?

Log in

No account? Create an account
ДВЕНАДЦАТЬ ДРУЗЕЙ ДОСТОЕВСКОГО - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

August 16th, 2009


Previous Entry Share Next Entry
04:13 am - ДВЕНАДЦАТЬ ДРУЗЕЙ ДОСТОЕВСКОГО

Признаюсь: Ликушин часто использует приём, в котором главная мысль, то, ради чего, собственно, пишется текст, прячется за набором мыслей вспомогательных, часто выраженных образами, часто образами, яркостью своей забивающими главное лицо текста в угловую до черноты тень.

Так случилось и с публикацией заметки «Гора беременна кричала» – увидали затмившую собою полмира сиятельную особу графа Хвостова, а мысль... мысль осталась дожидаться своего хозяина. Это не упрёк и не насмешка, это констатация поставленного и достигнутого.

В этом тексте, теперь, я не стану играть в прятки, скорей – в поддавки: я поддаюсь тебе, Читатель, и высказываю чувство сродни скорби, ведь мысль, вынесенная в заголовок рассуждения, сама по себе траур и креп.

Начну со списка действующих лиц, с их представления.

Кто такой С.С.Хоружий. Фигура прелюбопытно-массивная, имя на слуху, Википедия и поисковики дают справку влёт, так что не стану тратить времени и места.

Кто такие К.А. Степанян, Н.Т. Ашимбаева, В.И. Богданова, В.А. Викторович, А.Г. Гачева, В.Н. Захаров, Т.А. Касаткина, Л.И. Сараскина, БН. Тихомиров, Г.К. Щенников. Общо, списком: дамоспода, взявшиеся профессионально заведовать Достоевским, в частности, редактировать тексты ежегодного альманаха «Достоевский и мировая культура»; фигурки рядом с Хоружим мелкие, незначащие, но активно дующие щеки на сладкую воду.

Кто такой Михаил-Таинственный посетитель. Тут просто: персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»; будучи молодым человеком прокрался под покровом ночи в дом любимой женщины, в припадке ревности к другому, этою женщиною действительно любимому, но отсутствующему, зарезал её; с места преступления скрылся, организовал улики, указывающие на лицо подчинённое, служебное, что привело к осуждению того и гибели до суда и казни государством; тринадцать лет таился от людей, старался благотворительностью задушить воспоминания об убийстве (уже двойном), терзания совести и проч.; спустя тринадцать лет открылся тайно одному лицу – молодому человеку именем Зиновий, отставному младшему офицеру, ударившемуся в религию и ставшего модным в провинциальном городке салонным проповедником; открывшись Зиновию и подстрекаемый им к опубликованию своей вины, Михаил-Таинственный посетитель хотел убить и Зиновия, пожалев о своей минутной слабости; тем не менее сознался – пред лицом всего общества, т.е. дворян-обывателей сего провинциального городка; несмотря на предоставленные самим убийцей улики, общество ему не поверило, и к суду государством не повело; от переживаний Михаил-Таинственный посетитель крепко заболел и умер, хоронили его всем городом, со слезами, но не как убийцу, а как жертву некоей фантазии.

А теперь – в чём, собственно, дело.

В нравственном падении и интеллектуальном извращении вышепоименованных лиц – реальных и вымышленных, а также и в халатном отношении к исполнению профессии, долга, обязанностей. Словом, весело.

Положим, что пред нами одиннадцать друзей Достоевского, списком: С.С. Хоружий, К.А. Степанян, Н.Т. Ашимбаева, В.И. Богданова, В.А. Викторович, А.Г. Гачева, В.Н. Захаров, Т.А. Касаткина, Л.И. Сараскина, БН. Тихомиров, Г.К. Щенников, а к ним соседится двенадцатый, рыжий, лупоглазый, кривой-противный, фамилией Ликушин, они-то против, но он навязался, и деться им некуда, хоть и неприятно, а вот. Теперь положим, что все эти двенадцать есть присяжные заседатели, следователи и судьи, инквизиторы и адвокаты, палачи и плакальщики – кто кем пожелает быть, без ограничений.

