?

Log in

No account? Create an account
ЧоРТ из БОнБОнЬеРКи - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

July 3rd, 2017


Previous Entry Share Next Entry
05:28 pm - ЧоРТ из БОнБОнЬеРКи
Пришла пора подвести промежуточный итог, вывести на свет из сумеречного вороха прежде сказанного конечную ясность, отделённое от плевел зерно.
Всего-то сделано – две главки «Чорта из бонбоньерки», между ними и вокруг них – пестрядь заметок на полях, эссеюшек-нотабенек; всё это (беглому взгляду) может показаться сумбурным нагромождением разнотемья, междомыслия, именно – набором хронически интеллигентских междометий, служащих, известно, для передачи не мысли – чувства. Например – чувства сострадания, или любви, или ненависти, или страха.
И однако же, в данной попытке исследования главное, для меня, по крайней мере, не столько форма, но – мысль, мысль и вероятие услышанности в со-мыслящих.
3.
Как это ни странно, может быть, покажется, однако наша интеллигенция, в своё время (скажем так – в далёком XIX веке) узурпировавшая право на мысль, и долго и поначалу с известным успехом утверждавшаяся в этом праве, к последним нашим временам самоё мысль-то кажется что утратила, даже так – отбросила, предпочтя остаться не с «истиной» (мыслью), но с чувством собственных права и правоты (не отсюда ли известная тяга к правозащитничеству в этой среде); прямо говоря – осталась с парадом голеньких междометий, а там и омеждометилась как обнулилась сама. Конечно, театральные лоскутья брабантских кружев (см. «Братья Карамазовы») всё ещё, как дань традиции мыслить можно различить на уродливых телесах новопреставленной леди Годивы, однако срама-то сей особы сокрыть они не могут, да, наверное, и не должны скрывать, а напротив – выделять, подчёркивать, целиком и полностью отвечая одному из главных правил порнографической престидижитации…
Словом, королевство порнографинов с порнографетками и чорт знает кем и чем ещё.
Оставлю пока, но для того, чтобы в своём месте развернуться.
***
Итак, Белинский разглядел в «Повестях Белкина» всего лишь занятный, но и пустенький барский трёп, байки, чепухню; Достоевский напротив – объявил о новом и гениальном слове Пушкина-Белкина. Кто прав из двух авторитетов – Белинский или Достоевский?
Возьму «Повести» частью. Именно «Станционного смотрителя», потому в этой повести впервые в русской литературе обозначился прежде небывалый тип – «маленький человек». Вот он – Самсон Вырин. А с ним дочь его, Дуня. Авдотья, она же Евдокия Вырина.
Имя Авдотья можно перевести как «птица». И случилось, что улетела пташка от батюшки! Свалился «с неба» молодой да богатый гусар, красавчик-с, и презрела «условность» отеческого благословения без ума влюбившаяся Дуня. Отбросила, как ненадобность, отчество, или – отчину, или – Отечество. Бежала. Она счастлива, но отец её чахнет, а там и гибнет; Дуня и одарила отца своего внуками, а не его они внуки – «смотрителята», а гусаровы дети – иное племя, «молодое, незнакомое»! Барчуки.
А Самсон – имя-то какое чудное: ослиной челюстью сокрушил филистимлян в Ветхом Завете Судья-герой, пасть льву порвал, тыщу верёвок пустил на подвязки, но усыпила его коварная Далила (агент по найму), и погиб богатырь Самсон, но перед смертью смог разрушить дом врагов своих: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И упёрся силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».
В переводе с иврита Самсон – Солнце.
Вот какой, оказывается, отец-то у Дуни Выриной, а, дамоспода не мои! Но и это не всё. Пушкин, известно, сам на фольклорные мотивы «кое чего» понаписал, и знал из народного довольно. Так вот, Самсон – это ещё и русский былинный богатырь, предшественник Ильи Муромца, теперь, конечно, забытый в массознании.
Но это – смыслы ближнедальние, а сам Вырин как в станционные смотрители вышел, из какого состояния? Смотрите: «…знал он, что ротмистр Минский* ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. “Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою”. С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски» [Выделение моё. – О.Л.] То есть Вырин вероятно тоже, как и его старый сослуживец, из унтер-офицерского звания. Известно – в полки Лейб-гвардии отбирали лучших, в унтера из солдат выходили лучшие из лучших. Случаен ли здесь Измайловский полк? Напомню: в небольшом по объёму тексте повести каждая деталь и важна, и неслучайна, и должна высвечивать, проявлять (как солнце высвечивает в подоблачном сумраке) нечто художнически утаённое, художественно значимое; и ещё – шефом и полковником Лейб-гвардейского Измайловского полка являлся Император, в эту пору Николай Павлович Романов.
Но и это не всё, а только верхушка Пушкинского айсберга.
***
Лейб-гвардии Измайловский полк был сформирован в Москве 22 сентября 1730 года по приказу Императрицы Анны Иоанновны, дочери родного брата императора Петра I, как «опора трону», весьма шаткого под этой-то Императрицей. Она же и стала первым сего полка полковником. Прошли годы, Начальники Империи менялись на троне, но вот же судьба: не где-нибудь, а в казармах Измайловского полка, в «опоре», начался переворот Екатерины Второй. Не куда-нибудь, а в эти казармы привезли её братья Орловы и князь Барятинский, и Измайловцы первыми из всей Гвардии присягнули на верность «бабушке» новой династии. После уже были Семёновцы и проч.
