?

Log in

No account? Create an account
СКАЗКИ с ПОТОЛКА - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

May 6th, 2011


Previous Entry Share Next Entry
01:47 pm - СКАЗКИ с ПОТОЛКА

(длинь 1-я)

 

Младенец же смеялся и одобрительно хлопал в ладоши.

Из Сказания Афродитиана о чуде,

бывшем в Персицкой земле

 

Как искалось имя Красной Земле. Как светили звёзды. Как пядь праха стала заботой ангелов. Как из четырёх частей света созижделся Крест.

Слышишь, Небо? - Анафола! Адор! Машим! Брион!..

Небо – пряча усмешку в крыло:

- Не в сырной лавке, не ори. Садись вот и слушай, ума набирайся. Дурачок, ой дурачочек!..

 

«Когда сотворил Бог Адама, не было имени у него. И призвал Бог четырех ангелов и сказал им: “Найдите имя ему”. Ангел Михаил пошел на восток и увидел там звезду, имя которой Анафола, и взял от нее Аз. Гавриил пошел на юг и увидел там звезду по имени Адор, и взял от нее Добро. Уриил пошел на север и увидел звезду по имени Машим, и взял от нее Мыслете. Рафаил пошел на запад и увидел звезду, называемую Брион, и взял от нее Ер.

И предстали они пред Богом и сказали: “Вот части, которые мы получили, и читай, складывая их, и составится имя то АДАМЪ”. Сказал Господь всемогущий: “Да будет так зваться он по имени”. И сказали все ангелы: “Ты же, Господи, помилуй нас”»1.

 

(длинь 2-я)

 

Что такое осень? - Театр райских теней.

Мать Ева объявляет собранию в 6000 мужей-сыновей и внуков, отчего отец их и дед Адам вдруг, по достижении 70 и 9 лет, хвор стал:

«... И тогда пришел к нам Дьявол, светел, словно ангел, и сказал нам: “Что вам позволил Бог есть и чего не велел есть в Раю?” Адам сказал: “Все нам разрешил есть, только плод одного дерева запретил нам есть и повелел нам остерегаться его”. Дьявол же сказал: “Очень жалко мне вас, ибо не знаете, что если бы плод от него съели, то вы были бы богами”. Так сказал он и покинул нас. И нашел змею и подучил ее. Змея же, думая, что он ангел, пришла ко мне и показала мне плод от того дерева. И видела я, что змею любит Бог больше всех зверей, и взяла от нее плод и съела. И сердце мое смутилось во мне вдруг, и в моей части Рая деревья сбросили листву свою.

Я же скрылась под дерево то, плод которого съела, и позвала Адама и сказала: “Приди сюда, Адам, и увидишь великое чудо”. Только открыла я уста, и язык мой говорил сам собой, чтобы съел и Адам. Адам также взял плод от этого дерева, что я съела. И открылись глаза наши, и увидели мы наготу свою, и сердца наши воспылали похотью. И свершилось. И все деревья листву свою сбросили, одна только смоковница листья свои не сбросила»2.

Хорошо-то хорошо, но сколько пафоса в постановке: «И свершилось»!

Всего-то – совокупился самец с самкой, и пыхтел он, а она постанывала, и слюна текла, и пот, и семя. А на тебе: «И свершилось»!

Не в том прелесть сюжета, а вот где: «... и в моей части Рая деревья сбросили листву свою».

Мать-то Ева, изначально – собственница, помещица, лендлордша: «своя часть» у ней в Раю, прихватизирована!

И ещё: «И все деревья листву свою сбросили, одна только смоковница листья свои не сбросила».

Прочна связь казни дерев и блудящего человека – вот где зерно сюжета.

 

(длинь 3-я)

 

Нечто о крокодильих слезах.

«... и увидела Ева лютого зверя по имени крокодил, погнавшегося за сыном ее Сифом. И, остановившись, сказала ему: “О зверь, не помнишь ли, как тебя лелеяла я руками своими? Как смеешь разевать пасть свою на образ Божий, как смеешь зубами своими хватать сына?” И тогда зверь, отвечая Еве, сказал: “О Ева, от тебя пошло зло. А ты как смела покуситься на снедь, которую не разрешил тебе Господь есть? Потому и я хочу дитя твое пожрать”. И тогда Ева разрыдалась, и плач ее слышен был от востока до запада, и сказала: “О горе мне, Боже мой, отныне и до века проклинать меня станет весь народ”. Тогда Сиф сказал: “Заклинаю тебя, зверь, в логове своем пребудешь до Судного дня, раз посягаешь на надежду человеческую”. Так он и пребывает вовеки»3.

