?

Log in

No account? Create an account
ПОБеГ к НЕИЗБеЖНОсТи - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

October 24th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
06:35 pm - ПОБеГ к НЕИЗБеЖНОсТи
                                                                                                                                        Но не страшен, невеста, Россия,
                                                                                                                                        Голос каменных песен твоих!
                                                                                                                                        А.Блок
Лев Толстой написал в дневнике (под 1903 годом), что, дескать, «от того и несчастливы люди, что стремятся не к общему, а к отдельному счастью». Множество людей, и до, и после Яснополянского графа на разные лады твердили и утверждали в сознании «пасомых» эту немудрящую идейку (и твердят и утверждают теперь) – из «лучших побуждений», честно относясь к своему «апостольскому служению», к «учительству». Одно время эта идейка оказалась на одном из знамён мiра сего, поднятою выше прочих. Выше рушащихся ныне «свиноденег» великого практика зверского человеколюбия Бенджамина Франклина*. Оно понятно: в подложке «правильного выбора» лежит неизбываемый конфликт между «эгоизмом» и «подвигом»; принимается безоговорочно: «положивший живот за други своя» есть положительный тип, а занятый «набиванием собственной утробы», обратно первому – отрицателен, плох, зол и, главное, «несправедлив».
Это настолько понятно, что на фоне громадной глыбы как бы сама собою теряется масса крупиц, глыбу составляющих. Теряется, до полного исчезновения, смысл Отдельного человека, Человека как Творения. Хрустальная дорога «гуманизма» упёрлась – незамечаемо для бегущих-идущих-ползущих-крадущихся по ней – в тупик механического «человеколюбия», голой идеи «человека», но уже (за ненадобностью) без человека, без Хомо Бегущего. Без разницы – как бегущего: за общим счастьем или с личной мошной. И того и другого, равно и «по-братски», поджидает всё тот же тупик – тупик Разочарований & Крушений. Ведь если, стремясь к счастью, бегая за ним, как оглашенный, ты всё одно попадаешь в несчастливцы, а некий мудрец (с обочины) продолжает учить, что вся проблема в тебе, в твоей одинокости, и, «коли побежишь не один, а гуртом, вы – все вместе – точно не промахнётесь», махни рукой на мудреца, немедленно брось навязанное тебе занятье.
И не стоит (кажется мне) спешить с радостью «обретения», когда тупичок вдруг распахнётся к «раю», как распахнулся он, лет пятьсот тому, в «Волоколамском патерике» (осифлянское писание). Там (здесь сугубое внимание), «согласно рассказу некой инокини, умершей от чумы и затем воскресшей, среди людей, встреченных ею в раю, оказался московский князь Иван Калита. Он занимался несколько странным для рая делом – раздавал милостыню нищим. Тут же давалось весьма благоприятное для него объяснение его прозвища: “бе бо милостив зело и ношаше на поясе калиту (кошель) всегда насыпану сребреницъ и куда шествуя, даяше нищим сколько вымется”»** [Выделил. - Л.]. 
Словом, бойся «рая», исполненного профессиональных нищих и записных нищелюбцев, точно чортики из табакерки выскакивающих из-под пера прошлых «учителей» и нынешних политтехнологов, крепко (зачастую) заквашенных на «религиозно-клерикальной тематике». Бойся и воскрешений от смерти-чумы, павшей «на оба наши дома». Так ведь, отец наш Вильям Шейкспир?.. нет, ответь мне, из маски пресловутой своей, фантомной анонимности, - так ведь?..
Постскриптум: «Перед тем, кто открыл абсурд, всегда возникает искушение написать нечто вроде учебника счастья»***. Следует принять обращением к «метафоре» днём раньше вывешенного, из безответно мелких, текстика («Таблом по лицу»), потому не только наука грешит обращением сущего в «таблицу», но и вся вообще наша жизнь, от мельчайшей повседневности до исступлённо-идейных каких-нибудь эфиров, чревата «таблоидальностью», смертно изжелчена ею.
Пост-постскриптум: Нынче днюха Романа Аркадьевича Абрамовича, не князя Калиты, но и всё ж таки. Девственным берегу подаренный мне одной из его ближних ти-шорт с трафаретом «Чукотка – мир настоящих людей». Вынимаю из хранилища по «красным дням календаря» (та же таблица) и задумываюсь: Господи, а я-то, лимпопадно-негроидный чукча – настоящий, то есть попал в какую-нибудь, из косеньких, захудаленькую клеточку, или как?..
Грешен, одно слово. Хе.
 
* Ср.: «... принципы, сформулированные в середине XVIII века американцем Бенджамином Франклином и выражающие дух капитализма с почти классической чистотой. <...> невозможно было бы ввести их в обращение без предварительной подготовки – не придав им сначала покров непостижимой божественности.
“Помни, - пишет Франклин, - что время – деньги; тот, кто мог бы в день зарабатывать десять шиллингов и кто полдня прогуливается или предается лени в своей комнате, даже если он истратил всего лишь шесть пенсов в свое удовольствие, должен считать, что, кроме того, он истратил или, скорее, выбросил еще пять шиллингов. Помни, что деньги обладают порождающей и плодотворящей способностью. Деньги порождают деньги, их отпрыски могут порождать в свою очередь, и так далее. Пять шиллингов превращаются в шесть, затем в семь шиллингов три пенса и так далее, пока не станут фунтом стерлингов. Чем больше денег, тем больше они производят, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Кто убивает свиноматку, тот уничтожает до тысячи ее потомства. Кто изводит монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов стерлингов”». - Жорж Батай. Прóклятая часть. М., 2006. С. 187.
** Словарь книжников и книжности Древней Руси. (Вторая половина XIV – XVI вв.) Ч. II. Л.: Наука, 1988. С. 165.
*** А.Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 91.



(8 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:romashka_zel
Date:October 24th, 2011 08:36 pm (UTC)
(Link)
подумалось, глядя на чуму сегодняшнюю - что так и не удалось мне воскреснуть вполне, всё ищу примет жизни - но их мало, токмо суета и страдание - или это моя призма, безусловно, на 95%, да чёрно-белый выстуженный город..

изыди, плохое настроение, уже и настоящих петрушек не осталось - вывелись, не выдержали массового наплыва конкурентов :(
[User Picture]
From:likushin
Date:October 24th, 2011 08:46 pm (UTC)
(Link)
Петрушка бессмертен. Форева.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:October 24th, 2011 09:25 pm (UTC)
(Link)
спок. ночи всем приключенцам
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:October 24th, 2011 08:40 pm (UTC)
(Link)
Это не худо бы в hiliazm.
[User Picture]
From:likushin
Date:October 24th, 2011 08:45 pm (UTC)
(Link)
Сам заберёшь, или мне плюхнуть?
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:October 24th, 2011 09:43 pm (UTC)
(Link)
Давай ты сам.
From:mryamb
Date:October 25th, 2011 06:23 am (UTC)
(Link)
Так густо, сочно и темно написано, что приходится продираться к смыслу через многие завалы. Однако прочитав многажды, откопал для себя драгоценное зернышко: "Нынче днюха Романа Аркадьевича Абрамовича, не князя Калиты, но и всё ж таки".
[User Picture]
From:likushin
Date:October 26th, 2011 05:09 pm (UTC)
(Link)
Разумеется.

> Go to Top
LiveJournal.com