Все мы, двенадцать, слушаем дело убийцы Михаила – так, словно он теперь вовсе не литературный персонаж, а реальный, пока ещё живой человек, наш современник, и он, этот Михаил, ночью влез в чужой дом и совершил убийство – зарезал молодую красивую женщину (вносится портрет). После убийства Михаил скрылся, сфабриковав улики на другого, невиновного (далее по тексту).

В зал приглашается единственный, но верный свидетель и очевидец преступления, по фамилии Достоевский; г-н Достоевский всё нам, двенадцати, докладывает – по совести: всё видел, слышал, даже записал; Михаил этот есть убийца.

Присяжные должны вынести свой вердикт, высказать своё отношение к этому подлецу, к этому мерзавцу, к этому человекоубийце-душегубу, хоть и объявившему свою вину пред людьми, но в ней не раскаявшемуся, к церкви не подошедшему, в Бога не верующему, а верующему в какого-то «юродивого с флагом».

Встаёт известный г-н С.Хоружий, осеняет себя крестным знаменьем и объявляет: «Михаил – праведник пред людьми и пред Богом, так нам доложил г-н Достоевский, так мы его поняли, так мы затвердили в скрижалях и так тому учим и будем учить, потому вера наша в том состоит, что истинный праведник есть непременно убивший, непременно налгавший и замолчавший, и стоически, и исихастски молчавший до последнего патрона терпения, а к Богу ни ногой».После этих слов г-на Хоружего со скамьи вскакивают К.А. Степанян, Н.Т. Ашимбаева, В.И. Богданова, В.А. Викторович, А.Г. Гачева, В.Н. Захаров, Т.А. Касаткина, Л.И. Сараскина, БН. Тихомиров, Г.К. Щенников – все с аплодисманом и ликованием: «Истинно, истинно! Этому мы учим и будем учить, таких праведников нам и надобно. Ура!»

Подбегают все эти дамоспода к обвиняемому, а теперь оправданному Михаилу, обступают его, надевают венки, поднимают на руки, качают, выносят из залы и волокут во храм, а там и на небеса со свечкой и иконой – праведник, чай. Остаётся один Ликушин – растрёпанный, рыжий, лупоглазый, кривой-противный, шипит язва, уличая:

- Но ведь, встреться вам нечто подобное в живой жизни, разве бы вы не потребовали убийце срока в пятнадцать, в двадцать лет, пожизненного срока, смертной казни наконец? Для чего вы изображаете квазифилософскую «милость к падшим», для чего вы идёте дальше с жерновом этой лжи, возводя мерзавца и нераскаянного убийцу в «святые и праведные»? Что это за вера и что за наука такая у вас? Что вы за люди такие и что за учители? Неужто вы все и на самом деле подлецы и лжёте глумясь, а не только блудите и заблуждаетесь?! Но и как можно в этом блудить и заблуждаться?!!..

- Вот, раньше, читал я, - продолжает Ликушин, - философ как жил, так и учил жизни, как учил, так и жил, и все ему верили, а теперь между словом и «истиной» разверзлись бездны, поглотившие живую этику и живую веру, живую душу и живую нравственность, живую честь и живую совесть. И даже разум поглотили. Даже разум...

Вот так говорит бродяга Ликушин и уходит от этих одиннадцати, потому место его совсем иное чем у них, у этих академиков и профессоров, философов и литературоведов, докторов и лекторов, и жизнь он видит совсем иначе – как она есть.

По мотивам работы С.Хоружего «“Братья Карамазовы” в призме исихастской антропологии», опубликованной в №25 альманаха «Достоевский и мировая культура» за 2009 год. г. Скотопригоньевск. 15.08.1879-2009 года.

