?

Log in

No account? Create an account
ГуЛяй ВОлЯ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

October 15th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
04:14 pm - ГуЛяй ВОлЯ

Пропищать под половицей –

это, я вам скажу, тот ещё подвиг!

В деревне у меня дом – три круга пешком, а верхами даль, как по лесу до лампочки, к дому – баня, социокультурный мiропуп, и гараж, как жилище железной машинерии с курьим мозгом. О доме потом, о гараже – нечего, а о бане теперь расскажу.



В бане троица без туги поживает: банник, по имени Баник, банная баушка, прозвищем Бауля, и рыжий кот, навечно без пяти минут пяти лет от роду, фамилией Муха. Баня не маленькая, в два этажа с парадной лествицей об окно в закат, и всем в бане места довольно – и мне, и гостям моим, и, главное, банным аборигенам.

Ну, про Муху я главную портретную черту выдал – рыж кот и молод, любознателен и шкодлив, но добрейшей души существо с посеребрёнными Баником усами, и живого весу в нём (без счёту серебра) к весне набирается аж до трёх десятков английских фунтов.

Баник и Бауля, эти на иной манер. Баник чоренький, кучерявенький, губа лиловая, глазок агат навыкате, тонок, проворен, словом – жидок-шмыга иль арапчонок, à la нашевсёлость кисти художника Кипренского. Бауля, та розова, бела, кругла, мягка и с ленцою, ой капризна. Росточком оба в самый раз под лавку. Голоски: Баник пискля-фистулка, бляха-медяк екатерининских времян, показушно драенный – гра-гла-гня; у Бауленьки – колокольчик-серебро чернобурое из лисьей дохи, издаля, издаля, осыпью изморозной: тинь-тинь-тон-н...

Баник в библиотечных антресолях на второй от полу полке в гостевом книжном шкапе днёвку себе устроил, подушку с дивана приволок, колпак банный и валяную варежку, а журналы толстомундирные, что прежде на том месте помещались, в рощицу за банькой депортировал, по берёзам-осинам на ветках развесил – пускай, мол, белки да сороки просвещаются, в доме всё одно никому это гм-гм не интересно.

Бауля по верхам не любительница лазать, угнездилась в кладовке за дверкой, под лествицей, а дверка на нутряной медной щеколде, и чтоб попасть туда, изволь, милок, стучись условным постуком. Что там? Пожелтелые-поблекшие от времени тюли, оборки, канвы и обрези, бисера-пугвицы, груды всякого хлама, в татароречье – «бардак», обрывки-шматки и фиг знает что ещё, а главное – копилки, «грех ради наших сущия». Бауля от гостей моих те копилки в подарок без поклона принимает, любого количества-качества, но непременно полные доверху. Приедь гость с пустыми руками, так Бауля в ночь физию ему печной сажей вымажет и крантики водяные, все как один по банному домине, насмерть закрутит: ступай к городу мыться, милок, ан не твой сей чертог, за покой не уплочено!..

(Ну, выкручиваюсь, конечно, - колодезь на дворе с хлябь-водой под завязку, но, согласитесь – неловко и хлопотно чистое-то вымогательство терпеть. А что делать? Хоть и бесенявые, а всё ж как родные...)

Кот Муха поначалу жил везде и всюду, иной раз Баника с полки теснил, Баулю в сурьмяной кладовке усом щекотал, но после как-то враз, по домашнему житью, остепенился. Теперь Муха, если спит или дремлет, то в насиженном моём кресле супротив печки-камина, с поглядкою: горят там невидальные рукописи (о чём с вечера гости трындели), или просто берёзовые чурочки? А если Муха не дремлет и не спит, так ищи его в ближнем лесу: ёжиковы лишние иголки на носопырку розовую подсобрать, гадюк, глядя на предзимье, в клубки поуютней свернуть, грибы-рыжики, белкам на гневливый цок, баловством понадкусывать, на чорном секаче от рябой берёзы до рыжей сосны прокатиться, каурого оленя Дашку по рогам рябиновыми кистями, на манер ёлки, обвесить, линялого зайца пред галками на смех поднять... – забот полон рот, чего уж.

А я не сплю: некогда под солнцем спать. И под луной – куды? Из одного угла: «Гра-гла-гня!», из другого: «Тинь-тон-н...», из третьего и отовсюду: «Мурр-гламурр!»

