?

Log in

No account? Create an account
МАТрЁшКА из ВСТАВнЫХ ЧЕЛюСТей - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

June 7th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
06:27 pm - МАТрЁшКА из ВСТАВнЫХ ЧЕЛюСТей

 Ich sterbe – Я умираю (нем.).

Есть, говорят, и вычленена давно в человеке одна из самых отвратных черт этого существа: «буржуазное чувство». С нею принято (у иных) бороться. Как? Да вот, пожалте…



Прочёл у одного из нынешних борцов «за справедливость», уничтожателей богатых и богатства, не юного, наверное, «идеологиста» (не допытывайтесь имени, не назову): «Терроризм – это моя субъективная потребность, моя утопия (действие, которому нет места, но оно должно быть). Например, я люблю женщину, единственное средство избавиться от этого буржуазного чувства – пристрелить её, как собаку, лишить свой миф физического носителя, и так всегда, и так везде».

Прочёл и запомнил этого эпатажника-позёра-«младогегельянца», даже выучивать не пришлось – само легло. Потому – я, может быть, в отличие от него, не только читал кое-что пострашнее, но и видел кое-что не в три-дэ-экране. Подробности опущу, однако же самое место привести «Бунтующего человека» Альбера Камненоши (Камю).

Итак:

 «Бог умер, но, как предупреждал Штирнер, нужно убить мораль принципов, где еще таится воспоминание о Боге. Ненависть к формальной добродетели, этой ущербной свидетельнице и защитнице божества, лжесвидетельнице на службе у несправедливости, остается одной из пружин сегодняшней истории. “Нет ничего чистого” – от этого крика судорогой сводит наше столетие. Нечистое, то есть история, вскоре станет законом, и пустынная земля будет предана голой силе, которая установит или отринет божественность человека. Тогда насилию и лжи предаются так, как отдают себя религии, - в том же самом патетическом порыве». - А.Камю. Бунтующий человек // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 223.

И далее:

«Для якобинца весь мир добродетелен. А начатое Гегелем и ныне торжествующее движение предполагает, что никто не добродетелен, но добродетельным станет весь мир. Вначале, по Сен-Жюсту, все идиллично, а по Гегелю, все трагично. Но в итоге они приходят к одному и тому же выводу. Нужно уничтожить тех, кто уничтожает идиллию, или уничтожать ради сотворения идиллии. Гегелевское преодоление Террора завершается только его расширением». - А.Камю. Бунтующий человек // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 223.

Я выбираюсь на поверхность этого, добродетельного, мiра и начинаю сдыхать, мгновенно начинаю – я чувствую процесс эпидермой. Дальше, в подкожное пространство, я не намерен пускать пролившуюся дрянь – ухожу вниз, в царство теней великого Подпола. Но уходя, всё же – из неукротимого любопытства – пытаюсь допытаться ответа, приставая к встречным (и, главное, к поперечным) с предепрессивнейше истошным вопрошанием:

«Что есть человек?!»




(16 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 7th, 2012 05:15 pm (UTC)
(Link)
...Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого...

Лермонтов. 1831-го июня 11 дня
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2012 05:24 pm (UTC)
(Link)
То есть всё дело в том, что "место встречи изменить нельзя". "Место", таким образом, оказывается лишонным воли, свободы. Лермонтов ошибся, или трещина в моём суждении?
[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 7th, 2012 06:09 pm (UTC)
(Link)
"Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум")))

Лермонтов говорит об ограниченности "места", но и указывает выход:

"Но для небесного могилы нет."

А дальше уточняет, что вообще эта ограниченность - только колыбель

"Немного долголетней человек
Цветка; в сравненьи с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна."

И колыбельная забота вроде лишь одна -

"И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!"

Но выясняется, что всё не так просто, бороться с собой сложно:

"Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом
И небо обвинить нельзя ни в чем."

Поэтому такая вот "борьба с буржуазными чувствами".
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2012 06:35 pm (UTC)

Читая дворянина...

(Link)
"... Ни ангельский, ни демонский язык...
В одном всё чисто, а в другом всё зло".
Лермонтов, вроде, оспорил Гёте, с его знаменито позёрским Мефистофелем, привёл к абсолюту деление (ведь Лермонтов знал, верно, "Фауста", где "часть той силы, что..." и т.д.).
Но: "Душа сама собою стеснена"; подобное определяют чем-то вроде "антропоцентризма" (кажется), до атеизма - рукой подать, однако: "... небо обвинить нельзя ни в чем"; т.е. Небо всё же признаётся, точно так, похоже, как позднее полупризнает "Небо" в Пленнике Великий Инквизитор: "К чему же теперь пришел нам мешать?" (234; 14).
Лермонтов находит "корень мук в себе самом", хотя знает отправную точку того же "Фауста", именно: Иов стал игрушкой в споре двух явно неравных, но всё же сосуществующих сил, и "корень мук" его явно раздвоен - он и в "себе самом", но и "вовне".
Но это отказ от борьбы "с собой", а не признание "сложности" этой борьбы.
И как-то сомнительно принимается исполненное внутреннего противоречия разъединение целого, вот здесь:
1) "Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна",
и:
2) "И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!".
Тут близко к выводу Камю: "Вначале, по Сен-Жюсту, все идиллично, а по Гегелю, все трагично. Но в итоге они приходят к одному и тому же выводу. Нужно уничтожить тех, кто уничтожает идиллию, или уничтожать ради сотворения идиллии. Гегелевское преодоление Террора завершается только его расширением".
Тут сидит всё тот же смердящий "младогегельянец"!

