную сеть, и останется ли при этом на планете хоть сколько-нибудь свободного места...

Нет, я не о «прогрессе», как кто-нибудь, верно, подумал; хотя и о нём, разумеется, тоже. Я о линейной «детскости» мышления иных людей – самых, казалось бы, не-детски выученных, оснащöнных всем набором доступного им знания, умнейших, может быть, среди своих современников*.

Я зову напрячь воображение и представить себе крохотную (до атомарности и «ниже») частичку бытия, именующую себя «человеком», разинувшую рот в потугах поглотить беспредельную громаду Вселенной, и, главное – что-то же, глоток за глотком, поглощающую!

Вот, говорят, многие научные силы брошены на поиски, разглядыванья-расчисления и анализ так называемых «чорных дыр»; говорят, будто их «целых» три типа уже определены и систематизированы по тем или иным признакам; и слыхалось мне, будто есть иные люди, утверждающие, что будущее «вечной» жизни человечества, как при «вечном движителе», возможно именно и только в одной из таких «дыр», определённого, как раз, типа.

И я думаю, посмеиваясь: человек-то, он – что? он сам есть такая вот, чернейшая, может быть, из всех на белом свете имеющихся чорных дыр. И, главное: в нём жизнь есть, и жизнь, говорят, вечная. А коли верно так, то его, человека, надо в прозорливейшие сверх-телескопы разглядывать, на архимощных супер-компьютерах расчислять, вовнутрь него искать космические лазы...

Проще говоря – его, человека-то, надо любить. А любовь – это религия.

Я, потирая ладошки, размышляю о поступательном, упорном и упрямо медлящем продвижении «науки» вперёд, к тому, что называют «религией», к неизбежному соединению в Целое. Через войны. Неминуемочерез лютые войны: иначе мы не можем, не дано. Это «рачье», задом-наперёдное движение в человеке (не человека движение, а в человеке) и есть главная, на мой взгляд, и, может быть, единственная важность в нём, в его «мидл-космосе», который принято называть: «цивилизация».

А все «либеразмы» и прочая, с позволения сказать, политэкономия, это, дамоспода не мои, объект для похериванья, шелуха-с...

* «... для восточно-христианского богословия неприемлем сам схоластический подход, при котором наиболее таинственные события Священной Истории подвергаются детальному анализу и рациональному изъяснению». - Епископ Илларион (Алфеев). Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. - СПб.: Алетейя, 2005. С. 145-146.



(17 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:mikeura
Date:November 28th, 2012 09:11 am (UTC)
(Link)
да, интересно. интересно как все эти рассуждения свелись к мнению епископа Иллариона, - не ваше собачье дело копаться в нашем священном писании!
[User Picture]
From:likushin
Date:November 28th, 2012 09:19 am (UTC)
(Link)
Крайности ведь сходятся, или нет?
[User Picture]
From:mikeura
Date:November 28th, 2012 09:25 am (UTC)
(Link)
ну, да!)
[User Picture]
From:likushin
Date:November 28th, 2012 09:27 am (UTC)
(Link)
Консенсус. )
[User Picture]
From:v_shkondin
Date:November 28th, 2012 10:02 am (UTC)
(Link)
Надысь столкнулся с "учёными", которые всерьёз, в спец лаборатории, щекочут крыс уже 20 лет. Их коллеги делают тоже самое с мартышками, и учат их разговаривать.
Суровые материалисты, а хотят уподобиться Создателю, странно...
[User Picture]
From:likushin
Date:November 28th, 2012 10:19 am (UTC)

Древняя история

(Link)
Я как-то дал, к одному текстику, эпиграфом, из Гоголевского частного письма: "... правительство состоит из нас же". И "наука" состоит из нас же.
Кажется мне, что здесь как бы эхо "образа и подобия", идея человекобожества именно из этого, верно, произошла.
Что до "щекотанья" мышей (смеялся, спасибо), то задача-то за мышами какая стоит! Там и сям прочитываешь о работах над созданием человеку искусственного тела, о переводе человека на иные "источники питания", о переносе "сознания" на цифровую матрицу...
Это великий штурм Небес, дикая жажда "вечности" и управления ею, и создания её (если "на самом деле" вдруг выяснится, что вечности как бы и нет).
Чорная, словом, дыра эта наша жизнь. )
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:November 28th, 2012 11:35 am (UTC)
(Link)
"Горбатый навыворот ангел" - это интересно, вопреки распространенному о горбунах как об ангелах (горб вроде как крылья сложенные).
А о науке да человеке... Сейчас активно развивается антропологическая психология, психология развития, в научную терминологию попадают святоотеческие принципы, пытаются смотреть на человека, а не на абстрактную психику... Но меня почему-то смущает этот перенос.
Если "только" нивелировать все эти рамки и прийти к Целому...
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:November 28th, 2012 11:45 am (UTC)
(Link)
Впрочем, я знаю причины моего смущения.
[User Picture]
From:likushin
Date:November 28th, 2012 11:58 am (UTC)
(Link)
И что же это за причины, если не секрет, конечно.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:November 28th, 2012 12:07 pm (UTC)
(Link)
А мне не нравится, когда открытием называют то, что и так известно. :)
Это если в частности не впадать.
Но Ваш текст меня несколько примирил с отдельными "человеконауками".
Я бы ещё распространилась, да убегаю, в снег. :)
[User Picture]
From:likushin
Date:November 28th, 2012 12:34 pm (UTC)
(Link)
Возвращайтесь распространённой, снегом тоже.
[User Picture]
From:likushin
Date:November 28th, 2012 11:51 am (UTC)
(Link)
Ну да: разом всем взять и прийти. ) Это разве чудом каким. Мне так видится, что всё это "болезнь роста" человека к Целому в себе. К изначально присутствующему и "сокровенному" Целому.
[User Picture]
From:krajn
Date:November 28th, 2012 07:34 pm (UTC)
(Link)
Да, блин - дураков-то, не сеют, не пашут - сами родятся.
---
Чорные дыры...
[User Picture]
From:likushin
Date:November 28th, 2012 07:37 pm (UTC)
(Link)
Хе: дураки, может быть, в человечьей любви больше умных нуждаются, "по праву рождения".
[User Picture]
From:krajn
Date:November 28th, 2012 07:43 pm (UTC)
(Link)
Не дураки делают нашу жизнь - в этом я уверен.
Зачем они нужны - вопрос.
Ответа не знаю.
[User Picture]
From:likushin
Date:November 29th, 2012 04:45 am (UTC)
(Link)
Я вывел (для себя) постулат о насущной необходимости и незаменимости дураков, заключающийся в следующем: дураки нужны для произрастания и воспитания любви в мiре сем, потому кто ещё полюбит умненького, не окажись рядом дурак.
Есть мнения?
[User Picture]
From:krajn
Date:November 29th, 2012 04:51 am (UTC)
(Link)
Возможно.
Не знаю.
Не чувствую.

> Go to Top
LiveJournal.com