Хозяйство присмотру требует. Ну: то Баник вилы из сарайки утащит, и давай ими по дворовому пруду непрочитываемые письмена разводить, водяным чертям рога на загадках обламывать; то Бауля с безвинных соседей все их болячки как рукой поснимает: те охают по привычке, а ничего не болит; переполох, докторам названивают, в редакциях пороги бьют, из поднаучной жизни в чудесатую на пятой скорости с места без тормозов высвистывают, точно на «скорой помощи»...

Выйду из ворот, ручкой страдальцам помашу – раз-два, и снова на двор беги: кот Муха осиное гнездо разворошил, и ну – чесать проповедь, о вреде ядоносных жал в насекомом организме, – на ночь глядя, когда и размедовая сказка в пересол. Чем несчастным жужжаликам из-под потешного котехизатора спастись? Они ко мне, хóром – жаловаться, а у меня гости, а у меня то да сё, шестое-седьмое и тридесятое...

Где ж тут поспишь-то, а!

Спать – Бога не уважать, а Бога уважить – с клириком бы попузастей, а значит подобрей, позадушевней, домашней, райского постава клюковкой до чортиков, по распарке, назюзиться – уговорить: Баника, Баулю и с ними кота Муху во мне, конечном грешнике, обезвредить, то есть легальность наважденья хоть на дурачка, но как бы оффицьяльно проштампелевать. Дескать, живность кой-какая за окаянным (за мной то есть) водится, а греха (большого) как бы нет.

Шлёп-чпок: гуляй младенчиком, голышок!

Но и то: оно, кажется, неприлично, дамоспода не мои, - человеку верующему сказки чертенявые не то что сочинять, а и самому в них чуть не бесштанно геройствовать?* Разве не «христианским, высшим воспитаньем должен воспитаться теперь поэт», как считал Гоголь периода «Выбранных мест из переписки с друзьями»? Или – правда таки, как твердят лучшие из прошлых и нынешних наших феатральных лицедеев, - в «бесстыдстве таланта»? Но тогда солнце-Пушкин, с его «правилом приличий», есть почти ничто, голенькое nihil!.. И вот я думаю – крепко, да без-сильно: надо ли быть, при этаких данностях, твёрдым, аки очерствевший до пустынных окаменелостей хлеб, или – размягчиться, навроде плавимого пламенем свечного воска? Быть домом, или искать – себе – дóма? Или то и другое, вместе? Ибо сказано: «Но Вышний не в рукотворённых церквах живёт...» (Деян. 7, 48)**.

Впрочем, много ещё чего разного да неподъёмного на ум понасказано в «святых» наших книжках – теряюсь выразить, до чего иной раз и без фантазии бывает светло и сказошно...

* Ср.: «... исполнитель превращает себя в жизненно-прозаическое лицо (персонажа), которое в границах фабульной действительности может осуществляться как телесное (“предчеловеческое”) существо. Человеческого статуса он достигает в качестве воображающего, т. е. как тот, кто воображает себя в кого-либо и его онтологический контекст. Обычный способ достижения такого состояния – высказывание. Высказываясь о ком-либо, фабульный персонаж воображает себя в это лицо (существо, предмет, событие...) и его действительность, которая, таким образом, становится вторичной фабульной действительностью. Фабульный персонаж становится драматическим героем, и его бытие осуществляется в сфере бытия исполнителя». - В.В. Фёдоров. Значение отрицательной ценности у Пушкина и Гоголя («Скупой рыцарь» и «Мёртвые души») // Гоголь и Пушкин: Четвёртые Гоголевские чтения: Сб. докладов. М., 2005. С. 313.

