?

Log in

No account? Create an account
ВИЛЫ на РАзВИЛке - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

October 19th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
05:25 pm - ВИЛЫ на РАзВИЛке
                                                                                                                                          Цивилизация построена на
                                                                                                                                          обуздании эгоизма.
                                                                                                                                          Джеффри Б. Рассел
                                          
 
Размышляя об абсурде человеческой жизни, Альбер Камю как бы походя пробросился: «С небольшой натяжкой можно сказать, что у греков была мораль досуга, точно так же, как у нас имеется мораль восьмичасового рабочего дня»*.
Камю писал это в далёкие 30-е годы прошлого столетия. Писал, как бы обща: «у нас имеется мораль восьмичасового рабочего дня». Очевидно, однако, что «у нас» более чем условно; существовали разные «морали восьмичасового рабочего дня» – во Франции, допустим, а также в Германии и Советском Союзе 1930-х годов. По степени розни эти «морали» не менее, наверное, отдалены одна от другой, чем «морали рабочего дня» в нынешних России, Франции, Германии и, скажем, Греции. Именно нынешней, треснувшей по всем швам (от мифического изобилия) Греции.
Достаточно просто признать этот (кажущийся очевидным) факт, чтобы смело двинуться дальше.
А дальше – «бездна, звезд полна»: олицетворяющие нынешний «российский идеал» флаги Европейского сообщества и Соединённых Штатов (многозвёздные флаги) насквозь проедены «моральной дихотомией», в которой на равных правах (именно правах) сосуществуют две (как минимум) «морали»: всё та же, слегка подновлённая «мораль восьмичасового рабочего дня»; с нею – маргинализованным варьянтом – «мораль» безостановочной и беспощадной траты (растранжиривания) времени жизни в обмен на «сверхчеловеческое» богатство (власть, в различных её проявлениях); наконец, «третьим нелишним» к этой, однополюсной, в общем-то, парочке – крепко перелицованная, но остающаяся ой какой при этом древностью, доставшаяся «нам» в наследство от древнейших греков «мораль досуга».
Нынешняя Россия и нынешние «русские» сплошь и целиком схвачены в тиски данности выбора, именно: какая из «моралей», на катастрофической деформации современных государства и общества, «нам» ближе? Часть выбирает «мораль рабочего дня», часть – «мораль досуга». При этом большинство тех, кто поставил на первую «лошадь», на самом-то деле метят в седло второй коняшки, т.е. в те же досугоприобретатели и досугоценители-досугопожиратели, являясь, по сути, в массе своей, тайными и полуподпольными адептами древнего («греческого») божества.
Но вот в чём мой вопрос: а как, случись, положим, необходимость, человеку, исповедующему «мораль рабочего дня» (в чистейшем её виде), дать «объективно-справедливую» (т.е. морально-нравственную) оценку своему антиподу – человеку, исповедующему «мораль досуга»? Разве не случится меж ними, в самую минуту оценки (то есть суда и неминуемого осуждения) неразрешимый конфликт? Разве такой вот суд будет (случись он) чем-то лучше (справедливее) того, если бы, положим, двое верующих умерли и воскресли, а на развилке дорог, ведущих в Рай и в Ад, их поджидал ряженный дорожным регулировщиком (или поважней), ни бельмеса не могущий разобрать в своём суждении, но усердно философствующий при этом «распределении абитуриентов» агностик (тот же Сатана)?
И как здесь достичь чаемого иными «гражданского согласия»?
И другой вопрос: возможен ли «суд» в обществе и мiре, которые пребывают в ситуации «морального хаоса»?
Или: а не верней ли признать факт давно, хотя и вяло текущей гражданской войны в нашем обществе?
Но и: не даёт ли наша современность достаточно оснований для определения её  в качестве мiра зашедшей в острейшую фазу Мiровой, «моральной» – равно горячей и холодной, но тоже – войны?
Исходом: а не гребём ли мы все в торжество «морали досуга», как в царство справедливого разрешения всех и всяческих противоречий, - на тотальной машинизации «трудового фронта», оставленного, как пора догадаться (в перспективе), существам безморальным, безнравственным, оснащöнным много что «искусственным интеллектом»?
Признав то или иное (или всё разом), неминуемо придётся сделать, что называется, «выводы». Не столько властям предержащим, у которых вывод один – сохранение за собою власти (при фальшивой игре «на противоречиях»), а в первую голову нам, человекам и гражданам, т.е. существам нравственным («высокоморальным»).
 
* А.Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // А.Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 57.




(6 comments | Leave a comment)

Comments:


(Deleted comment)
[User Picture]
From:likushin
Date:October 20th, 2011 06:48 am (UTC)
(Link)
Но ведь не "восста брат на брата". Что до поры, конечно, чистая гармония, а за порой - симоническая перверсия. Лимонера жалко, однако - "от тюрьмы да от сумы"...
[User Picture]
From:olga_astrahan
Date:October 19th, 2011 05:21 pm (UTC)
(Link)
О,сколько нам РАзВИЛок чудных готовят..))
[User Picture]
From:likushin
Date:October 20th, 2011 06:45 am (UTC)
(Link)
... лучшие наши повара со поваряты - Гаргантюй унд Пантагрюмель. Хе. )
[User Picture]
From:kryliov
Date:October 23rd, 2011 11:21 am (UTC)
(Link)
мораль восьмичасового рабочего дня - маркса
и коммунизм в этом смысле был построен к 1980-му (200 рублей на каждого,бесплатные путевки и тп) как предсказывал хрущев...
фраза камб - остроумная,но мораль досуга - в совестком варианте и есть мораль досуга(после 8-ми часов работы) - и тут был пробел...
только что бухать оставалось
греки вели себя культурнее
[User Picture]
From:likushin
Date:October 24th, 2011 01:28 pm (UTC)

Достояние республики

(Link)
Ага. Греки не бухали. )

> Go to Top
LiveJournal.com