?

Log in

No account? Create an account
АЛЬФА и ОМЕГА - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

July 8th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
02:41 pm - АЛЬФА и ОМЕГА

Три года тому один из первых моих «френдов», уже тогда «тысячнег» (то есть популярная в некотором роде личность), чуть не ежедневно кропавший и вывешивавший в своём уголке увесистые кирпичи текстов «по случаю» и «на тему», отвечал на мой мягонький упрёк, что, дескать, разменивает он себя по мелочам, тем, что есть у него некий «сюжет», настолько уникальный и настолько потрясающий, что, сотвори он из него роман, все «ахнут и попадают»; и вот сейчас, за кропанием и вывешиванием своих «кирпичей», он, на самом-то деле, занят только и именно тем, что обдумывает свой «великий» сюжет, обтачивает его и «ловит момент», чтобы «всё бросить и заняться наконец делом», тем делом, «для которого он, может быть, и появился на свет»...

Ну, я обрадовался за человека с этаким «кирпичом за пазухой» и стал ждать.

 

Минуло три года. Человек по-прежнему составляет и чуть не ежедневно вывешивает в своём блоге увесистые кирпичи «по случаю» (можно сказать и так: на потребу дня), количество читающих его «журналистику» мало-помалу прирастает...

А «сюжета» нет.

Я уверен: и не будет никогда.

Не будет, потому ему, этому «тысячнегу», всегда чего-то будет недоставать – для «начала работы»: свободного времени, денег, спокойствия, равновесия, уюта, женской любви, отдельной комнаты-кабинета, повзросления-отселения детей, чего-то ещё, всегда «чего-то ещё». И он во всю свою жизнь будет хранить в тайне от мiра «сюжет», подобно Горлуму (Толкиен), одиноко лелеявшему свою «прелесть». И, отходя из мiра сего, он этот «сюжет» вспомнит – в последний раз, вспомнит и горько вздохнёт: мол, мог бы, мог! да помешали...

Пронесутся в угасающем сознании, сначала: череда «помех» и «причин», затем – лица «врагов» и лица тех, за кого он нёс, во всю свою жизнь, «ответственность», забота о благосостоянии которых отняла у него время и силы, припасавшиеся для воплощения «сюжета». Он вздохнёт, этот «тысячнег», и увидит себя натурой почти героической, во всяком случае жертвенной натурой. И с чувством лёгкости отойдёт он из мiра сего.

 

***

Когда-то целое общество, бывшее уже неизлечимо больным и впоследствии распавшееся, было научено «группой товарищей», очень умных, талантливых и непременно интеллигентных, одной очень красивой формуле, именно:

К ЧЕМУ ДОРОГА, ЕСЛИ ОНА НЕ ПРИВОДИТ К ХРАМУ.

Повторю: красивая и соблазнительная в своей красивости формула. И она – ложь. Благостенькая ложь, отложенное «на конец» событие, мнимо поставленное целью «христианство».

Отложенное христианство. Отложившееся. И тут вот что: миф о Золотом Веке имеет две разновидности, с разницей в полагании цели: Золотой Век либо был и прешöл, оставшись в прошлом, и потому прошлое нужно возвратить и возродить; либо он весь и целиком впереди, и его необходимо скорее достичь, чтобы, допустим, «воскресить отцов» (чудовищнейшая ересь Н.Фёдорова).

Тот же «сюжет».

Но тот же сюжет и в поэте, помнящем наизусть и прочитывающем – всякий раз с наслаждением, публично – свои «бессмертные творения». Когда-нибудь он перестанет сочинять новое, отдавшись целиком и полностью «великому прошлому». Такой персонаж есть в одной мудрой, сошедшей со сцены на экран (давно, очень давно) сказке, он – заслуженный охотник, застигнутый судьбой за сочинением мемуаров и отстаиваньем своих «законных прав», своего «славного имени». Дорога в нём обращена назад, в никуда.

Но: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17, 21).

Но ведь – сказка, но ведь: раз (бух-трах-тибидох) – и ты счастьефицирован. Кем-то, говорящим тебе: настоящая дорога и её цель, её конец, её тупик, - она только там, за этим пределом, куда тебе, может быть, пока «не время», а может и вообще – «не по чину» (Алёша Карамазов – Мите, глава «На минутку ложь стала правдой»).

