?

Log in

No account? Create an account
НЕ по КаРМаНу - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

May 21st, 2012


Previous Entry Share Next Entry
10:28 pm - НЕ по КаРМаНу

Был мне сон, но сон не из хаотической мельтешни картин и действий – из слов. Из одних только, голеньких, слов. Без виньеток. И я поверил его простоте, прежде всего – простоте. Поверил даром и, возможно, зря. Но именно это моё сомнение и позволяет мне теперь пересказать этот странный сон, пускай не целиком и всего лишь в одной из самых, наверное, незначительных, а то и вовсе глупых частей его.

Итак...



… Снилось мне, что это совершеннейшая глупость и бельмясая слепота – утверждать и научать, будто «Смешной человек» Достоевского праведен, и что проповедь, с которой отправляет этого персонажа «в мiр» его автор, есть один из множества точных и удачных по «факту» точности слепков с Благовестия, как литературный образчик «апостольского служения», «пророчествования». Ровно наоборот. Настолько наоборотее, насколько оборотен ко Христу Евангелий Антихрист Откровения. И однако: «Яко неции премудрые глаголют: “Застаревшиеся, рече, злые обычаи в душах человеческих многими леты во естество прелагаются и неудобь исцелны бывают”»1.

И припомнилось мне, во сне моём, из прежде начитанного: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6, 5-7).

И это, мгновенное, прикосновение было мучительно больно, оно дало взрывной толчок расширению пространства боли, которая не свет, но мрак, потому из мрака виден свет, а на свету света нет, есть только «области с более интенсивным свечением», то есть «физика», во всемогуществе её «законов». Отчего же, - спросят меня. - Отчего я говорю о «пространстве боли», которое «без конца и без края», если «беззаконие удалено» и «грех очищен»? Оттого, полагаю, что человек с прежде нечистыми, а отныне стерильными устами (великовозрастное дитя) остался жить среди мгновенно состарившегося, дряхлеющего на его глазах народа, и боль его от осознания бездны, вдруг разверзшейся и пролегшей между ним, очищенным, и оставленным «на произвол судьбы» множеством ему подобных, неминуемо должна была усилиться, и не в какие-нибудь, там, «разы», а до «концов и краёв» бесконечной, как нам, вроде бы известно, Вселенной. Бескрайняя, беспредельная боль, выражением которой и является всякое пророчество, - не важно, предсмертно озвученное на площади жертвоприношений, или взрезавшее скрипливым пером потайку уединённого кабинета (тождественно – кельи). Боль, в которой отныне и до скончания дней обречон взахлёб «купаться» очищенный, и есть пресловутое «царство не от мiра сего», и всякий призыв к следованию путями этого царства есть обетование блаженства боли, услаждения страданием, мукой, пыткой.

Напрасно искать здесь следы «философии» Мазоха, «психологию» Фрейда, «критику» Нитше, новейшее мифотворчество, или экзотический, из преждебывших, на остаточном выплеске, культ; всё проще и «психологичней», естественнее и распространённей, подобно эмпирической выжимке факта из вполне себе «банальной», а вовсе не героической какой-нибудь, эксклюзивной, по необычайности обстоятельств, жизни, минуя неизбежные перекосы того или иного из фантасмагорических снов2: вся, как она есть, практика «межчеловеческого общения», формализованная, прежде всего в литературе, есть великая тоска по очищающей боли, и в высших своих проявлениях, несомненно, сама – великая боль. И носители этой боли (подлинные носители, а не поддельные, не «артисты на час») есть опаснейшие в роде человеческом существа, опаснейшие – в силу едва ли не магической притягательности затаённой в них и вдруг открывающейся мощи3. А любовь, а весь этот дичайший хаос содроганий души и тела, которому человечество посвятило, в своих многотысячелетних мечтах, самую обширную и драгоценнейшую из зал во дворце несбываемой надежды! Разве в основе её не упокоено навеки «желание жить в тревоге, в присутствии столь ценного предмета, что сердце замирает при мысли его утратить», и разве она не есть «желание жить в страхе возможной утраты, когда любимый человек держит влюбленного на краю пропасти»4?