 


(42 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:hojja_nusreddin
Date:August 16th, 2009 04:42 am (UTC)
(Link)
> дующие щеки на сладкую воду

нерускей йезыг :)

> БН. Тихомиров

за нево обидна :(

> человекоубийце-душегубу

маслом масляное

> г. Скотопригоньевск

с литературой, изданной в этом богоспасаемом граде, спорить ваще глупо, а с жаром, особенно
:)
[User Picture]
From:likushin
Date:August 16th, 2009 07:36 am (UTC)
(Link)
1. Следуя дранг наху, нерусею: матка-яйки-млеко-сало-шайзе-шнеллер.
2. Судьба разночинца быть поротым.
3. См. п. 1.
4. Похолодел. :)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:August 16th, 2009 04:44 am (UTC)
(Link)
Ах, как завернул, спиритический сеанс в зале суда)))
Ну да, такая мораль, "закон что дышло", нравственность тут ни при чём.
За Достоевского обидно) Думаешь, он явился бы на такой суд свидетелем? Сомневаюсь, тем более, что он уже дал письменные показания.
Наверное, если бы и пришёл - то судьёй...
[User Picture]
From:likushin
Date:August 16th, 2009 07:49 am (UTC)
(Link)
"Нравственность тут ни при чём".
1. Э-э, нетушки: этический крах "дышла" налицо. Этическая эта проблемка вообще, по-моему, ключ к пониманию последнего времени и преодолению его.
2. Продвигаясь по единожды возведённой башенной конструкции, дамоспода добрели: а) до мелкотемья и ковырянья в подножном; б) до невольного обнажения лжи своей и предшественников на ранее возглашонном и в целом мнимо стройном и монолитном. Они есть первые антагонисты догмы, Ликушин только ворона на дереве, похохатывающая на шествие слепых.
3. Не след обижаться "за": следую архетипу, всего лишь. А то вообще: все разобижались - кто за Тихомирова, кто за Достоевского, один господин в сообществе "Достоевщина" за Хоружего обиделся.
Вот бы кто встал и сказал: мне, мол, за Господа Бога обидно, за что мы Его - так?..
[User Picture]
From:ros_sonieri
Date:August 16th, 2009 09:26 am (UTC)
(Link)
М-м-м... А не Зиновия ли надо было пригласить в качестве свидетеля? Да и, по большому счету, г-н Достоевский к этой истории имеет очень спорное отношение, т.к. она записана Алешей со слов Зосимы :)
Кстати, хочу добавить к Вашим (вернее, к Вами перечисленным) персонам Б.В. Соколова, д.ф.н. и проф. (свят-свят-свят) с его замечательным изданием "Расшифрованный Достоевский". Единственное, чем оно для меня оказалось весьма ценным - ПОЛНОЙ перепечаткой "Катехизиса революционера". А также перепечаткой многостраничных черновиков ФМД, мемуров современников, трудов Соколова и Бердяева и т.д. и т.п. Похоже, г-н Соколов входит в число счастливчиков, которым платят постранично, да еще и за чужие исследования...
[User Picture]
From:likushin
Date:August 16th, 2009 10:59 am (UTC)
(Link)
Да тут весь литературный пантеон приглашать надо, на это шоу, одними персонажами не ограничиваясь.)
Книжка г-на Соколова у меня имеется, читывал, кое-где ещё мелькала эта фамилия, однако в списке ответственных альманашников отсутствует. Да и много кто там отсутствует, что, впрочем, не лишает их права на сопричисление к "лику". Со временем, думаю, все здесь "прозвучат".
[User Picture]
From:v_i_n
Date:August 16th, 2009 10:33 am (UTC)
(Link)
Допекли вас дамоспода?

Меркуровский памятник хоть молчит, а эти пишут и говорят. Вот если б бесплатно, я бы, возможно, и поаплодировала, а там - работа.

Титан наш Ф.М.! При жизни кормил 4 семьи и теперь терпит Бог знает, что: так, вишь, эти Специалисты *видят*. Хорошая работа: получать деньги за то, чтобы представлять другим умнейшего из людей тютиком и клиническим идиотом...