И в 1762-ом (год переворота), и в 1812-м, и в 1825-м Имперской элите, к которой и Пушкин принадлежал, более чем замечательно было известно о сомнительности, мягко говоря, прав Екатерины Алексеевны на Русский Престол: не её это Отчина, и не её предков.
Можно сколько угодно долго лупить в клаву о славной истории восшествия на Русский Престол вдовы негодного немчика, о победах и торжестве долгих лет правления, но не теперь, как пела, помнится голосистая некогда Пугачёва. Теперь – о другом, о том, что большего числа самозванцев, чем в эту эпоху, никогда прежде не знала Русская земля, даже в Великую смуту. Едва не дюжина «Петров Фёдоровичей», включая знаменитого «маркиза», явилась в разных краях Империи и за её пределами. А ведь была ещё «княжна Тараканова», были Брауншвейги… Но были и другие, именно – кто поддерживал разного рода и толка претендентов, были изменники, отказники от Отчины.
Династия «Романовых» (правильнее – Гольштейн-Готторп-Романовы) едва ли не большие, сравнительно с прочими, самозванцы, «похуже Емельки Пугачёва». Спорно, скажете? Но ведь спорят, и значит есть о чём спорить, не правда ль?
Но и на этом с «опорой» трона, с Измайловцами не всё. Финальная сцена убийства нелюбимого сына Екатерины, Павла Петровича: «… Затем офицер Измайловского полка (штабс-капитан) Скарятин затягивает на шее Павла офицерский шарф, который принадлежал, по разным версиям, либо Скарятину, либо самому императору. Монарха душат». Вот он – шарф офицера Измайловского полка, шарф «из серебряной нити с тремя узкими чёрно-оранжевыми полосами и чёрно-оранжевыми центрами кистей». Орудие убийства.
И не один ведь штабс-капитан Скарятин был Измайловцем в ночь с понедельника 11 (23) марта 1801 на 12 (24) марта 1801 года. В числе прочих заговорщиков называются Измайловского полка полковник Мансуров, поручик Волховской, поручик Кутузов…
Фонвизин свидетельствует: «Посреди множества собравшихся царедворцев нагло расхаживали заговорщики и убийцы Павла. Они, не спавшие ночь, полупьяные, растрепанные, как бы гордясь преступлением своим, мечтали, что будут царствовать с Александром. Порядочные люди в России, не одобряя средство, которым они избавились от тирании Павла, радовались его падению. Историограф Карамзин говорит, что весть об этом событии была в целом государстве вестию искупления: в домах, на улицах, люди плакали, обнимали друг друга, как в день Светлаго Воскресения. Этот восторг изъявило однако одно дворянство, прочия сословия приняли эту весть довольно равнодушно».
***
Восторгался ли случившимся Пушкин, спустя три десятка лет, минувших с восшествия на Престол Александра Первого?
Отец убит. Сын рыдает. Изменник граф Пален: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать, Государь!»
Чем царствование отрекшегося от отца своего Александра началось, тем и окончилось, ибо что есть попытка декабрьского путча (1825-го года), если не измена? Впрочем, если сдвинуть в сторону политические, нравственные («сострадание простому народу»), романтические и авантюрные мотивы участников действа, и сделать попытку вглядеться в самое нутро процесса, легко различить укоренённость самого понятия «измена» в сознании элиты тогдашнего времени, и не столько, может быть, в увлечении идеями «свободы, равенства, братства», сколько уже в том, что и мыслить-то русские аристократы, а с ними и «прогрессивная» часть дворянства могли уже только по-французски. «Вышли в люди» что называется, и через известное, Петрово «окно». И при этом – гордость 1812-го года, великий поход в Европу: торжество патриотизма, Русскости!..
Парадокс? Где вы сыщете русского, дамоспода, без парадокса в самосознании? Нет, наверное, таких. И не было никогда. Это как со святыми подвижниками: чем ближе Небеса, тем гуще облако бесов, тем чаще сеть соблазна...
Отказ от отчества-отцовства, сыновства и Отечества, проще говоря – измена, в разных её обличьях и проявлениях, есть одна из излюбленных тем Пушкина: «Полтава», «Капитанская дочка», «Борис Годунов»… И вот ещё и – оказывается – «Станционный смотритель».
История отставного Измайловского унтера, посаженного в должность при большой дороге, и его беглой (или так: бегло любящей) дочери суть своего рода палиндром, если смотреть из живой ещё при Пушкине истории России. В том смысле палиндром, что с какого конца ни прочитывай, а всё выходит оксюморонность: славная измена!
Не над этим ли, в числе прочего, «ржал и бился» Боратынский: Ай да Пушкин, ай да сукин сын – и всё сказал, и цензуру обошёл, и самого Цензора!
Не в этом ли дворянин мудрец Достоевский выглядел – глазастый! – новое слово и гениальность, которым сам до последних строк учился и в которых едва ли не превзошёл «нашевсёлого» Александра Сергеича?
Не это ли «упустил из виду» разночинный христопродавец Белинский, потому ведь слишком умён был сукин сын для роли унтер-офицерской вдовы?..
И, коли так, может статься – проблема «маленького человека» не в нём как таковом, взятом в единице времени и положения, а много шире и глубже, настолько шире и глубже, что её «до Ликушина» боялись и разглядеть? Как себя любимых боялись и продолжают бояться – атавистически, но и стремясь к тому, чтобы изжить полуторавековой страх?..
***
Пушкин, «Полтава»:
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.