… Нет, всё-таки Гоголь ошибся, на письме к «невежественному» критику Белинскому, пробросившись фразой, что, дескать, «Христос нигде никому не говорит, что нужно приобретать»5. Христос именно и только об этом и говорит! Об этом, и ни о чём, собственно, другом, но шире, но надмiрнее приобретения каких-нибудь пошлых, приземных «благ» и расхожих «ценностей» – земель, домов, рабов, наложниц, «справедливых» законов, кучами сваленных в телеги победоносных обозов вперемешку со златом унд сребром... Больше – Он даёт пример приобретения, Собою даёт: «мужайтесь: Я победил мiр». Так Он говорит, и «победил» в Его устах значит – приобрёл. Но что есть Его приобретение? «В мiре будете иметь скорбь», сказано в том же стихе Евангелия, сказано Им же – ученикам Его, «наследникам», как ступающим, волею Завета, след в след, от победы к победе.

… И содрогнулся я, и вышел на содрогании своём из сна, отказавшись хоть что-нибудь из предложенного «приобрести»: не по карману...

1 Третье послание Курбского Ивану Грозному // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: Наука, 1979. С. 107.

2 Любопытное свидетельство, если, разумеется, признавать свидетельствами откровения такого рода: «Среди многих сочинений слепой духовидицы англичанки Джейн Лид есть одно, озаглавленное “Чудеса Божьего творения, ознаменованные в разнообразии Восьми Миров, как они были воочию явлены автору” (Лондон, 1695). <...> На странице 340 (108) “Восьми Миров” чтаем следующее:

“Саламандрам назначено пребывание в огне, сильфам – в воздухе, гномам – в подземных норах, однако для существа, чьей субстанцией является Блаженство, - дом везде. Все звуки, даже хриплое рычание львов, стоны ночных сов, жалобы и вой обреченных на муки в аду – для него сладостная музыка. Все запахи, даже самая мерзкая вонь разложения, - для него подобны ароматам роз и лилий. Все яства, даже те, что изгажены на пиршественном столе гарпиями языческих легенд, - для него что свежеиспеченный хлеб и душистый эль. Когда оно в полдень странствует по пустынным пространствам мира, ему кажется, что его осеняет пушистый балдахин крыльев ангелов. Ревностный искатель стремится найти его везде, в любом месте, даже в самом мрачном и грязном и в этом мире и в семи остальных. Пронзите такое существо насквозь острым клинком, и оно испытает прилив Божественного, Чистейшего наслаждения. Очи его, свыше дарованные, даны ему, чтобы видеть истинный свой путь; и подобным даром, откровением Мудрости, порой бывает наделено дитя”». - Х.Л. Борхес. Книга вымышленных существ. М., 2000. С. 265-266.

3 Ср., например, как описывается одним из, может быть, величайших грешников Престол Господень и происходящее при нём, без времени и предела: «... где вечно приносится в жертву за спасение мира агнец божий и никогда не гибнет». - Первое послание Ивана Грозного Курбскому. Перевод // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: Наука, 1979. С. 10.

4 Жорж Батай. Прóклятая часть. М., 2006. С. 677.

5 Гоголь – В.Г. Белинскому // Переписка Н.В. Гоголя. В 2-х тт. Т. 2. М., 1988. С. 494.