У вас тут ФРАЗА в каждой строчке. Попробую перепостить. :)
[User Picture]
From:likushin
Date:August 16th, 2009 11:10 am (UTC)
(Link)
Не то что допекли, а со "святыми-праведными" до чортиков добогословствовались, и ведь не остановятся на книжке - в жизнь полезут, начнут "новому богословию" учить, литературоведческо-философскую "церковь" сооружать. Да и было уже: Достоевского в святые, самим в первосвященники. Тренд-то очевиден, просчитывается на раз-два-три.
From:teleshev08
Date:August 16th, 2009 03:06 pm (UTC)
(Link)
А где в Вашем списке И.Л. Волгин? В альманахе № 9 он в перечне редакционного совета, под чьим оком вышел этот, в вышей степени абсурдистски-нелепый, труд О. Кандаурова:

«Когда Великий инквизитор говорит о любви — не верьте, он хлопочет о жалости. А вы не обращали внимание, что это слово вползает на насекомых лапках Ж с жалом внутри? И правильно подмечено, что «человек ищет не столько Бога, сколько чудес»? Ну чудесмейкеров нынче хоть отбавляй — Гиннесс завял удивляться.
Так что, господа , - хлеба, зрелищ и водки по два шестьдесят две.
А Этого Бунтаря в рванье исправят и поправят, перескажут и адаптируют, аранжируют и ангажируют.
Взять Его! Dixi (ленд.)
Вот так что. «Не для таких гусей...(Хансов — Иванов) ...великий идеалист мечтал в своей гармонии». Так, «сто тысяч страдальцев», взявшихся некогда посредничать между людьми и Истиной, в конце концов образовали «буферную зону», взяв на себя заботу гладить по головкам этих завшивленных и чумазых».
Все на сегодня, дальше не могу — полная «Ж».:))))
[User Picture]
From:likushin
Date:August 16th, 2009 04:26 pm (UTC)
(Link)
Эта "аншлаговая наука" и впрямь полнейшее "ж", даже не верится, что вот такое всерьёз читалось профессорами-редакторами, наверное правилось, наверное обсуждалось, наверное одобрялось. Нет, советские академики подготовили себе славную смену. Фаустов профанарий Вагнер младенец пред этим. Мефисто бы со смеху в преисподню провалился. Надо будет перечитать на досуге. Найдёте что ещё в этом роде - пишите, "это должен знать каждый".
[User Picture]
From:vero_nika_ya
Date:August 17th, 2009 08:39 am (UTC)
(Link)
«Вот, раньше, читал я, - продолжает Ликушин, философ как жил, так и учил жизни, как учил, так и жил, и все ему верили, а теперь между словом и «истиной» разверзлись бездны, поглотившие живую этику и живую веру, живую душу и живую нравственность, живую честь и живую совесть. И даже разум поглотили. Даже разум..."

Однако (тоже читала) довольно щекотливый вопрос о месте философа в мире. Философ не был лишен высокомерия, презирал толпу и считал, что лучшего она не заслужила. Он редко бывал человеком из народа, а если и бывал — старался об этом забыть...

"...подбегают все эти дамоспода к обвиняемому, а теперь оправданному Михаилу, обступают его, надевают венки, поднимают на руки, качают, выносят из залы и волокут во храм, а там и на небеса со свечкой и иконой – праведник, чай. Остаётся один Ликушин – растрёпанный, рыжий... "

Впрочем, остаётся не только Ликушин. И другие вот тоЖЖе... правда, не растрепанные и надеюсь, не очень противные... :)))
[User Picture]
From:likushin
Date:August 17th, 2009 09:43 am (UTC)
(Link)
Конечно, философ здесь утрированный, обобщенный, образом дан, однако образ исторически верен - при всей обобщённости его, верен, как я вижу, соответствием этического содержания вносимого в мир учения и жизнью носителя этого учения - условно: если Диоген киник, то сидит в бочке, если Эпикур певец наслаждения, то он и "пирует на просторе".
Как раз днями где-то в жужжалке подглядел у философствующих дискуссию как раз на эту тему, с тезисом, что нынешний человек с мыслью, с идеей, с учением легко и спокойно может пропагировать одно, а жить совершенно иначе и никакого диссонанса при этом не испытывать. Вот это лицемерие, это фарисейство и резануло в прочтённой работе г-на Хоружего, большого, отчеркну, учёного. Вряд ли оно злонамеренно, это "прославление" убийцы, но тем оно и страшней - последствиями развращённости сознания, передаваемой от поколения к поколению, от авторитета к научаемым.
А в том что и "другие" отыщутся - и умные, и красивые, и учёные, я, в растрёпанности своей, ни на мгновенье не сомневался "когда пускался на дебют".:)