Гоголь мог бы соксюморонить из своей «Шинели»:
И день настал. Встаёт с одра
Акакий, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо из могилы.

Словом, «сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И упёрся силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нём. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей»…
Кто об этом – Пушкин, Белкин, Гоголь, Достоевский? А может быть – Гёте, в «Фаусте»?..

* Ротмистр – в статской службе тот же титулярный советник. Как вечный ротмистр барон фон Мюнгхаузен.

(Продолжение, Бог даст, воспоследует.)

(19 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:stalinist
Date:July 3rd, 2017 03:16 pm (UTC)
(Link)
Маленькие человечки у Гоголя и Пушкина -- лишь средства оттенить вселенские проблемы?

Башмачкин, де, слабак оказался? А ведь требовать от него образцового поведения -- это требовать подвига, почти святости. Не слишком ли много вы от него, господа критики, требуете?
[User Picture]
From:likushin
Date:July 3rd, 2017 03:56 pm (UTC)
(Link)
Драсьте. Во первых строках своего письма скажу, что "критики" не настолько наивны, чтобы требовать чего-либо с персонажей. И "даже" с покойных авторов этих персонажей.
Во вторых (отстранимся от персонажьего) - если человек поступает просто по-человечески, с достоинством и проч., так неужели он совершает подвиг тем самым и вступает в партию святых? По-моему, нет.
Но главное, пожалуй, в том, что с Пушкина и Гоголя "маленький человек" лишь начался, а царствовал он в русской литературе весь 19-й век и дальше. При этом часть "профессиональных читателей" 19 века уже во второй половине столетия начала возмущаться этим вездесущим "монархом"; другая часть потребовала от (живых) авторов "исправить поведение" маленького героя, и некоторые ведь пошли по предложенному им пути.
Если заглянуть дальше - во времени и в географии, то Вы наверняка вспомните, что именно маленькие человечки, "хоббиты" у известного англичанина не то что "оттеняли" вселенские проблемы, но и прямо решали их.
А литература, известно, границ - государственных и даже языковых и ментальных зачастую - не знает.
[User Picture]
From:stalinist
Date:July 3rd, 2017 04:10 pm (UTC)
(Link)
Утрируя: если человек умирает с голода, то поступать просто по-человечески, с достоинством и проч., то есть "не укради", "не грабь", ему несоизмеримо труднее, чем сытому.