Слышу, мать, тебя и вопль твой – и на востоке слышу и на западе, и на юге и на севере, под землёю слышу и на облаках.

Слышу и проклятия тебе. Но что за прелесть эти проклятья, обращённые на тебя чрез дочерей твоих! Что за сила заставляет вышоптывать проклятые слова, простанывать стоны, прокрикивать крики, выхрипывать хрипы...

Плачет крокодил, горько плачет в досудном логове своём.

(длинь 4-я)

 

Изначально «апокрифический» прочитывалось как «тайный, сокровенный», относилось к текстам, воспринимаемым как сакральные, предназначенные для узкого кружка посвящöнных. Позднее возникло понятие «отречöнных» текстов, книг.

Вся-то жизнь человечья – апокриф, в первоначальном смысле. Потому – истинный и окончательный смысл её известен и понятен «узкому кружку посвящённых», Богу и Ангелам Его.

Знай эту истину диавол, проникни он её, давно бы сложил лапки-крылья, облился слезами горькими и запросился в лоно, к полной полноте искомого знания.

Ан нет, ищет курилка, роет землю, бороздит поднебье, кружавит прямь, изламывает твердь – тщета!..

Мать Ева:

«Я сказала Адаму: “Господин, покаемся, авось избавит нас Господь от Дьявола”. Адам же сказал: “Постимся сорок дней”. Я сказала: “Ты, господин мой, постись сорок дней, а я буду поститься сорок и четыре дня”. И сказал он мне: “Войди ты в Тигр реку и положи камень на голову свою, а другой под ноги свои, стой по шею в воде, но не слушайся никого, чтобы не прельстили тебя снова”. И показал мне тайный знак, и сказал мне: “Не выходи из реки, пока я не приду”. И поднялся Адам, и пошел в Иордан каяться, и сошлись туда все звери и птицы и множество ангелов и оплакивали Адама. Адам же погрузился весь в Иордан реку и провел так 40 дней.

Дьявол же пришел к Еве, как ангел света, слезы роняя по земле, и сказал мне: “Ева, услышал Господь молитву твою и нашу, ангелов своих, молящих за тебя, послал меня Бог, чтобы ты вывела из реки Адама”. Я же не поверила ему, и снова через три дня пришел, приняв образ Адама, и долго искушал меня. Я же не соглашалась выйти, пока не увижу знак, который показал мне Адам. И когда закончил Адам 40-дневное покаяние, пришел от Иордана и нашел след Дьявола, приходившего ко мне, и очень испугался, не была ли я прельщена снова. И когда увидел меня в воде, обрадовался очень. Но когда пришел он ко мне, то я не поверила, что это господин мой. И показал мне знак. Тогда поверила я и вышла из реки. Так освободил нас Господь от Дьявола»4.

Растопчу чорный след, Ева. Покажу верный знак, Ева. Воспою тебе чистую песнь, мать!

 

(длинь 5-я)

 

Слаб человек, и без Бога – никуда.

Ева:

«Мы же сидели, лишенные Эдема. Адам упал ничком и рыдал. И прошло так дней 15, и изнемогла я от голода, и сказала Адаму: “Господин, встань, и поищем себе убежище, уже сердце мое побеждено голодом, и силы мои умалились”. Адам же, воскликнув, сказал: “О Ева, возникает в сердце моем желание отвернуться от лица твоего, но не с кем мне остаться и боюсь Бога. Да и сердце мое не отвергает тебя”. И встали мы, и обошли всю землю, и не нашли ничего съедобного, только волчец и траву полевую. И снова пришли к Раю, и плакали, скорбя. И сказал Адам: “Господи, пошли мне благовония, чтобы тебе кадить”. Тогда послал ему Господь фимиам, и ливан, и ладан. И взял Адам и сотворил молитву Господу. И тогда умилосердился Господь, и архангел Иоиль отделил седьмую часть Рая и отдал нам. И сначала питались плодами терновными 17 дней, а потом взяли пшеницу, и мед, и масло и ели и насытились. И изгнал Бог всех скотов и зверей из Рая и отдал Адаму. Адам же разделил их и сделал дикими и домашними, и дал всем имена и всему, питающему их»5.

