?

Log in

No account? Create an account
РоДОМ из БЕзДОРОЖьЯ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

July 31st, 2011


Previous Entry Share Next Entry
11:30 am - РоДОМ из БЕзДОРОЖьЯ

Мы рождены для жизни и будем жить!

М.Шолохов

 

Гранина, Даниила, надо читать с придыханием – это ведь Гранин, фронтовик, Писатель с прописи, последний, верно, из литературных генералов Брежневской эпохи, бесспорный талант, автор, среди множества прочих текстов, знаменитейших «Иду на грозу» и «Зубра».

Историческая фигура.

Герой Социалистического труда.

 

В последнее время стал вдруг известен как большой либерал (прочие росточком как-то не удались, «даже» всемирно-шахматный чемпион Каспаров мельче, стократ, на русском поле, мельче Гранина). Был «литературный генерал» (чуть не «маршал») при коммунистском режиме, а стал... Кем стал-то? «Борцом за нашу и вашу свободу», «американским наймитом», «идеологическим диверсантом», «агентом влияния»? Что-то от судьбы иных Наполеоновских маршалов периода реставрации Бурбонов, н-да-с... То есть перевернуло человека, перекинулся вдруг и в одночасье. (Или исподволь тянулось, вымогая «невидимые мiру слёзы»?) Как знать.

Прочитываю у него:

«Я немного знал М.А. Шолохова, слушал его выступления на съездах, правлениях. Каждый раз он вызывал удивление. Ничего общего у этого человека не было с писателем Михаилом Шолоховым. Не только с автором “Тихого Дона”, но и с автором более слабого романа “Поднятая целина”, даже с самыми поздними его вещами. А некоторые выступления были чудовищны, вызывали отвращение. Например, его требование казнить диссидентов Синявского и Даниэля. Этого не позволяли себе такие оголтелые прислужники власти, как Сафонов и Грибачев»1.

«Бурелом Большого Террора счастливо пощадил Шолохова. Ему помогло его личное мужество. Помог и Сталин»2.

«Мои попытки понять Шолохова-человека безуспешны. Самые тяжелые годы, вплоть до Великой Отечественной, вел себя мужественно, благородно, потом не знаю что, как происходило, но стал другим человеком. Совсем другим. <...> Словно подменили, у всех на глазах. Два этих Шолохова несоединимы. <...> Как будто они не помнили друг о друге и не хотели знаться. Ничего подобного я не встречал»3.

Иной раз, бывает, хорошо по утрам в зеркало глянуть. Лучше в два зеркала – разом.

В одном будет: «У Горького есть поступки, которые трудно понять – это его предложение поставить Павлику Морозову памятник на Красной площади. Статую! Он сказал об этом на Первом съезде писателей в 1934 году»4.

В другом: «Историю советской России перечеркнули. Отменили праздник Октябрьской революции 7 ноября 1917 года. В календаре теперь отмечают взамен – 1612 год»5.

Как соединить этих «двух (или – трёх) Граниных»? И нужно ли «соединять». Может, оставить как есть, как Хрущов на надгробном памятнике – несоединимо двуцветный, двусущностный, «слуга всех господ».

Маяковского «до 17-го» и после тоже невозможно соединить. Ничем. Разве суицидальной пулей...

Есть такое землячество – тартарено-тарасконцы, они же труфальдино-бергамцы (советские и постсоветские интеллигенты в этой породе как выморочный подвид, тупик инволюции). Хорошо бы им памятник поставить, на развилке путей в Эдем и Тартар (это недалеко от Красной площади). Один, общий, как над братской могилой многоголового андрогина, в котором, одномоментно, - и Дон Кихот, и Санхо Панса, и «готишный» справедливолюбец Родольф из «Парижских тайн» Эженя Сю, и Данко из одноименного «Сердца» Максима Горького, много кто ещё. Памятник пророкам и инженерам счастьефикаторства. Хороша была бы надпись: «Конец странствий», но русское «конец» чрезмерно, по семантике, богато. Включает, хочешь не хочешь, известный рисунок последнего времени на одном из Санкт-Петербургских мостов. Английское, лаконичнейшее The End, кажется мне, в самый раз.

Этот-то The End, возможно, и будет самым подходящим памятником «стране чудес» Европе от благодарной, но главное – досыта нашлявшейся «хрустальными дорогами» России.

 

1 Д.Гранин. Все было не совсем так. М., 2011. С. 55.

2 Там же. С. 58.

3 Там же. С. 59-60.

4 Там же. С. 429.

5 Там же. С. 59.

