?

Log in

No account? Create an account
ОЖИДаЕМый ФЕНоМЕН - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

March 23rd, 2011


Previous Entry Share Next Entry
04:26 pm - ОЖИДаЕМый ФЕНоМЕН

 

22 марта, вечером услыхалось в одной радиопередаче на «Эхе Москвы», от бывшего галериста и политтехнолога, а ныне члена Общественной палаты и проч. г-на М. Гельмана нечто определённо футурологическое, вроде того, что эпоха государств безвозвратно ушла (уходит), ей на смену идёт время «городов-цивилизаций»; на месте России возникнут «Пермь», «Москва», «Санкт-Петербург» и проч. Число и список этого «проч.» не было, к моему сожалению, уточнено, но можно догадаться. Можно догадаться, что тут уже не сепаратизм автономий и национальных округов, тут тоньше, дисперснее, «демократичней», нечто «древнегреческое» засветило, новая волна акторского (транспостмодернового и проч. терминологическая блудь) Ренессанса-2.

Нет никакого сомнения, что это заявление своего рода феномен. Но феномен ожидаемый.

 

Нет, конечно, мне совершенно по фаянсовому горшку, членом чего и в каких органах этот г-н является, на чём он сделал деньги и имя себе, на чём продолжает делать их (деньги и имя). Да и всё прочее, весь этот тюк рефлексий первой очереди, я бы канализировал по тому же, незамысловатому, адресу.

Дело не в биографии и не в личности. Дело в идее. Ведь иные из идей являются на свет побеждать.

 

***

Какова же идея? Честно: либо она не была вполне сформулована, либо я недослышал. Потому – догадкою: «человек будущего есть буржуа, обыватель, житель крупного города, потребитель; именно в нём есть ценность грядущей цивилизации». В общих чертах – всё. Нет, ещё промелькнуло нечто вроде того, что «партий на выборах должно быть не меньше десяти», а нынешняя «двухголовая» власть в России объективно чревата возможностью «демократической революции», теоретически способствует «мгновенному» установлению «афинейных вечеров» без перерыва на пероральную контрацепцию.

Впрочем, относятся ли заботы г-на Гельмана о многопартийности и др. к целому его идеи, я не уверен, однако, думаю, в этом концепте они вполне «работают» – вроде механических кур, несущих золотые и, разумеется, несъедобные яйца: чтоб мышкам-норушкам не скучать. Было ведь не так давно – создавал г-н Гельман с г-ном Горбачёвым (тем самым) «социал-демократическую» партию, «европейского образца». За ради неоконченной г-ном «первым президентом» счастьефикации некогда «родившихся в СССР».

Золотой век, господа не мои дамы и господа мои господа, - вот что нам светит, по г-ну М.Гельману.

 

***

Отрежу: я не интересант в политике, с её глобалистскими тенденциями, с межэтническими, межрелигиозными, межконфессиональными и проч. конфликтами, и уж тем более не специалист по «городским сумасшедшим». По мне, что есть на свете г-н Гельман, что нет его – разница неощутимая. А вот есть или нет на свете им, верно, хорошо продуманная «теория», мне не всё равно. Потому – теория, это трихина, и иные трихины губят гигантов, губят целые нации, государства, империи, миллионы и миллионы людей. Способны погубить – в «благоприятной среде».

Легко представить, что услыхалось бы в ответ, выскажи кто, положим, из русских (ещё хлеще – араб) идею о «преобразовании» государства Израиль в тысячу суверенных еврейских местечек. Типическим клеймом «антисемита», думаю, не обошлось бы. Думаю, хай в хаймах был бы поднят донебесный.

Но почему, для чего г-н Гельман, с его национальностью (а г-н Гельман – еврей по национальности, это не секрет) публично озаботился «преобразованием» не Израиля с Великобританией, положим, или Америки с Германией, а – России? Ведь г-н Гельман человек не глупый и должен же он понимать, что фантастический концепт (пускай это будет только лишь фантазией) об урбанистической стардастизации (от stardust – звёздная пыль, англ.) этой страны – из уст человека столь этнически «чужого», столь, исторически, «подозрительного» (будем смотреть правде в глаза) – не может быть воспринята иначе как провокация. Она и есть – провокация, иначе оценить это невозможно.