И однако, всякая дорога – настоящая дорога, в которой ты становишься частью её, есть храм сама по себе. Сказано: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня (Иоан. 14, 6).

ВСЯКАЯ ДОРОГА ЕСТЬ ХРАМ.

Храм есть начало дороги и конец, альфа и омега.

 

***

Храм есть движение, живая жизнь – движение. Вера – движение.

Меня всегда приводил в недоумение один очевидный, на мой взгляд, парадокс, именно – в разрыве между нарочитой статичностью иконы и тем непрестанным движением, которым исполнено Евангельское повествование. Даже «жанровые» сценки в иконописи статичны, статуарны, они схватывают миг, обратившийся в Вечность, и в миге этом нет связки с предыдущим и последующим мгновеньями, он самоценен именно в качестве застывшего, дискретно схваченного момента, и расширение к жизни в нём возможно только при обращении к тексту, в вожизнении через текст (экое неловкое словечко).

Между тем, слово и делание Христа динамично, христианство есть движение, путь, дорога:

... будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей (Лук. 21, 12);

... отвергнись себя и возьми крест свой и следуй (Лук. 9, 23);

разбойник с креста: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лук 23, 42);

и явился Христос двоим из Апостолов, когда те шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус (Лук. 24, 13).

И когда приблизились они и Он, к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее (Лук. 24, 28).

Идти. Идти сегодня, сейчас, немедля, всегда, вечно. Потому вне движения – тьма «внешняя», смерть без воскресения, могильная точка, надгробная статуарность. Той или иной степени «величия» монумент.

И сказал: чему уподобим Царство Божие? или какою притчею изобразим его? / Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; / А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные (Мар. 4, 30-32).

Даже зерно – недвижное, крохотное зерно – исполнено движения, сокровенного и неостановимого. Движения жизни. Разве движения можно бояться? Разве без движения возможно достичь? Разве, достигнув, ты кем-то остановлен?

И сказал им: что вы так боязливы как у вас нет веры? (Мар. 4, 40).

И я думаю, я мучительно и на разрыв мозга думаю, что должно ходить сегодня, завтра и в последующий день (Лук. 13, 33).

Идти и ходить. Не сберегая камня-кирпича за пазухой. Потому не заметишь, как станет он тебе жерновом на шее. Придавит, обратит в точку вне материи и духа. В «электронно-энергийное» ничто, которое «везде и нигде».

Не можешь не писать – сядь и пиши. Не можешь не ходить – встань и ходи.

 

P.S. Может быть, я, в этом текстике, еретик. Уж наверное дурак. Может быть, кому-то возжелается меня «остановить». Отшучусь (а я, как правило, когда отшучиваюсь, более чем серьёзен) тем, что приведу авву Исаака Сирина, в Слове четырнадцатом:

«“Остановись, отец, - сказал один монах, - ради Бога спешу за тобой”. - И тот отвечал: “И я ради Бога бегу от тебя”».

 


(44 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:pingback_bot
Date:July 8th, 2011 11:26 am (UTC)

No title

(Link)
User fedor_vasiljev referenced to your post from No title saying: [...] http://likushin.livejournal.com/79611.html [...]
[User Picture]
From:likushin
Date:July 8th, 2011 12:03 pm (UTC)

Re: :)

(Link)
Тэнкс Феде и Пигнибэку, по штуке тэнков на каждого.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:12_eylul
Date:July 8th, 2011 11:32 am (UTC)
(Link)
Всякая дорога? Куда бы ни привела?
[User Picture]
From:likushin
Date:July 8th, 2011 11:51 am (UTC)

Сомнительное "куда бы"

(Link)
Дух дышит, где хочет (Евангелие, сколько помню). Наверное, этому стоит верить. Даже из пределов какой-нибудь апокрифической (к примеру) повести о хождении Богородицы по мукам (см. "Братья Карамазовы"). Или из пределов наставления старца Зосимы Ивану Карамазову - о возможности решения "только в положительную сторону", куда бы ты не брёл своим "квадриллионом километров", причём, без разницы - в этой жизни или в той (хотя "лучше" - в этой).
[User Picture]
From:ludaorel
Date:July 8th, 2011 11:37 am (UTC)
(Link)
> К ЧЕМУ ДОРОГА, ЕСЛИ ОНА НЕ ПРИВОДИТ К ХРАМУ.