Edited at 2009-08-17 10:16 am (UTC)
[User Picture]
From:krivorychka_m
Date:August 19th, 2009 12:32 am (UTC)
(Link)
Прочитала вашу статью:)
< надо же иметь представление о незнакомце который вдруг решил отчитать девочку за "неумение правильно использовать цитату">
:)
Буду с вами чесна:)
Статья написана умно, да только тема совсем не нова
:)как, впрочем, и способ ее раскрытия.
Не спорю приведенные аргументы точны и даже любопытны...
Но позвольте - эта тема школьная, а форма изложения чем то напоминает не так давно вышедший фильм, нашего
русского режиссера:)
Комментарии интересней статьи, в них то вас и видно:)
Зачем вы такой тон серьезный наводите?а потом оказывается что вы совсем другой человек:)
[User Picture]
From:likushin
Date:August 20th, 2009 07:20 am (UTC)
(Link)
И я, Вам в отместку, буду честен, но только с Вами и теперь, а после всё нет и ни с кем.:)
Об этой теме думал академик-из-РАЕН-а С.Хоружий, её рассматривали на редакционном совете доктора-профессора филологии и дыр междугороднего уровня, а Вы кто такая за штучка, чтобы их взад в заношенное за ухи тащить? :)
А наш русский режиссёр и единственный фильм его мне очень известны, потому нету у русских больше одного русского режиссёра и больше одного их русско-режиссёрского фильма.:)
Как обещано Вам быть честным теперь и сейчас, скажу головой об стенку: у меня, сударыня, школярская жанрово-стилевая полигамия, т.е. Ликушин другой человек и тон на людей страшно наводит. Нет, я ещё пальцем недевочкам с цитатами ай-ай-ай умею.:)
Давайте дружить - для способа и раскрытия? :)
From:ksaana
Date:August 19th, 2009 11:47 am (UTC)

Не совсем в тему

(Link)
Вот уже несколько дней с самого начала читаю Ваш такой живой журнал. Дух захватывает и не отпускает: только праздничная литургия смогла прервать мое чтение. Радуюсь и веселюсь от одной мысли, что Отец наш Небесный способен в конечном счете преобразить даже раскаявшегося лжехриста, не говоря уже о нас, простых грешных пакостниках.
С Преображением!

P.S. Пребываю уже в апрельских блогах сего года. По прочтении обязательно поделюсь впечатлениями.
[User Picture]
From:likushin
Date:August 20th, 2009 05:48 am (UTC)

Re: Не совсем в тему

(Link)
Хоть и не числом, а и всё-таки - с Праздником Вас.
О Вашем обещании заране ликую: люблю делящихся, во всех смыслах. :)
Однако же, веселясь, не забывайте, пожалуйста, что знание о творце "Братьев Карамазовых" г-не Достоевском не всегда удобопереносимо на Творца нашего Господа Бога, а представления его об этом деле не совсем, как принято считать, отвечают канону. Однако, как мне представляется по логике изыскания-рассуждения, эти русские антихристы-революционеры были для Достоевского прежде всего русскими мальчиками-девочками, заблудшими, но и богоспасаемыми в конечном итоге, а сам Достоевский, мыслью и чувством своим, всегда доходил до самого края и перешагивал по две бездны разом (а то, говорят, и по три).
Вот: мелкий пакостник Ликушин.:)
[User Picture]
From:pinfix
Date:August 23rd, 2009 06:48 pm (UTC)
(Link)
Огромное спасибо за потрясающие тексты! Пока только поверхностно ознакомилась, есть непреодолимое желание читать по-настоящему. Я уж 20 лет как в другой языковой среде, одичала слегка, а тут такая жизнь, споры и страсти вокруг Федора Михайловича - просто восторг!:))
[User Picture]
From:likushin
Date:August 23rd, 2009 06:53 pm (UTC)
(Link)
Успешного воцивилизовыванья. :)

> Go to Top
LiveJournal.com