?

Log in

No account? Create an account
КАзНА и КАЗнЬ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

October 1st, 2011


Previous Entry Share Next Entry
05:56 pm - КАзНА и КАЗнЬ
       

Имеющий в руках цветы
Плохого совершить не может.
В.Солоухин
«Казна» и «казнь» не случайно столь близки в «справедливейшем» из человечьих языков – русском. Настолько неслучайно, что никому, верно, этимологически, не осилить бесспорного и исчерпывающего указания на истоки столь бинарно странной, столь антагонистической и обоюдно аннигилирующей близости. Образно-архитектурная, «монументально-лексическая» сближенность храма (эшафота) и казнохранилища («Бог» и «богатство», Крест как орудие казни и вознаграждение на Небесах) соединились – как-то причудливо-странно – в моём блуждающем сознании через «парящую точку» (см.: «магическое» золотое сечение архитектуры), и вот что мне надумалось по поводу может быть семантических, а может – фантастических глубин вопиюще гармонического парадокса...
Когда авва Исаак Сирин умолял: «Не называй Бога справедливым», выставляя следствием упорства в «назывании», что «если так (т.е. будешь называть), то он (сам авва Исаак) погиб», речь, сколько могу понять, шла о том, что к Богу неприменимы человеческие категории («не называй») добра и зла, неприменимо различение этих категорий, неприменимо упование на суд, в котором эти категории должны различаться, иначе сам суд теряет (человеческий) смысл.
Но: утрата «человеческого смысла» человеком означает утрату «всего». Отчеркну: всякий суд, вне «справедливости», есть, одновременно, фарс и трагедия, Его Химерообразие Трагифарс. Или, другим словом, абсурд, но, кажется мне, не вполне и не целиком тот, о коем провозглашено: «Верую, ибо абсурдно».
Таким образом, хочешь не хочешь, а бытие «добра» и «зла», и с ними «справедливости» и «справедливого суда» строго ограничивается человеческим мiром, «прописываются» только и исключительно на земной, «посюсторонней» этого мiра стороне, «по определению» и очевидно несправедливой; там – в Небесех, существуют и действуют иные, неизвестные нам категории, вероятно (по слухам) – Любовь, но какая, та ли, о которой мы здесь – на все голоса – талдычим, о которой то плачем, то вопим?
Откровение Иоанна Богослова даёт картины Страшного суда, который, по человечьей мерке, «не вполне» Любовь, а Любовь с кровью, разложением, уничтожением посреди ужасающих воображение мук и страданий; или так: Суд Божий – это Любовь, но щедро приправленная строгостью воздаяния. Отчеркну: вероятно – справедливого воздаяния.
И: не «всё же», в Откровении – голая метафора-с?
Возвращаясь из этой – парадоксальной – точки к максиме аввы Исаака, в любом случае, вероятно, следует предположить, что для этого святого подвижника «справедливость», по сути, не чиста и не светла, по крайней мере, в той степени, которая удовлетворяет уровню Божественных чистоты и света. Следует так же предположить, что «справедливость» аввы Исаака (отрицаемая как атрибут Бога) и «справедливость», утверждаемая Откровением, суть две различных «справедливости», возможно даже, входящих одна с другою в известный конфликт (в моём, во всяком случае, сознании). Н-да-с...
«Справедливость», таким образом, обретает амбивалентные черты (вернее, они в ней «сами собой» проявляются), при известном желании в ней легко усмотреть двуединство первого из падших ангелов (то есть он – вневременно-одновременно – и ангел, и дьявол, «часть той силы, что вечно хочет зла, творит же лишь благое», или как-нибудь парадоксально-перверсийно «наоборот и ещё наоборотее»). Можно, при ещё более известных желаниях, или наспекулировать на этой «теме» Бог весть чего, или всласть, и вполне искренно, вполне по-христиански наблудить...
Николай Кузанский и другие средневековые мистики, «между тем», учили «единству противоположностей» в Боге: Бог и старик, и младенец, бесконечно большая и бесконечно малая «величины», суровость и милосердие... Философ Карл Густав Юнг (1875 – 1961), нахватавшись «кузанщины», дополнил это «единство» до края и крепко через него: выведя Бога за пределы сознаваемых человеком категорий, он, тем не менее, объединил в Боге «добро» и «зло», то есть, прямо говоря – и «несправедливость», и «справедливость» (и не был в этом большим, замечу, оригиналом). Случились после Юнга и другие, и третьи, и десятые, и дошло до представления Небесного Града в образе и виде тоталитарного царства справедливости. Ну, чем не казна и казнь в одном флаконе?..
Последним в этом скорбном ряду философов и фантазёров черёд (пока) не настал, напротив – время (в нынешнем человечьем сознании) как бы начало поворачивать вспять и запутывать «в себе» человека: всё больше людей из стран побеждённого в недавнем прошлом «социалистического лагеря» начали тосковать о «жизни по справедливости»; всё больше той же «социальной справедливости» требуют обитатели победоносного «Запада». Всё – ареал, прежде всего, Христианства, в различных его, конфессионально, исторических воплощениях и трансформациях. Но ведь: и дальше, и больше, и по всему – географическому – мiру...
То есть – процесс идёт, живая мысль бьётся, «разгадки» очевидной проблеме (из «проклятых») предлагаются, мiр тем временем неумолимо катится к концу «начал» и обретению полноты «окончательного решения вопроса».
А я, маленький такой дурачочек, стою и преглупейше вопрошаю, посреди  беспощадной сшибки справедливолюбцев всех оттенков и мастей (самая долгая, самая нерегулярная и самая малоизученная – на объёме – из войн в истории человечества):
- Как жить-то, люди добрые, то есть – вчера-сегодня-завтра?

