?

Log in

No account? Create an account
ЭffеКТ ШТАКетНИКА - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

May 17th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
01:53 pm - ЭffеКТ ШТАКетНИКА

Во время ж сильного ветра

отлично во мне действует воображение.

Екатерина Секунда

Есть такой эффект в жизни всякого, верно, из успевших сознать себя существ, я назвал его «эффектом штакетника».



Поначалу его, ещё крохотным человечком, вманивают в жизнь – вкрадчивым посулом «бесконечной» череды увлекательных приключений, открытий, обретений... Человечек охотно поддаётся, втискивается в узость предложенных ему обстоятельств, встраивается в систему поначалу одних только почти наслаждений. И начинает верить услышанному в обетовании: ведь приключения, открытия, обретения поначалу сыплются, словно из рога изобилия, с всё нарастающей и многообразною частотою – только успевай выбирать! И так жизнь идёт, разворачивается, лениво побрызгивая туда и сюда сомнительной чистоты красками, натужливо скрипя на обходе той или иной остроты углов, набирает обороты и сбавляет их, мало-помалу, ободняв сама в себе, заскучневает, болотится, обдаёт начавшего недоумевать человечка прохладцей усталости, припресневает на вкус, обескровливает... Человек (уже не человечек) дивится замеченной вдруг и разом перемене (в себе и вокруг), вздымается на дыбы сам, начинает дёргать проходящих за рукава и фалды (первый, может быть, кого он принимается дёргать и вопрошать, - его отец), всматривается в их лица, ещё больше изумляется и начинает нечто крепко подозревать...

В мучительных раздумьях он порывает с окружающими, бежит их, уединяется, забивается в угол потемнее и начинает мучительно думать, вспоминать и снова думать, до исступления мысли и чувств, и так «сорок дней и ночей каменной пустыни»...

Наконец он дозрел. Он выбирается из своего угла, пытается влезть на какое-нибудь из близлежащих высокое место (а сил мало, он оскальзывает, падает, пачкается в грязи, но и грязь для него теперь ничто, и запах дерьма ничто, и само дерьмо, из него сочащееся, ничто)... И вот, грязный, в оборванных одеждах (если от них, одежд, хоть что-нибудь да осталось), в крови, в ссадинах и кровоподтёках, взгромоздившись наконец на груду глухих к его усилиям каменюк, он взывает к обещавшим многое Небесам... Молчание ответом ему. Он слышит в молчании насмешку, он плачет и убирается прочь, размазывая слёзы по грязному и ещё более загрязневающему в потерянности вида и образа лицу.

Куда? Угол – прибежище ему. Он снова забивается в свою нору и начинает прислушиваться к всякому вздоху – преимущественно своему, а не чьему-либо чужому, прислушливо ловит всякий хрип и стук, замечает утрату остроты ощущений, апатию, скуку, кислый вкус во рту и, непременно, резкие запахи выдлелений своего усталого тела. Неприятно, конечно, но терпимо, пока – терпимо... Он ещё пытается озираться кругом: он ищет чего-то прежнего, «высокого», «чистого», «светлого» (далее – набор подходящих синонимов); но мало-помалу и как бы против воли человека внешние краски одна за другою блекнут, сами члены его обездвиживаются, картина мiра превращается в пошлую мазню ученического натюрморта, память превращается в свалку безродного хлама, груду обломков чего-то ненужного, в сущую чепуху и дрянь...

Его дежурно спрашивают, «на одре»: «Вы боитесь (смерти)?»). Он, что остаётся в нём сил, отрицательно мотает огромною своею, кудловатой башкою, силится радостно выхрипеть: «Н-не-ет!»

Его и не понять, однако спрашивавший делает вид, что поверил ему. Ему и вправду нельзя в эту минуту не поверить: видимость отсутствующего доверия к нему страшнее для окружающих, чем сама его смерть. С равнодушием дико уставшей делиться бактерии он принимает конец.

А ведь некто (некогда) учил его, что смерть надо принимать наглецом, чтоб видящие её усомнились в твёрдости «устоев».

И я думаю: просто им никогда не приходило в голову взгромоздиться на шаткий, разгвозданный временем штакетник вечности, и, уж тем более, попытаться усидеть на нём.