 

***

Значит – умысел, значит, действительно – теория, а не банально радийный («с языка сорвалось») трёп. Значит – серьёзно.

Концептуально г-н Гельман развивает инновационную политику «нашего» тандема («Медведевская» линия), в довесок к технократически-технологическому Сколково проектирует «Сколково гуманитарное», месторасположенное, по проекту, в Завидове. Остаётся надеяться, что не в заказнике с дикими зверушками разведён будет «элитный курятник» для яйцеголовых гуманитариев, а с другой стороны трассы – в полях «Управления делами», на трибунах доморощенного дерби, в подсобках супермаркета «Кнакер», в конюшнях скаковых призёров нашего времени. На застеклённой веранде ресторана гостиницы «Дафна», наконец, но только по субботам, с нуля часов и до первых петухов: следует соблюдать традиции «афинейности».

Впрочем, детали пока лучше оставить, ведь совсем скоро, в апреле месяце г-н Гельман обещал по всей форме презентовать свой курятник для «яйцеголовых» гуманитариев. Тогда и будем поглядеть – на деталировку и дизайн футурологического прожекта (и разбираться с рассадником мусоргского пушкинизма на кандинщине). Пока же следует, верно, обратить внимание к главному, именно: г-н Гельман, в своём концепте, целиком и полностью движется по направлению, указанному инновационной политикой властей «нашей» буржуазной «республики», стардастизирует Россию для прорыва в очередное «светлое будущее». О деятельной поддержке властей своим счастьефикаторским начинаниям г-н Гельман заявлял и в подслушанной мною радиопередаче. Это важно.

 

***

Важно тем, что тут неясность: г-н Гельман либо временный попутчик властям (и, «концептуально», шалтай-болтун), либо часть людей во власти разделяет убеждения г-на Гельмана о трансформации страны (в некотором будущем) из шатающегося федеративного целого в рассыпчатый конгломерат суверенных городов и городищ: «Схемоградов», «Великих Наногородов», «Поэзобургов», «Палитрофуртов-на-Волге».

Но тогда эти люди во власти – национал-предатели.

Но тогда, по-русски (и на самом деле) всё это будет звучать иначе – Скотопригоньевсками, нумерными Скотопригоньевсками. Можно это назвать резервациями, можно фешенебельными концлагерями, можно – городскими кибуцами, коммунами, наконец. Здесь можно создавать десятки карманных партий, прививать основы «греческой» демократии, внедрять новые и новейшие технологии, оптимизировать учебный процесс и проч., т.е. – управлять, разделив – властвовать.

Мечта первых анархистов. Г-н Гельман, впрочем, не скрывает своей «европейской левизны».

О судьбах «межгородских» территорий г-ном Гельманом скромно (до времени) умалчивается. Нынешние русские (татарские, якутские, мордовские, корякские и проч.) «илоты» футурологами в расчёт не берутся. Впрочем, не так давно, мэр одного нашего города заикнулся о лицензиях на отстрел маргинальных элементов, несомненно, лишних в новых (и даже в существующих) муниципиях. С год тому прочлось где-то из Livejournal-а, что, дескать, остающиеся теперь за бортом техногенной цивилизации обитатели русских деревень суть «выморочный материал».

Весёлая утопия рисуется. Это – будущее России, или настоящее, которое ломится в двери, а мы всё спим по медвежьим углам?

 

***

Словом, тема закрайне обширна, мусолить её можно «без конца» и, главное, без результата. Потому, как вижу, единственный приемлемый результат такого разговора – это принуждение г-на Гельмана к объяснениям перед народом страны, в которой он проживает и гражданином которой (вероятно, по членству в Общественной палате хотя бы) является: в «несвоевременных мечтах», в меднотрубной маниловщине с хрустальнодомной чернышевщиной. Принуждение прожектёра-культуролога к миру... с самим собой и с мiром, с Русским мiром (как обществом).