(28 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:romashka_zel
Date:August 31st, 2011 02:52 pm (UTC)

Едучи вдоль Волги-матушки

(Link)
Эклектически: сострадание правит миром, но тут тако же - без ожиданий. было у меня стихо достаточно древнее:
"Не ожидай, и следом - многоточье..."
забыла - в одном из журналов своих цитировала, это как раз времён поиска опоры...
[User Picture]
From:likushin
Date:August 31st, 2011 02:59 pm (UTC)

Re: Едучи вдоль Волги-матушки

(Link)
Философф не может обойтись многоточьем. Философф либо соврёт, либо помрёт на идее. Либо то и другое вместе.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:August 31st, 2011 08:24 pm (UTC)

Дык то хвилосов-западэнець, а восток дуален: и это, и то.

(Link)
Вот уж процицирую полностью свои метаморфозы:

Не ожидай...
И следом - многоточье,
Причинности разгаданы изгибы,
Луна проснулась пухлой Неулыбой,
И мантра стынет мантией защитной...
Плывёт по крышам тень Полярной Стужи,
Подушки тёплых снов обозревая,
Покров Зимы - он, безусловно, нужен,
Когда Земля к весне нужна - живая...
Не ожидай - всему приходит время,
Встречай сегодня - стужу, зиму, ночи,
Возрадуйся, танцуя в ритмах прочих
Природою ниспосланных явлений...
Не ожидай.
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:August 31st, 2011 08:34 pm (UTC)

Госпожа соврамши... исправляю

(Link)
Вот уж процицирую полностью свои метаморфозы:

Не ожидай...
И следом - многоточье,
А в нём - так много...
Но вспорхнувшей Ночью
Испуган День, и прожита молитва,
Причинности разгаданы изгибы,
Луна проснулась пухлой Неулыбой,
И мантра стынет мантией защитной...
Плывёт по крышам тень Полярной Стужи,
Подушки тёплых снов обозревая,
Покров Зимы - он, безусловно, нужен,
Когда Земля к весне нужна - живая...
Не ожидай - всему приходит время,
Встречай сегодня - стужу, зиму, ночи,
Возрадуйся, танцуя в ритмах прочих
Природою ниспосланных явлений...
Не ожидай.
[User Picture]
From:likushin
Date:September 3rd, 2011 09:57 am (UTC)

Re: Госпожа соврамши... исправляю

(Link)
В том-то и дело, что "изгибы причинности" никем ещё не разгаданы. Ни-кем. :)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:September 4th, 2011 01:59 pm (UTC)

Re: Госпожа соврамши... исправляю

(Link)
Ну, изгибы-то можно углядеть - а вовсе не детерминанты, уложенные в чёткую схему. всё-таки нельзя уповать на грандиозное эго, неспособное объять даже то, что позади ушей.
но то, что граблями бьёт по лбу, можно и разглядеть иногда
From:romiram
Date:August 31st, 2011 03:19 pm (UTC)
(Link)
а если суд будет просто Взгляд, твой и Не твой
и в этой ведь жизни судит ведь взгляд
[User Picture]
From:likushin
Date:August 31st, 2011 03:57 pm (UTC)
(Link)
Не мне учить: всякий суд есть справедливость/несправедливость (в человечьем восприятии). Самое русское из всего русского набора, где "водка-матрьошка-баляляйка". Поиски справедливости здесь и там - клеймо 6-й части суши. Взглядом ли это выражено или словом - в том ли суть.
[User Picture]
From:troitsa1
Date:August 31st, 2011 04:58 pm (UTC)
(Link)
Социальной справедливости можно жаждеть до посинения, её ДАДУТ только тогда, когда у планетных властей в поле зрения вновь попадёт жареный петух.
[User Picture]
From:likushin
Date:September 3rd, 2011 09:59 am (UTC)
(Link)
Представил это "поле зрения", которое начинается из места, куда обычно эта псиса клюёт (в жопу).
:)
[User Picture]
From:ivannikov_ru
Date:August 31st, 2011 07:08 pm (UTC)

Генерал-капитан Очевидность:

(Link)
КАЗНА и КАЗНЬ и вправду однокоренные, и обе к нам – из Орды ;)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:August 31st, 2011 08:42 pm (UTC)

Re: Генерал-капитан Очевидность:

(Link)
Туды жэ - и Казань с казаном?
[User Picture]
From:ivannikov_ru
Date:August 31st, 2011 08:58 pm (UTC)

Re: Генерал-капитан Очевидность:

(Link)
[User Picture]
From:likushin
Date:September 3rd, 2011 09:59 am (UTC)

Re: Хан-шайтан Очевидность:

(Link)
Мы без Орды - ни туды, ни сюды.
[User Picture]
From:n_ermak
Date:August 31st, 2011 07:49 pm (UTC)
(Link)
Про слухи зря Вы, Олег.
Любовь явлена Иисусом Христом в таком объеме и масштабах, что куда более.
Просто можно посвятить жизнь изучению Алеши Карамазова (не в обиду будь сказано),
или собственных даже грехов,
а можно всячески внимать явленной Христом любви.