(18 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:krajn
Date:May 22nd, 2012 05:00 am (UTC)
(Link)
За "душистый эль" переводчика надо повесить. За что-нибудь. За мохнатый шмель, например.
---
"Чтобы не было кондрашки пей душистую гидрашку!"
---
Что же касается существа поста - мне верится, что я прошел через стадию "великой тоски по очищающей боли, носителя этой боли, а также открывающейся мощи (турбонаддува комент. мой)" и вернулся к людям "жить среди мгновенно состарившегося, дряхлеющего на глазах народа (говорит турбонаддув)" в качестве человека переболевшего очередным испытанием, человека, несущего иммунитет, который (это важно) можно прививать.
Человек не справившийся с сумашествием говорит про состарившийся народ, а народ кИдает взгляд на больного дистрофика морале да и идет себе дальше по своим делам.
Так-то.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 22nd, 2012 06:08 am (UTC)
(Link)
На "мохнатом шмеле" я посмеялся. И на "гидрашке". На "турбонаддуве" скажу: Се, человек!
[User Picture]
From:gaanaa
Date:May 22nd, 2012 05:39 am (UTC)
(Link)
Зачётные сны.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 22nd, 2012 06:08 am (UTC)
(Link)
Хайре, профессор!)
[User Picture]
From:violanatans
Date:May 22nd, 2012 08:05 am (UTC)
(Link)
Про очищающую боль - потрясающе, близко!
и опять боль
болит любовь (из моего старого стихотв.)
[User Picture]
From:likushin
Date:May 23rd, 2012 07:27 am (UTC)
(Link)
Что ж, - респекты мсье Батаю. :)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 22nd, 2012 02:26 pm (UTC)
(Link)
Напрасно искать здесь следы «философии» Мазоха, «психологию» Фрейда, «критику» Нитше, новейшее мифотворчество
??????????
«Оставь надежду всяк сюда входящий»?

ад - сугубо субъективное личное состояние, которое умельцы неплохо научились моделировать в реальных социальных условиях

и несмотря на это ты предлагаешь разбить зеркала?
[User Picture]
From:likushin
Date:May 23rd, 2012 07:28 am (UTC)

МАКСИМка

(Link)
Зеркала придуманы на то, чтобы быть разбитыми.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 23rd, 2012 06:09 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
прости за пошлость: ты непокобелим
а стёклушки - для калейдоскопов, очевидно?
то ли дело слюдяные оконца в Зарядье!
[User Picture]
From:likushin
Date:May 23rd, 2012 06:16 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
Хе: а ты видела когда-нибудь слюдяные оконца - живьём?
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 23rd, 2012 07:12 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
да, в Зарядье - но то музейное, на улицу не глянешь
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 23rd, 2012 07:21 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
ты ещё спроси - видела ли я Москву
а то: чай, наши баушки в молодыя-то годы тудось пешим ходом добирались
[User Picture]
From:likushin
Date:May 23rd, 2012 07:27 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
В Маскве, бабуся, слюды нетути.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 23rd, 2012 07:52 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
вот тебе, внучатко, ссылка: http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvfZiOgLIyKZfUUYuFI4WLyBU7XHZk-yqN5IeIkWRy46atTIkPpDs3dIUmZPKNL8K_uRCwF3BF0BBb4b_r9snqJLyJsLZKsIWN1qTvX7ucCAQWXAR8VvNQVLLHD7hVSA4CC-g8zWBeVyGxK1Ip-mT_FohTUSwzZ3Z1gjfB9Vokv7w?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxaW96b0dKUE1OeGs1N19pVGlrYndkT2dPaE9DdlNSS3puajhHT0dxOGJTRnhEbnJaMUxLYW00N2xaNVVzT0w1ZjQ3blhTWEVpcW1GY0pvNHY0SHlwRUQwTHlFSzNfZjBSQU43cDl0aF83Q05tSFZGY05uVE5VWQ&b64e=2&sign=cbfbed9265bb8ba46aa24a219e1f50f2&keyno=8&l10n=ru&mc=0&i=9

то, что видела - точно, а когда и где: может, в Историческом, может, ещё в Переславле, а в Зарядье(глянула, чтоб уточнить) - шкафчик слюдой отделан в трапезной Романовых (даже вспомнила потом, что я уточняла у смотрителя про материал)
[User Picture]
From:likushin
Date:May 23rd, 2012 07:56 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
Ну, в музеях и блохи подкованные скочут. А Масква не музей.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 23rd, 2012 09:04 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
доброму молодцу сварливость не к лицу :(
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 23rd, 2012 07:23 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
и - да: ВЫкать-то со мной чой-то передумкал?
[User Picture]
From:likushin
Date:May 23rd, 2012 07:27 pm (UTC)

Re: МАКСИМка

(Link)
А я непостоянный.

> Go to Top
LiveJournal.com