?

Log in

No account? Create an account
ИМя МОеЙ ЛОдкИ: ЧТОБы ВыЖИТЬ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

July 23rd, 2012


Previous Entry Share Next Entry
03:34 pm - ИМя МОеЙ ЛОдкИ: ЧТОБы ВыЖИТЬ

Нынешним летом имел случай сравнить поминальные обряды в Хабаровске и Новороссийске. Немало подивился тому, что наутро после похорон близкие и друзья покойного должны вновь собраться на месте захоронения и совершить трапезу. Набор блюд весьма ограничен и также традиционен. Часть принесённой еды оставляется на могиле. Равно как сам обычай, так и совпадения в нём, не могли не заинтересовать любознайку. Впрочем, сколько ни пытался добиться, откуда пошёл странный обычай в столь широко разнесённых одна от другой областях, ничего путного узнать не удалось.

- У нас так принято. И у отцов было так, и у дедов. Чего тебе?

- Языческое нечто...

- Бог сам разберёт, не суйся...

Я и не стал соваться, но запомнил. Возвратившись ненадолго домой, к запылившимся своим книжкам, первым делом полез в Проппа, и в считанных первых страницах наткнулся на выяснение мотива кормёжки бабой-ягой шастающего по свету героя («Прежде напои-накорми, в баню своди, после спрашивай!»):



«Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на неё, что он “настоящий”. Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть. В американском сказании герой иногда только делает вид, что ест, а на самом деле бросает эту опасную пищу на землю. Наш герой этого не делает, он этой пищи не боится. Там, где культ мёртвых уже получил полное развитие, эта необходимость еды на пути странника выражена ясно и сохранилась в деталях. Особо яркий пример даёт Египет. Египетский материал объяснит нам, почему сперва надо есть, а потом только можно говорить. Еда отверзает уста умершего. Только приобщившись к этой еде, он может говорить.

В египетском заупокойном культе умершему, т. е. его мумии, по принесении в склеп прежде всего предлагали еду и питьё. Это так называемый “стол предложений”. Бадж описывает эту церемонию так: “Еда вносилась на столе, и два стола предложений приносились также в зал (usekht) или помещение склепа. Статуя (т. е. мумия) не могла, конечно, сесть за стол, чтобы поесть; по-видимому, кто-нибудь, может быть жрец, садился в качестве заместителя (vicariousty) приложиться к еде на столе. Еда состояла из немногих видов хлеба и лепёшек, напитка (tchesert), и по окончании вкушения уста статуи были «отверсты», и верили, что умерший, которого представляла мумия, превратился в khu, или духа, и приобрёл все способности духов другого мира” <...>.

Этот  текст совершенно ясно показывает, что еда “отверзает уста” и превращает умершего в дух – субститут некогда бывшего здесь превращения в животное. Церемония отверзания уст была одной из важнейших церемоний культа. В заупокойных текстах ей посвящена специальная книга, которая называется “Книгой отверзания уст”. Но и в “Книге мёртвых” можно найти примеры. Вот отрывок из 122-й главы “Книги мёртвых”: “«Открой мне?» «А ты кто? Куда ты идёшь? Как твоё имя?» «Я – один из вас, имя моей лодки – собиратель душ... Пусть мне будут даны сосуды молока с лепёшками, хлебами... и кусками мяса... Пусть эти вещи мне даны будут полностью... Пусть мне будет сделано так, чтобы я мог продвигаться дальше подобно птице Бенну...»”.

В этом отрывке есть два пожелания: “пусть я буду есть” и “пусть я стану птицей”. Но в сущности – это одно желание, которое на нашем языке гласило бы так: пусть я буду есть, чтобы стать птицей. В 106-й главе “Книги мёртвых” это выражено яснее: “Соизволь мне хлеба, соизволь мне масла, и пусть я очищусь посредством бедра и жертвенных лепёшек”. Итак, эта еда очищает, очищает от земного и превращает человека в неземное, летучее, лёгкое существо, в птицу. Брэстэд говорит: “Наконец, этот странный, мощный хлеб и пиво, которые жрец предлагает мертвецу, не только превращают его в душу и приуготовляют его, но дают ему силу и делают его мощным. Без этой силы мёртвый был бы беспомощен. Эта сила должна была также дать умершему способность выдержать враждебные встречи, которые ожидали его в том мире”» [Выделил. - Л.]. - В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. М., 2005. С. 50-51.

Прочтя, не мог не вспомнить знаменитейшую из печальных песен, оставленных нам пережившими последнюю мiровую войну, которая (война) есть не что иное, как череда «враждебных встреч»:

«... А превратились в белых журавлей».

Не мог не вспомнить традиции, бытующей у японцев, - запускать в небо белых поминальных журавликов, сделанных из лёгкой, легче выжженного воздуха, бумаги.