Вот, оказывается, и Рай небезвозвратен! Седьмая часть игнанникам на бедность пожалована. Только, видать, запущенною эта часть оказалась: 17 дён сплошь плоды терновные пища Адаму и Еве. Как так?

И вот ещё что: нет среди архангелов Божиих архангела Иоиля. Не было и нет.

О мать отцов и матерей, нешто ты Господа не признала?

Сердце Адама твой дом теперь, береги его.

 

(длинь 6-я)

 

В трудах Адам. В поте труды его.

И феодал на хрестьянина грянул:

«И взял Адам волов и вспахал землю. И пришел Дьявол и встал перед волами, чтобы не давать Адаму землю пахать. “Потому что, - сказал Дьявол, - моя земля, а Божии небеса и Рай. И если хочешь моим быть, то землю паши. Если же хочешь Божиим быть, то иди в Рай”. И сказал Адам: “Божии небеса и земли со всем, что ее населяет”. Дьявол же не давал ему пахать и сказал: “Напиши мне своей рукой, что ты мой, и ты на земле будешь работать”. Адам же сказал: “Чья земля, того и я, и дети мои”. Но знал Адам, что должен сойти Господь на землю и родиться от девы. Дьявол же очень обрадовался и сказал: “Заложись за меня”. И взял Адам доску каменную и написал рукописание, и сказал: “Чья земля, того и я, и дети мои”. Дьявол же взял рукописание и скрыл у себя»6.

Лукав Дьявол, но Адам лукавее: знал Адам, а Дьявол не знал, и обманул Адам на залоге будто бы верном Дьявола, и купился на ложь Отец Лжи.

Крепок дом Адама, сердце его. Ева в нём хозяйка.

 

(длинь 7-я)

 

Расхворался отец отцов и матерей Адам.

«И тогда сказал ангел Сифу: “Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его”. И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви. И Сиф принес их туда, где лежал Адам, отец его.

И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и трех ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простер руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронили тело его. И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото»7.

Нет больше дома тебе на земле, Ева, негде тебе быть хозяйкой. Спета песнь твоя, мать, исчерпана жизнь твоя, жено.

«Ева же, скорбным голосом молясь, просила: “Господи владыко, прими душу мою”. И так после Адама через шесть дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына ее Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама»8.

Крепко то древо, произросшее из болота Геруси. Высок и могуч ствол его. Толсты и раскидисты ветви его. Под ним зверь ходит, на нём птица гнездо вьёт. Малый мальчонка Ликушечка на качельке под ним качается – ни земли, ни неба при нём – голота, песенки знай поёт.

А досочка в той качельке, подпопная – чорен камень, с рукописанием, стащенный, поди, у кого, искомый, поди, кем. А поди сыщи – спросить-то не у кого.

- Не видал ли, ась? - спрашивается из ночú.

- Нýку! - трясёт головой Ликушка.

Чо с ево взять-то? Житель болотный, зелёненький человечек.

 

1 Апокрифы Ветхого Завета // Апокрифы Древней Руси. СПб., 2006. С. 19-20.

2 Там же. С. 21.

3 Там же. С. 26.

4 Там же. С. 24-25.

5 Там же. С. 22-23.

6 Там же. С. 23-24.

7 Там же. С. 26-27.

8 Там же. С. 27.

 