[User Picture]
From:znichk_a
Date:June 7th, 2012 06:45 pm (UTC)

Re: Читая дворянина...

(Link)
так да, именно: Лермонтов видит путь - и не идёт, а предпочитает мучаться и терзаться... Такая вот борьба с "буржуазными чувствами" - практически убийство, точнее, идейный суицид.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2012 07:08 pm (UTC)

Re: Читая дворянина...

(Link)
Ага, тут подначка! Скажу: идея идее рознь, и в закрайностях - рознь.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:June 7th, 2012 05:27 pm (UTC)

да, поперечное - это наше любимое

(Link)
токо философиев мы не шибко много знаем, у нас всё - как лоскутное одеяло: знамо дело - беднота...
ну где ты нашёл добродетель?
мир - людское - несовершенен, он каждый раз, с каждым новым человеком - становящийся, рождающийся заново...
что укорять, что человек не совершенствуется в эмоциональности своей настолько же, насколько могут усовершенствовать мастерство своё лучшие живописцы, ваятели, мастера слова, учёные?

совершенствование посредством развития творческих, надприродных продуктов деятельности - процесс коллективный, межпоколенческий, основан на преемственности и передаче опыта.

эмоциональные же реакции носят природно-охранительный характер для субъекта: что, если бы мы убрали предохранители с тонкого по устройству, чувствительного к перепадам прибора? долго ли он прослужил бы нам в интенсивной, изменчивой среде?
так не будем вменять в укор человеку его субъективность, ведь мы не знаем: не будь этого внимательного часового - наших чувств и эмоций - кто знает, что бы сотворил Человек Мыслящий, но не Чувствующий?
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2012 05:41 pm (UTC)
(Link)
Что? "Государство" Платона. (Обобществленье слабого пола рекомендуетися снять с повестки дня - до полной деживотнизации процесса воспроизводства; хе.)
Один убивает, другой это чувствует. Один убивает больше и жесточе, другой чувствует сильней и страдательнее. Прогресс?..
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:June 7th, 2012 05:58 pm (UTC)

а в миру-то добродетели пошто ждать?

(Link)
ежели понял што - твори сам, где можешь

и заповеди-то - не колотушка какая, что учить ею, не розги, а всё норовят (и я туда же сейчас, кстати)
шорт возьми - я не сильна в вопросах толстовства и прочих отеческих наставлений

просто добродетель как уклад жизни - столь сомнительное в плане достижения направление, тут бы генетику впору дать слово, чтобы указал человечеству его место.
пока государства (палка о двух концах) существуют...
дак вот может Восток-то ближайшее столетие восстановит территориальное равновесие (это я уже о своём, неженском)
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2012 06:00 pm (UTC)

Re: а в миру-то добродетели пошто ждать?

(Link)
Женщина о "неженском", это смертельный трюк. Хе.
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:June 7th, 2012 05:38 pm (UTC)
(Link)
..хм..второй раз за короткий период встречаю этот вопрос, именно в такой формулировке...
Не меньше любопытно - почему *что?, отчего не - *кто есть человек?
Возможно, ответ на вопрошание в самом вопросе.
)
[User Picture]
From:likushin
Date:June 7th, 2012 06:03 pm (UTC)

Тема нарасхват )

(Link)
У меня язык не повернётся титуловать этого борца с "буржуазной собственностью" Кем. Он что. И не ничто только лишь по недоразумению.
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:June 7th, 2012 07:49 pm (UTC)

Re: Тема нарасхват )

(Link)
со *что спроса нет. А с таких борцов должно спрашивать. С каждого и по отдельности, не на словах.
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:June 7th, 2012 09:35 pm (UTC)
(Link)
ЧТОйность человека - это чистая схоластика.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 8th, 2012 03:07 am (UTC)

Я бы уточнил:

(Link)
Хорошо отмытая.
[User Picture]
From:krajn
Date:June 15th, 2012 07:37 pm (UTC)
(Link)
+1

> Go to Top
LiveJournal.com