** Цит. по: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Св.-Троицкая Сергиева лавра. 1997. С. 276.



(17 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:October 15th, 2012 03:38 pm (UTC)
(Link)
Неприлишно, как есть – неприлишно. Ну, что это за воспитанье такое: от банной баушки да Баника, а об коте, что без пяти минут который, и речи быть не может, не. Какое высшее в ежиковых иголках, в рябиновых кистях, во книжном шкапе, где колпак и рукавица, и строгий цензор, глазок агат навыкатив, пыхтит, листает: что – гостям, а что – сорокам на ученье,заботливый, подишь ты. взглянуть чуть ближе, пристальней вокруг себя, не ради, кабы глянуть, а просто так, с теплом и ласкою, и смехом ироничным, бережным, ага. Не, высшего здесь нет.
[User Picture]
From:likushin
Date:October 16th, 2012 04:53 am (UTC)
(Link)
Есть мнения, что "искомого" здесь и быть не может.
У Розанова, в «Тёмном лике» (Глава «О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира»): «Как только вы попробуете оживлять семью, искусство, литературу, как только чему-нибудь отдадитесь “с душою”, - вы фатально начнете выходить из христианства. <...> Монах может сблудить с барышней; у монаха может быть ребенок; но он должен быть брошен в воду. Едва монах уцепился за ребенка, сказал: “не отдам”; едва уцепился за барышню, сказал: “люблю и не перестану любить” – как христианство кончилось. Как только серьезна семья – христианство вдруг обращается в шутку; как только серьезно христианство – в шутку обращается семья, литература, искусство».
С.Т. Аксаков, откликаясь на смерть Гоголя, т. е. более чем за полвека до Розанова, в письме к сыновьям: «... Нельзя исповедовать две религии безнаказанно. Тщетна мысль совместить и примирить их. Христианство сейчас задаст такую задачу художеству, которую оно выполнить не может, и сосуд лопнет».
Вот такие крайности за всей этой, "кудрявой" оболочкой сидят. В них зерно, они - "неприличность".
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:October 16th, 2012 05:09 am (UTC)
(Link)
та нешто ж я не поняла?)
Мне просто без-конечно жаль всей этой троицы, вот жаль, и все. Та, ладно, даст кто - подымет, подберет.
а неприлишность, в моем, сугубо не-высоком плане, в самой необходимости противопоставления. Казалось бы.
[User Picture]
From:likushin
Date:October 16th, 2012 05:12 am (UTC)
(Link)
Ну да, конфликт, где с одной стороны - "этическое", с другой - "не мир, но меч". И решения нет ни на одной из сторон.
[User Picture]
From:ivannikov_ru
Date:October 15th, 2012 05:41 pm (UTC)
(Link)
Многабукав-ой!-многа… а всё одно — хорррошо!
[User Picture]
From:likushin
Date:October 16th, 2012 04:55 am (UTC)
(Link)
И верно. Хорошо - у Исаака Сирина, в слове 41: «Когда на одну сторону положим все дела жития сего, а на другую молчание, тогда найдём, что оно перевешивает на весах».
Вывод: сокращать буквы. Под корень. Хе.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 16th, 2012 12:47 pm (UTC)
(Link)
Милые такие обитатели) Живут и живут, что тут нехристианского?
[User Picture]
From:likushin
Date:October 17th, 2012 07:42 am (UTC)

Автор как "жилище"

(Link)
См., например, книжку Райана "Баня в полночь" - очень даже любопытное исследование о смеси остатков славянского язычества и русского Православия.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 17th, 2012 10:42 am (UTC)

Re: Автор как "жилище"

(Link)
Да, спасибо, пожалуй, что прикуплю) Надеюсь, что уж этот автор-то между славянским язычеством и русским Православием провёл чёткую границу, наконец)))
[User Picture]
From:likushin
Date:October 17th, 2012 10:46 am (UTC)

Re: Автор как "жилище"

(Link)
Да, конечно! Свершил богатырский подвиг. Насколько это возможно англичанину (сколько помню, автор - англичанин).
[User Picture]
From:znichk_a
Date:October 17th, 2012 10:56 am (UTC)

Re: Автор как "жилище"

(Link)
Не может быть. Заинтриговал. Уже скачивается.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:October 16th, 2012 09:12 pm (UTC)
(Link)
Зверей по миру, ключи от бани под половицу.
[User Picture]
From:likushin
Date:October 17th, 2012 07:40 am (UTC)
(Link)
Так и сделаю - попробую сделать. И наклавлю о результате, прямо с Вашими словами. Можно?
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:October 17th, 2012 09:00 am (UTC)
(Link)
Можно.
[User Picture]
From:likushin
Date:October 17th, 2012 09:15 am (UTC)
(Link)
Звери, они ведь просто так не сдаются. Они "милые".
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:October 17th, 2012 09:33 am (UTC)
(Link)
Кто в доме хозяин?
[User Picture]
From:likushin
Date:October 17th, 2012 09:48 am (UTC)
(Link)
Раскрыл наугад, открылось: "Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?" (Матф. 27, 21)

> Go to Top
LiveJournal.com