«На закуску» (или диджестивом) оставлю чуть не древность – пару цитат из работы одного футуролога более чем полувековой давности. Всякий волен рассудить на них что-то своё.

«В принципе, не существует общественной системы – во всяком случае, до сих пор не существовало, - в которой бы не присутствовала ложь в качестве элемента общественных процессов; особенно лживой бывает реальная мотивация начинаний, как индивидуальных, так и коллективных, в экономической, политической областях, во внутренней политике и в отношениях с другими государствами. Однако участие лжи в общественных процессах, наверное, нигде не достигает таких размеров, как в централизованной системе, особенно если ее создание осуществлялось с наиболее выраженной, априорной последовательностью. Любая спонтанность человеческих реакций искореняется, а вместо нее прививаются реакции организованные, то есть предписанные властью»1.

«Отдельные акции организованных коллективных псевдоспонтанных действий, представляющих собой дальнейшую последовательность универсалистского вмешательства властей во все сферы жизни, со временем создают своего рода идеальный образец гражданина, который имеет такое же отношение к реальным людям, как изображения размещенных на манер восковых фигур на свадебных фотографиях в витринах провинциальных фотографов к прохожим, идущим мимо этих витрин»2.

 

1 С.Лем. Диалоги. М., 2005. С. 243.

2 Там же. С. 244.

 


(17 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:ksaana
Date:March 23rd, 2011 02:07 pm (UTC)
(Link)
Я Вас приветствую!
Разойдется ли символ с реальностью? http://sanin.livejournal.com/790827.html
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 08:52 am (UTC)
(Link)
Тот Символ, который на фото, с реальностью никогда не расходится. А вот что "под ним", это, пожалуй, из области "реализма в высшем смысле".
[User Picture]
From:dorota_nikol
Date:March 23rd, 2011 02:10 pm (UTC)
(Link)
Жуткая жуть!! Шагали в коммунизм, а теперь куда пошагаем? Меня одно удивляет - почему же это мы дали и теперь даем вести себя, как стадо?
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 08:53 am (UTC)
(Link)
Одни называют это "трагедией", другие "искусством жить".
[User Picture]
From:gaanaa
Date:March 23rd, 2011 04:40 pm (UTC)
(Link)
Что это тебя в гавне поковыряться потянуло?
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 08:56 am (UTC)
(Link)
Блаженному Августину приписывается выражение: «Inter feces et urinam nascimur» («Среди кала и мочи рождаемся»).
:)
[User Picture]
From:gaanaa
Date:March 27th, 2011 02:19 pm (UTC)
(Link)
это верно
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 02:43 pm (UTC)
(Link)
Есть мнение, что Августин имел в виду не столько физиологию человека, сколько анатомию, особенности строения тела.
[User Picture]
From:gaanaa
Date:March 27th, 2011 02:47 pm (UTC)
(Link)
Так он еще и прозектор был?
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 02:48 pm (UTC)
(Link)
Все мы "прозекторы", если правде в глаза взглянуть.
[User Picture]
From:olga_astrahan
Date:March 23rd, 2011 04:52 pm (UTC)
(Link)
*голос из медвежьего угла*
и шо делать будем? может,общины?
*молчу*
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 08:57 am (UTC)
(Link)
ПушкенЪ: "Ты - Царь, живи один". :0
[User Picture]
From:olga_astrahan
Date:March 27th, 2011 09:02 am (UTC)
(Link)
не то! :)
я вот об этом хотела бы услышать Ваше мнение http://988.livejournal.com/130605.html
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 09:25 am (UTC)
(Link)
Какое там мнение. Держаться подальше. В любой такого рода общине сидит червь тоталитарной секты.
[User Picture]
From:krajn
Date:March 23rd, 2011 08:02 pm (UTC)
(Link)
Гельман, ветер, лает - носит.
[User Picture]
From:likushin
Date:March 27th, 2011 08:59 am (UTC)
(Link)
Ну, пускай я буду "ветер" (при всей натуральной неприличности подтекста).
[User Picture]
From:krajn
Date:March 28th, 2011 05:03 am (UTC)
(Link)
Уже не до приличий, Дарр Ветерр.

> Go to Top
LiveJournal.com