?

Log in

No account? Create an account
ПРИВЫЧКА к СМЕРТИ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

June 18th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
11:26 am - ПРИВЫЧКА к СМЕРТИ

Прочитываю: «... не бывает полной жизни без воскресения. Притом что привычка к смерти – самое безнравственное, что может дать нам цивилизация»1.

 

Одной этой, признаю – банальной, мысли, высказываемой вовсе не христианином и даже не одномерно положительным персонажем, довольно, чтобы признать роман состоявшимся. Именно – как русский роман, роман с трагически богоискательской «ноткой», пускай искание это разворачивается из странного в своей очевидной омрачонности, отдалённого от «чисто русских» корней угла.

Их, подобных этой, повторю – банальной, мысли в романе более чем достаточно.... для чего? Для удивительно гармонического совокупления «исламской ереси» с ересью «общедельской» (Н.Фёдоров), для придания им гуманистического-футурологического лоска и поставления на пьедестал «целей цивилизации». Отчеркну: именно – цивилизации. Вот так, например:

«Воскрешение мертвых – вот конечная задача цивилизации. <...> Воскрешение мертвых должно стать венцом сообщества людей, подлинным венцом Творения. И как раз здесь наука обязана стать вожаком цивилизации, понимаешь?»2

Понимаю, чего уж. Герой, которому отданы эти мысли, живёт нетерпеливым ожиданием мессии, мехди, одним из «воплощений» которого считает Велимира Хлебникова. Он, этот герой, основатель необычной секты, близкой, сколько я смог догадаться, к «бахаям» и... сайентологам, но на той же, исламской, подкладке; он – решительно выступающий за «модернизацию существующих религий» преобразователь, идущий дальше, как он полагает, «простого» экуменизма. Он – истинный поэт и истинный безумец, творец фальшивых чудес. Безумец человеческого и над-человеческого страдания и со-страдания.

Вот – тот же персонаж, с дичайше затасканной, затёртой – чем? – привычкою к смерти картинкой:

«Ошибка человечества в том, что оно ожидает апокалипсиса. Я утверждаю: апокалипсис уже свершился. <...> неверующий человек должен один раз в день взглядывать на фотографию, где изображены дети в Освенциме. И тогда он все поймет. Ему ничего не останется. Ни в одном мыслимом описании апокалипсиса нельзя встретить то, что произошло в двадцатом веке»3.

«В этом деле главное – не задумываться»4. Сказано по другому поводу, но, безусловно – верно. Верно потому уже, что текст предуготованным ужасновением отказывается дышать, и ты сам – не дышишь и не понимаешь: как и ради чего понадобилось пробрасываться, именно пробрасываться, почти по-газетному походя, великим кошмаром новейшей истории, ещё живым кошмаром, который вдруг – фарсово – сводится к неудачному экскурсу в эфир Нострадамусовых катренов:

«Потом наступит 11 сентября 2001 года, и после него пройдет еще шесть лет, будут взорваны атомные станции в Массачусетсе и Неваде...»5

Итогом: решись автор совершить обрезание многостраничным своим энциклопедическим выкладкам, уйми он газетно-фотографическую, чуть не рекламную «похоть», сконцентрируйся только и именно только на своём герое-безумце, роман уменьшился бы если не вдвое, то, верно, на треть, и тогда, возможно, он имел шанс на самом деле блеснуть – у нас, по крайней мере, в России, где ещё, по «культурной оснастке», помнят имя Велимира Хлебникова, но мало что знают о нём.

Впрочем, это был бы другой роман.

 

1 А.Иличевский. Перс. М., 2010. С. 442.

2 Там же. С. 442.

3 Там же. С. 447.

4 Там же. С. 459.

5 Там же. С. 554.

 


(1 comment | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:ivannikov_ru
Date:June 18th, 2011 02:31 pm (UTC)
(Link)
Одно верно в словах героя, сиречь автора: апокалипсис у нас в прошлом. Однако, случилось сие задолго до Освенцима.

> Go to Top
LiveJournal.com