(31 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 17th, 2012 04:24 pm (UTC)
(Link)
Банька с пауками. Экзистенциализм какой-то) Почему так умирать - в углу сидя? А если и так, при чем здесь "штакетник вечности"? А если не так - то нет штакетника, значит?
[User Picture]
From:likushin
Date:May 21st, 2012 08:43 am (UTC)
(Link)
Ну, задолго до возникновения экзистенциализма (и даже до "баньки с пауками"), ещё с греков этот вопрос торчал, обволокнутый разными формулами, вроде того, что "философия - это наука умирать", и проч., и проч. Философия (уж простите мне как-нибудь "лекторство") есть любовь к мудрости, притом, что "мудрых нет" (т.е. Истина непознаваема). Тут и возникает (по-моему) "угол со смертью" - внешний угол некой оградки, штакетничка, за которым мерещится Вертоград...
Ну и проч., и проч.
Вот, к примеру, точка зрения Канта на вопрос:
«По Канту, альтернативы прогрессу – это либо приводящий в отчаяние регресс, либо убивающее скукой вечное единообразие. <...>: “Если достойно божественного взора лицезрение добродетельного человека, который борется с невзгодами и с искушениями злого и все же не может устоять перед ними, то в высшей степени недостойно взора... даже самого обыкновенного, но благомыслящего человека лицезрение рода человеческого, в каждый следующий период совершающего шаг к добродетели и тотчас же после этого вновь опускающегося к порокам и жалкому состоянию. Некоторое время наблюдать за этой трагедией, быть может, трогательно и поучительно, но занавес должен в конце концов упасть. Ведь если трагедия затягивается, она превращается в фарс; и хотя актеры и не устали, потому что они шуты [все ли актеры шуты?], но устает зритель, которому довольно одного-двух актов, чтобы с полным основанием заключить, что эта никогда не оканчивающаяся пьеса есть вечное повторение одного и того же”». - Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта // Х.Арендт. Лекции по политической философии Канта. Спб.: Наука, 2012. С. 92-93.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 21st, 2012 09:13 am (UTC)
(Link)
А что есть прогресс?!
Буржуазное словечко для оправдания духовной деградации в угоду потребительской культуре))) А Кант - он про замкнутый круг и отсутствие изменений, без прогресса... Как раз в состоянии когда "мало-помалу и как бы против воли человека внешние краски одна за другою блекнут, сами члены его обездвиживаются, картина мiра превращается в пошлую мазню ученического натюрморта, память превращается в свалку безродного хлама, груду обломков чего-то ненужного, в сущую чепуху и дрянь..." Ох, страшное это у тебя место.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 21st, 2012 09:51 am (UTC)
(Link)
Сколько помню, Кант именно и только в "прогрессе" находил смысл человечьей жизни. Он веровал в "прогресс", как человек эпохи Просвещения. Его формула о "звёздных небесах над нами и моральном законе внутри нас" есть, сколько могу понять, признание НЕдосягаемости Истины, с одной стороны, с другой - придание "смысла" существованию человеческого рода. Кант видел прогресс, в числе прочего, в отказе от войн, в установлении всеобщего мира, в распространении и развитии образования и культуры, в "нравственном совершенствовании" и т.д и т.п.
Понятия "потребительская культура" (экий кентавр) для Канта было бы, верно, невозможным, без-смысленным. Да оно и на самом деле лишено смысла там, где это выше чавканья-нечавканья за столом, сморкания-несморкания в скатерти и проч.
Но вот что мне кажется любопытным: Кант выводил себя из общего, "шутовского", поля, вставал на позицию "наблюдателя", с неё и рассматривал-разбирал "стороннюю" трагедию. Причём, он с самого начала говорит не о "комедии" (ведь "актёры", априори, "шуты"), а о "трагедии", грозящей превратиться, в восприятии (его, Канта) в "сущую чепуху и дрянь".
Ну, где-то так...)

Edited at 2012-05-21 09:51 am (UTC)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 21st, 2012 11:44 am (UTC)
(Link)
Кант как просветитель видел исторический прогресс, а насчет индивидуального сильно сомневался, можно сказать что и не видел. "Штакетник" - это рассуждение как раз об отсутствии индивидуального прогресса, об отсутствии у жизни единого позитивистски доказуемого смысла.
Мне казалось, что никакой определенности с кантовских времен и не наступило: только звездное небо и нравственный закон.
Так нет, сюда же - картинка мiра пошлой мазнёй, свалка безродного хлама, груда обломков. Зачем?
(Deleted comment)
[User Picture]
From:Mustard Barbosov
Date:May 18th, 2012 07:45 am (UTC)

underground

(Link)
неужто вами, этап пройден, разве есть выход из подполья? бывает что очередную вылазку принимаешь поспешно за смену окраса, а вообще эта кожа очень трудно меняется, наверно предпоследняя перед кундалини..