И ещё я понял, что человек упорно, тысячами, десятками и сотнями тысяч лет, парадоксально желает превратиться в животноечтобы выжить, хотя бы на Том, на крыльях парящем свете.



(17 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:violanatans
Date:July 23rd, 2012 12:17 pm (UTC)
(Link)
Человек желает превратиться в животное – чтобы выжить, хотя бы на Том, на крыльях парящем свете...
Очень сильно впечатлила статья.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 23rd, 2012 12:34 pm (UTC)
(Link)
Это товарищу Проппу в ножки.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:July 23rd, 2012 12:32 pm (UTC)
(Link)
Христианское такое сравнение: душа как птица. Видно, и в давние языческие времена люди всегда это чувствовали, или, точнее, предчувствовали... только не могли выразить верно.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 23rd, 2012 12:36 pm (UTC)
(Link)
По-моему, это дление одной традиции, одного, общего, знания.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:July 23rd, 2012 12:53 pm (UTC)
(Link)
Да, так и трапеза эта - как Причастие. Причастие к жизни другого мира.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 23rd, 2012 01:01 pm (UTC)
(Link)
Пожалуй, так.
Но не могу не напроказить: продуктивней всего это "причастие" достигается у нас через "меру" водки, которую всякий для себя "знает", но выпить её никому из оставшихся в живых так, похоже, и не удалось.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:July 23rd, 2012 01:05 pm (UTC)
(Link)
Ну да, ну да, так сам же говорил - превратиться в животное)))
[User Picture]
From:likushin
Date:July 23rd, 2012 01:11 pm (UTC)
(Link)
ВОТ!!! Всё сошлось, весь пасьянс и все па-злы.
[User Picture]
From:krajn
Date:July 23rd, 2012 05:54 pm (UTC)
(Link)
"Девять месяцев мы рвемся наружу, а потом всю жизнь мечтаем залезть обратно"...
[User Picture]
From:likushin
Date:July 25th, 2012 01:38 pm (UTC)
(Link)
Тут вот что представляется принципиально важным: не столько с какой целью - "обратно" (как бы константа: "жизнь вечная"), сколько - в каком качестве - "обратно".
[User Picture]
From:12_eylul
Date:July 23rd, 2012 07:37 pm (UTC)
(Link)
Хм, а вот Христу отверзать уста не пришлось, Он намеренно стал есть перед учениками,чтобы доказать, что Он не призрак. Выходит, человек едущий в этом мире - не мертвец, это как его признак: раз ест, значит, жив. Кстати, так и про больных говорят: раз поел - болезнь уйдет. Но и перед смертью люди часто вдруг словно наполняются сил, едят и сгорают внезапно. Набираются сил перед дорогой? А еще покойники часто в снах просят именно еды...

Вы удивительный и умник!
[User Picture]
From:likushin
Date:July 25th, 2012 01:47 pm (UTC)

"Пир во время чумы"

(Link)
С "умником" ладно; иные считают меня банальным снобом. А вот о еде - это преинтересно. "Едяй плоть и кровь", тут ведь если не тот же, то "зеркальный" ритуал, магический, наверное. Надо будет порыться, поискать что-нибудь о "месте и значении" всечеловеческого "пира во время чумы" (и Пушкина перечту, именно эту из "Маленьких трагедий").
И ещё: верно ли я понял, что снящиеся покойники просят еды? И верно ли, что это как бы общее место, то есть общеизвестно для исповедующих разные религии (или одну, определённую)?
[User Picture]
From:12_eylul
Date:July 26th, 2012 03:52 pm (UTC)

Re: "Пир во время чумы"

(Link)
Да, тут есть в чем покопаться. Вспомните еще, когда Господь воскресил девицу, Он первым делом велел ее покормить. Что же касается снов и покойников, то я это слышала от людей разных вер. Эти гости во снах обычно или плохо одеты- это как сигнал, что нужно купить и подать что-то из одежды. Или просят есть/едят во сне. Тут ясно, что и молитва нужна - духовная пища, и милостыня. И на панихиду у нас несут продукты чаще всего. Кстати, сколько помню свои сны, никто никогда не просил денег.
[User Picture]
From:gaanaa
Date:July 23rd, 2012 08:32 pm (UTC)
(Link)
понравилось
[User Picture]
From:likushin
Date:July 25th, 2012 01:48 pm (UTC)
(Link)
Бон аппетит, как говорят в иных странах. )
[User Picture]
From:verybigfish
Date:October 5th, 2012 06:34 am (UTC)

С личным Новым годом!

(Link)
Желаю здоровья, новых творческих успехов - и победно вывести человека из себя. :)
[User Picture]
From:likushin
Date:October 10th, 2012 01:31 pm (UTC)

Re: С личным Новым годом!

(Link)
Это уж да: из такой облезяны как я непросто вывести человека. )

> Go to Top
LiveJournal.com