И про суд более менее понятно.
Каждый испытывал суд собственной совести, который может просто испепелить, как то и случилось с Иудой.
Так что суд и сейчас всегда при нас.
По отшествии в мир иной совесть вступает в свои права сполна и беспрепятственно творит свой суд над нами, так что кипящие котлы - детский лепет в сравнении с этим судом, на котором поджаривается наша сущность.
И была бы нам совсем хана.
Но Милость превозносится над судом.
И она у Бога.
Вот на Него - нашего Спасителя от суда собственной совести - и уповаем.

[User Picture]
From:n_ermak
Date:August 31st, 2011 07:56 pm (UTC)
(Link)
Думается, что прп. Исаак Сирин как раз имеет в виду, что суд нашей совести и есть самый справедливый суд, испытал на себе этот суд в некоторой мере и страшится его.
И включает в судебный процесс стадию помилования, которая фактически упраздняет справедливость на наше человеческое счастье.

Edited at 2011-08-31 07:57 pm (UTC)
[User Picture]
From:likushin
Date:September 3rd, 2011 10:27 am (UTC)
(Link)
Помилование есть следствие, результат явленной справедливости. Может ли следствие "упразднить" причину?
[User Picture]
From:n_ermak
Date:September 3rd, 2011 03:25 pm (UTC)
(Link)
Ага, некий дядя убил моего ребенка, а его помиловали.
Очень справедливо.
Вашу логику принять невозможно для меня, Олег.
Да и в Писании сказано, что "милость превозносится над судом"
Так что суд отдельно, самый справедливый, учитывающий все отягчающие и смягчающие обстоятельства, а милость - это другое.
И если судит суд, то решение о помиловании принимает Президент.
Сами понимаете, что в судебную систему он никак не входит.
[User Picture]
From:likushin
Date:September 3rd, 2011 10:26 am (UTC)
(Link)
Я про "слухи" недопонял.
Но и: вера снимает все и всякие сомнения, это общеизвестно; человек не может существовать без "логики", и это тоже общеизвестно; попытки соединить логику и веру до сих пор не дали непротиворечивого результата, да и не могут дать. Отсюда и вопрос, выставленный в оконцовку текстика.
[User Picture]
From:n_ermak
Date:September 3rd, 2011 03:30 pm (UTC)
(Link)
"там – в Небесех, существуют и действуют иные, неизвестные нам категории, вероятно (ПО СЛУХАМ) – Любовь, но какая, та ли, о которой мы здесь – на все голоса – талдычим, о которой то плачем, то вопим?
Откровение Иоанна Богослова даёт картины Страшного суда, который, по человечьей мерке, «не вполне» Любовь, а Любовь с кровью, разложением, уничтожением посреди ужасающих воображение мук и страданий; или так: Суд Божий – это Любовь, но щедро приправленная строгостью воздаяния. Отчеркну: вероятно – справедливого воздаяния.
И: не «всё же», в Откровении – голая метафора-с?"

Вера, действуемая любовью (по Писанию), разрешает все парадоксы и противоречия.
Факт.


[User Picture]
From:gaanaa
Date:August 31st, 2011 08:56 pm (UTC)
(Link)

[User Picture]
From:likushin
Date:September 3rd, 2011 10:00 am (UTC)
(Link)
Н-да. Мастер унд Маргарита. Принято. :)
[User Picture]
From:gaanaa
Date:September 3rd, 2011 08:14 pm (UTC)
(Link)
Я за тобой скучал
[User Picture]
From:likushin
Date:September 23rd, 2011 01:16 pm (UTC)
(Link)
Я за тобой тоже. :)
[User Picture]
From:leftbot
Date:August 31st, 2011 09:48 pm (UTC)
(Link)
Казнь, казна и козни -
Нет вещей нервозней.
)))
[User Picture]
From:likushin
Date:September 3rd, 2011 10:00 am (UTC)
(Link)
И навозней. :)
[User Picture]
From:romashka_zel
Date:September 9th, 2011 07:20 am (UTC)
(Link)
Вчера на форуме услышала, на мой взгляд, совершенно расстрельную фразу важной персоны - удивительно, этим она сама себе шьёт дело, ведёт себя, безропотно отданная на заклание. элита натянула поводья - эх, Русь, птица-тройка, куда несёшься ты?
[User Picture]
From:likushin
Date:September 23rd, 2011 01:17 pm (UTC)
(Link)
Иной раз вор на облучок взгромоздится, глядь, а он уж того - "элита".

> Go to Top
LiveJournal.com