наконец-то вы цурюк, никто так хорошо о нашем брате не мжет , как вы.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 21st, 2012 08:49 am (UTC)

Re: underground

(Link)
Что Вы! Какой из меня "учитель жизни". Просто я с прошлой осени работаю одну головоломку, большую, и, кажется мне, что - есть.
Во всяком случае, кусочками буду вбрасывать, прощупывая - и себя, и "реакцию". )
[User Picture]
From:Mustard Barbosov
Date:May 24th, 2012 03:45 pm (UTC)

Re: underground

(Link)
ну не скромничайте, каждый может быть учителем у кого рвется из груди, и это не спутать ни с чем опытному глазу..буду с интересом следить и надеюсь поспевать.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 18th, 2012 01:52 pm (UTC)
(Link)
может быть, он так и не попытался выйти за пределы себя? пытался стать целым, но не научился быть частью?
[User Picture]
From:likushin
Date:May 21st, 2012 08:50 am (UTC)
(Link)
Вопрос в том, что есть "выход", о котором Вы говорите. Да и вообще, вопросов всегда как минимум на один больше, чем ответов на них.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 21st, 2012 04:06 pm (UTC)
(Link)
умываю руки и ноги (свои, само собой)
[User Picture]
From:bakinez
Date:May 18th, 2012 05:43 pm (UTC)

Эffeкт Cruga

(Link)
Жизнь нас держит в порочном круге.
Начиная, мы верим в успех.
Что мы будем удачливей всех
И не сгинем в смертельном недуге.

И пока всё идёт по плану
И безоблачен небосвод,
Так легко нам порой обману
Свой беспечно доверить полёт.

Только сделав петлю, другую
И отброшенный вновь на старт,
Ты поймёшь и без всяких карт
Трассу жизни свою круговую.

Жизнь свою, начиная с роста,
Мы замрём у развилки дорог:
Вправо ль, влево ли, но невдомёк.
Это круг. От корней до погоста.

Вот и мчимся по этому кругу.
Ну а время летит по прямой,
Отнимая нас друг у друга,
Но и счастье даря порой.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:May 20th, 2012 02:45 pm (UTC)

Re: Эffeкт Cruga

(Link)
Меня печалят не без причины
Ва-банк играющие мужчины:
Им надо всё превратить в игрушки,
Когда и золото - погремушки,
Там строит каждый почти с пелёнок
Дома из кубиков и картонок...
Аварий - тыщи, дороги - слуги,
И что им - пеший да жизнь в округе?
Газуют яро, в каток - газоны,
У них, мальчишек, свои резоны...
Играют в прятки и догонялки -
А мы, девчонки, слабы и жалки:
Нам проще - в куклы, нам лучше - в фанты,
Мы любим петь, верещать и бАнты,
Но им, минут без пяти героям,
Чуть что - истерик фонтан устроим...
Строитель, ГРОЗ, президент и воин -
Быть может, каждый любви достоин,
Рожать - не вам, а девчонкам глупым,
Но сколько можно ходить по трупам?
Играют жёстко, играют рьяно,
Блюдут не жизнь - интересы клана,
Где игры - пошлы, а ставки - мелки,
Открыт секрет колеса и белки:
Тогда себя назовёшь героем,
Когда мы вместе наш мир отстроим...
[User Picture]
From:likushin
Date:May 21st, 2012 08:54 am (UTC)

Re: Эffeкт Cruga

(Link)
Ну, тут я - капитулирен. )
[User Picture]
From:likushin
Date:May 21st, 2012 08:53 am (UTC)

Re: Эffeкт Cruga

(Link)
"Круг", это хорошо, в том смысле, что жизнеутверждающе. Однако есть точка зрения, по которой "круг" пишется для человечьего рода в целом, для индивида же оставляется коротенький отрезок прямой, с началом и концом.
Впрочем, это Вам и без меня хорошо известно.)

> Go to Top
LiveJournal.com