(13 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:12_eylul
Date:May 6th, 2011 10:31 am (UTC)
(Link)
Вот это да!
[User Picture]
From:likushin
Date:May 6th, 2011 10:32 am (UTC)
(Link)
В смысле цвета кожи?
[User Picture]
From:12_eylul
Date:May 6th, 2011 10:33 am (UTC)
(Link)
В смысле потрясения.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 6th, 2011 10:52 am (UTC)
(Link)
Ушол в несознанку. )
[User Picture]
From:12_eylul
Date:May 6th, 2011 10:53 am (UTC)
(Link)
Один архангел иовиль чего стоит...
[User Picture]
From:likushin
Date:May 6th, 2011 10:57 am (UTC)
(Link)
Да, не должно ему стоять.
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:May 6th, 2011 10:48 am (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:likushin
Date:May 6th, 2011 10:53 am (UTC)
(Link)
И ты на этом камушке посидел. От ты ж!..
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:May 6th, 2011 11:04 am (UTC)
(Link)
Да, я на нем поседел.
А написал стих только что. Вот ведь!..
[User Picture]
From:likushin
Date:May 6th, 2011 11:05 am (UTC)
(Link)
Ну, тогда я первей. У меня это с осени пылилось.:)
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:May 6th, 2011 11:24 am (UTC)
(Link)
*Человек съел запретный плод. Помимо всяких прочих толкований, плод этот отличается от всех остальных плодов в раю: он не был предложен в дар человеку. Не дарованный, не благословенный Богом, он был «пищей в себе», а не в Боге, образом мира, любимого ради самого себя. Любить нелегко и человек предпочел оставить любовь Божию без ответа. Человек возлюбил мир — но, опять таки, не в Боге, не как общение с Ним. И такое, прежде всего, эгоистическое отношение к миру, стало постепенно чем-то само собою разумеющимся. Человек стал воспринимать мир «как таковой», ограниченный самим собою, а не пронизанным присутствием Бога. Это и есть мир, называемый в Евангелии — «миром сим», миром собою живущим и в себе заключенном. И уже привычным стало жить не вознося благодарение Богу за дарованный Им мир, естественной — утрата евхаристического отношения к творению Божьему.

Наш мир есть падший мир, ибо он утратил сознание, что Бог есть все во всем (1 Кор. 1 : 28). И это пренебрежение Богом и есть первородный грех, в котором задыхается жизнь. Ибо даже религия в этом падшем мире не может ни исцелить, ни исправить его, потому что она согласилась низвести Бога в область «священного», противопоставить Его «миру профанному». Религия — и это очень страшно — примирилась с «секуляризмом», тогда как Бог оказался удаленным в сферу «священного».*
Жизнь мира.

Нет?

[User Picture]
From:likushin
Date:May 6th, 2011 11:33 am (UTC)
(Link)
Я пред богословами и богословием привычно благоговею, а на "да" и "нет" имеют право люди исключительной решимости и столь же исключительных решений.
Как быть?
Разве привычно спрятаться за цитатку:
«Позитивистско-семиотическое знание, все более и более унифицирующее общую картину мира по одноплоскостной схеме дихотомий (типа “выражение – содержание”, “язык – культура”, “поверхностный план – глубинный план”, “описание – жизнь”), снова и снова воспроизводит историческое научное заблуждение, что представление человека о космосе с течением времени становится все менее и менее антропоморфным. Однако элементарный анализ научных гипотез (в социологии, лингвистике и т.д.) показывает, что, по сути дела, представление человека о мире становится все более и более антропоморфным, потому что человек в его же собственном самосознании, т.е. в индивидуально-психической содержательности сознания, в ее психологической проработке, все более и более идет по линии отождествления особенностей психического с сущностью космического по линии универсализации своей сущности как космической, т.е. он идет к идее сращения психики и сознания, к идее сращения человеческого со сверхчеловеческим. В этом подходе идея психики навеки сращена с идеей психики человека, идея сознания – с идеей человеческого сознания, идея Бога – с идеей Человекобога, идея языка – с идеей языка людей (а “язык” животных изображается, по существу, как язык людей, из которого вычтено то или другое, - так сказать, универсальная дефектная схема человеческой речи). <...> антропоморфизм просто сменил сферу: он перешел из сферы логического процесса в сферу методологическую. Факт антропологизма науки является принципиально осознанным фактом раскрытия индивидуализации человеческой сущности в смысле утверждения ее в качестве космического фактора, космического элемента научной методологии. Но поскольку <...> происходят два параллельных, воедино связанных и противоположно направленных процесса (освобождение предметов от сознания и освобождение сознания от предметов), <...> наряду с антропоморфизацией научного мышления происходит одновременная абсолютная деантропоморфизация наших представлений о мире. В основе этих двух противоположно направленных процессов лежит осознание включенности человека в созерцаемый им спектакль мира». - М.Мамардашвили. А.Пятигорский. Символ и сознание (Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке). М., 2009. С. 98-99.
:)
[User Picture]
From:tatiana_den
Date:April 8th, 2013 10:50 am (UTC)
(Link)
Интересно, а что означают названия звёзд Анафола, Адор, Машим, Брион? И каким современным названиям звёзд они соответствуют?

> Go to Top
LiveJournal.com