В определенных культурных традициях жизненный путь человека обычно заканчивается отпеванием. (.-;
[User Picture]
From:likushin
Date:July 8th, 2011 11:47 am (UTC)
(Link)
В определённых же культурных традициях жизненный путь человека отпеванием не оканчивается.
[User Picture]
From:sziren_moritz
Date:July 8th, 2011 06:23 pm (UTC)
(Link)
если взглянуть на это критически (по-бартлбиански) да, если всё же можешь не писать - не пиши.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 10th, 2011 03:58 pm (UTC)
(Link)
Это, всё-таки, подвиг. Или преступление. Как "если можешь не дышать - не дыши".
[User Picture]
From:gaanaa
Date:July 8th, 2011 07:50 pm (UTC)

замечательно

(Link)
добавлю храмовой музыки

[User Picture]
From:likushin
Date:July 10th, 2011 03:46 pm (UTC)

Re: Ещё замечательней

(Link)
Шикарная "иллюстрация". Почти "от сотворения". И роль обезьяны - в самую точку. Тут такое, кажется, в тему: «Человек прозревал сущность творения – совокупность черт отдельных одушевленных тварей – и называл тварь сообразно ее сущности. Таким образом, сам факт наречения имен свидетельствовал о совершенном знании человеком творения. Поэтому Адам, имея безграничные способности в познании мира, видел сущность всего созданного и давал ему наименование. Адам, созданный после всего видимого мира, находился над творением, уже одним своим происхождением он мог возвышаться над тварью». - А.Ухтомский. От составителя // Именослов. Киев. 2010. С. 6.
[User Picture]
From:n_ermak
Date:July 8th, 2011 09:28 pm (UTC)
(Link)
О товарище Вашем хотелось бы составить собственное мнение :)
И если человек храм, то почему ему не сходить в храм?
Может я чего не понял?
[User Picture]
From:likushin
Date:July 10th, 2011 03:51 pm (UTC)
(Link)
1. Явки и пароли не сдам. (Разумеется, хе.) Но мы с ним и по сей день во взаимных фрэндах. Только он ко мне "охладел".
2. Отчего ж не сходить? Сходить можно, и, количественно, по-разному. А вот ходить - сегодня, завтра и в последующий день (Лук. 13, 33), это, кажется мне, другого напряга работа.
[User Picture]
From:nadya_rosenberg
Date:July 9th, 2011 04:01 am (UTC)
(Link)
если сразу разобраться, чего ты ожидаешь в конце своего бытия, жизненный путь становится намного легче.нет, то есть он может быть с тяжелым крестом, но нести этот крест будет гораздо проще - проверено.
любой человек в поиске себя ("смысла жизни", "религии", "собственного я") вызывает сочувствие))
[User Picture]
From:likushin
Date:July 10th, 2011 03:56 pm (UTC)
(Link)
Если сразу разобраться в жизни, во всей её туманной кутерьме, да ещё и в соответствии-несоответствии ожиданий вероятному результату хоть кому-нибудь из когда-либо живших удалось, то был это, верно, самый святой из всех святых человек.
Мне так кажется, ей-Богу. )
[User Picture]
From:olga_astrahan
Date:July 10th, 2011 08:35 am (UTC)
(Link)
Тады вопрос от "еретика" "еретику": а что, степень причастности к Духу у всех одинаковая? :) риторический, конечно.

P.S. от себя не убежишь.



[User Picture]
From:likushin
Date:July 10th, 2011 03:52 pm (UTC)
(Link)
Почему "не убежишь"? Фигли. Даже черепаха от Ахиллеса "убежала" (не считаясь со "степенью причастности").
[User Picture]
From:real_sherhan
Date:August 4th, 2011 08:59 am (UTC)
(Link)
Вряд ли ответите, но мне интересно, а что Вы думаете о gilliland ?
По-моему, это единственный Писатель в ЖЖ.
[User Picture]
From:likushin
Date:August 5th, 2011 10:05 am (UTC)
(Link)
Впервые (от Вас) узнал о существовании такового. Соответственно, думать об этом г-не ничего не могу (пока, во всяком случае).

> Go to Top
LiveJournal.com