 


(18 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:mikeura
Date:July 31st, 2011 07:46 am (UTC)
(Link)
то есть таки можно постить длинные тексты, если под катом?)
[User Picture]
From:likushin
Date:July 31st, 2011 07:53 am (UTC)
(Link)
Это я их (СуПов) на испуг взял. Но что такое "длинный", пока точно не известно.
[User Picture]
From:mikeura
Date:July 31st, 2011 07:57 am (UTC)
(Link)
:))
[User Picture]
From:merinainen
Date:July 31st, 2011 08:09 am (UTC)
(Link)
Конечно, Вам бы жилось легче, если бы каждый человек был существом цельным и непротиворечивым, как Татьяна Ларина. Но мыслящий человек думает по-разному в разные периоды жизни. Нет?
[User Picture]
From:likushin
Date:July 31st, 2011 08:15 am (UTC)
(Link)
Думать "по-разному" можно (и нужно) в разные (даже) мгновенья жизни. Но служить в генералах то у "белых", то у "красных", и при этом других "генералов" в "голядкинстве" уловливая литературно-публично, - для этого надо иметь особый склад мыслительного аппарата. Не находите?
[User Picture]
From:merinainen
Date:July 31st, 2011 08:20 am (UTC)
(Link)
Не думаю, что он "служил". Он просто менял свои взгляды. Все люди меняются, просто публичные- особенно заметно. Вспомните хотя бы Пастернака или Булгакова.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 31st, 2011 08:25 am (UTC)
(Link)
Знаете, никто, как я понимаю, не мог заставить человека занять "литературно-генеральский" пост в Союзе писателей, стать важным государственным (и партийным) чиновником, одним из главных идеологов режима. Как это "не служил"? Я не понимаю.
И, насколько мне известно, ни Пастернак, ни Булгаков оффицьяльно-"генеральских" постов никогда не занимали. Или я не прав?
[User Picture]
From:v_i_n
Date:July 31st, 2011 08:20 am (UTC)

Увы...

(Link)
Олег, посмотрите, пож., комментарии к моей записи "Ресовский и Д.: имя названо" (17 Окт, 2010 at)
[User Picture]
From:likushin
Date:July 31st, 2011 08:28 am (UTC)

С интересом...

(Link)
Но не могли бы Вы ссылочку дать. Это ведь сколько перелистывать у Вас! )
[User Picture]
From:v_i_n
Date:July 31st, 2011 08:35 am (UTC)

Re: С интересом...

(Link)
Прошу меня извинить: я минимизирую ссылки на свой журнал за его пределами - сейчас отправила ссылку через личку.
[User Picture]
From:jak40
Date:July 31st, 2011 08:29 am (UTC)
(Link)
Гранин представлялся мне всегда человеком, ищущим и находящим решения нетривиальных задачек, прежде всего - задач понимания того или иного человека (Зубр, Любищев, идущие на грозу, ...). И честно говорящий, что вот этого - не понял, не раскусил.

Его эволюция (от технаря, умеющего писать, что нужно, к писателю, пишущему о том, что ему интересно) тоже, вроде, выглядит заслуживающей уважения. А быть в СССР коммунистом - никогда проступком не считал...
[User Picture]
From:v_i_n
Date:July 31st, 2011 08:39 am (UTC)

честно говорящий

(Link)
Да, позу г-н Гранин принять умеет...
[User Picture]
From:likushin
Date:July 31st, 2011 08:48 am (UTC)
(Link)
Я ведь не о "быть или не быть" коммунистом в СССР (даже начальником-идеологом коммунистов). И не о "бесчестности") безусловно талантливейшего, сильного и как-то "по-своему", как-то "особенно" честного человека Гранина. Я о том, что даром двоемыслие (и двоедушие) не проходит, оно вылезет как шило из дерюги, и сам же на него сядешь, рано или поздно. Но избавиться от такого невозможно, это выше сил самого честного (по-своему), самого талантливого (без сомнений) и самого сильного из разломленных людей.
И ещё о том - важнейшем, как вижу: как им теперь можно верить, нашим учителям?
[User Picture]
From:jak40
Date:July 31st, 2011 09:40 am (UTC)
(Link)
Верить? А кому можно? Наверное, это главный урок перестройки - не верить непроверенному...

Вероятно, Вы правы. Рад, что не читаю писательские мемуары и т.п. и общественный деятель Гранин меня никогда не интересовал и не интересует (и не знаю такого:) - а писатель Гранин в свое время произвел сильное впечатление, оказался одним из авторов, благодаря которым я открыл для себя Литературу, отличную от "Фантастики".

О двоемыслии было бы интересно порассуждать в стороне от больших/заметных имен.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 31st, 2011 09:50 am (UTC)
(Link)
О последнем.
Пожалуй, и верно: большое имя сбивает "объектив", проблема тушуется в сиянии имени. Стоит подумать. Но тут другая сторона: "маленький человек" никому не интересен, он - "частный случай", во всей его мизерности, "скверный анекдот" и "казус", не более того.
[User Picture]
From:krajn
Date:August 1st, 2011 05:05 am (UTC)
(Link)
Шолохов (как я понимаю) был садист. Талантливый. Оттуда и кажущееся противоречие.
А вот Гранин... не понимаю пиетета.
Можно ссылку хоть на какой-нибудь ТАЛАНТЛИВЫЙ отрывок текста Гранина? Я, прямо, в недоумении, теряюсь в догадках.
[User Picture]
From:likushin
Date:August 3rd, 2011 09:42 am (UTC)
(Link)
У меня во фрэндленте идёт (кусками) большой текст писателя Кувалдина - о Шолохове и проблематике авторства "Тихого Дона". История старая, но почитываю с любопытством.
Что до Гранина... Поковыряюсь на досуге. Запомнил.

> Go to Top
LiveJournal.com