Может быть всё-таки "наши всё" милость к падшим призывали?
[User Picture]
From:likushin
Date:July 3rd, 2017 05:38 pm (UTC)
(Link)
Отличный ход.
Конечно труднее. Но тут смотрите что происходит. Следующий по времени "рождения" в русской литературе "маленький человек" Макар Девушкин (Достоевский, "Бедные люди"), несмотря на то, что сам пребывает в стеснённых обстоятельствах, "содержит" свою платоническую любовь, как бы дальнюю родственницу; сам порой голодает, сапоги у него каши просят, в долги лезет, к ростовщику идёт, а поступает по-человечески. Ну ладно - тут как бы "любовь" рулит. Но ведь когда пребывающий в ещё большем стеснении сосед его и такой же чиновник, но с обременяющей его семьёй (он под следствием по навету о растрате), просит у Девушкина хотя бы гривенник, а у того самого всего-то двугривенный (последний) в кармане, так ведь Девушкин деньги-то отдаёт. И даже грабитель Раскольников, который умудряется из награбленного ни копейки не взять, отдаёт последние деньги свои Мармеладовым.
Это вполне по-русски. Это характерная черта.
Из другой же ментальности должно быть именно и только так, как Вы "утрируете". Я не стану распространяться о фактах Великой Отечественной, но скажу о практике санкций, в которой сидит этот как раз расчёт: "если человек умирает с голода, то поступать просто по-человечески, с достоинством и проч., то есть "не укради", "не грабь", ему несоизмеримо труднее, чем сытому". То есть - оголодаете - опомнитесь, сдадитесь на милость, а там мы научим "поступать просто по-человечески". "По-человечески" здесь - это, в логике вводящих санкции, по-ихнему, с их "достоинством", по их "человечеству".
Ну и тэдэ и тэпэ.
Что до "милости к падшим", так у Пушкина это другая пьеса, сюжет другой и человеки-герои этой пьесы вовсе не "маленькие". Если, конечно, брать расширенно, общо, то, разумеется, призывали. По-разному и к разному. Это довольно обширная тема, я коснусь её впоследствии.
А теперь повторю - отличный был ход у Вас. Благодарен.
[User Picture]
From:bastardsonoftyr
Date:July 4th, 2017 02:57 pm (UTC)
(Link)
Т.е. выходит, что человек побеждается чревом, а честь с любовью тем тяжелее "практиковать", чем меньшим количеством благ человек располагает.
Это поражение и рабство.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 4th, 2017 05:28 pm (UTC)
(Link)
Как раз наоборот. Однако есть люди, которые "из другой ментальности" полагают, что брюхом все дела решимы.
Об этом я и говорил, отвечая на поставленный коллегой вопрос.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:July 3rd, 2017 06:21 pm (UTC)
(Link)
Интересно... Со Скарятиным тоже. Где-то читала, что именно его потомок был одним из расшифровщиков надписи в Ипатьевском доме.
С другой стороны, если хорошо знать тогдашнюю историю (тем более жить в ней), отношение Пушкина к Александру 1, то и ожидаемо. И отчего ж Борятинский ржал, а другим невдомёк? А так-то, конечно, хитро.
И мелочь ещё, а отчего одно из толкований Авдотьи - птица? Есть птичка такая авдотка, но откуда связь с именем?
[User Picture]
From:likushin
Date:July 3rd, 2017 07:07 pm (UTC)
(Link)
Драсьте.
Птичий коготок здесь увяз: народное имя Авдотья (Дуня, Дуся) соотносится со словом «авдот» – это птица.
О ржаче. Это мы знаем, что этот ржал, а ржали ли другие - Бог весть. Это моё предположение, именно об этом моменте дела. Кто-то, может, хмурился и рвал и метал. Но больше-то, думаю, пробежали глазами, и все дела. Вот я, к примеру, в "русских критиках" по малоначитанности своей ничего подобного здесь изложенному не читывал. На то я известный дурак, оригинальничаю по обвычке. А прочие-то все сплошь умные, им не по чину. )
Дела со Скарятиным в Ипатьевском доме не знал. История часто такого рода мистику наводит - глаза на лоб лезут.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:July 3rd, 2017 08:10 pm (UTC)
(Link)
Да, "соотносится" вернее. Авдот - это в простонародье удод или кулик (см. Даля). И отдельно потом целое семейство авдотковых объявилось. ) Название птичек скорее всего произошло как раз от имени, а не наоборот. Память Прмц. Евдокии по ст.ст. приходится на 1 марта - начало весны, там и Масленица рядом, Сорок Севастийских мучеников - всё сплошь птички.
:)

Edited at 2017-07-03 08:11 pm (UTC)
[User Picture]
From:likushin
Date:July 3rd, 2017 08:23 pm (UTC)
(Link)
Подстрелить меня бескрылого целите? Не попали, не попали!.. )
Я ж тут ваньку в масле валяю, а не наукообразные враки рву. Это там, в науках сплошь мученики семантийские.
[User Picture]
From:sveti_cvet
Date:July 3rd, 2017 08:31 pm (UTC)
(Link)
Я за точность... Прицела!
Таки обвешались картинками.
[User Picture]
From:likushin
Date:July 3rd, 2017 09:15 pm (UTC)
(Link)
Я ж человек слова. )
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:July 3rd, 2017 06:32 pm (UTC)
(Link)
ясно. Я уж, признаюсь, с опасением ждала внесения "ясности и дальнейшего развития этой фразы:
"Случись вдруг так, что «поживи» г-н Белкин ещё, да разорись при безалаберности своей, не получили ль бы мы следующее «лицо»?"
и,коли этого не случилось, можно выдохнуть
[User Picture]
From:likushin
Date:July 3rd, 2017 07:08 pm (UTC)
(Link)
Ну, это вы зря. Не выдыхайте, держите воздух. Всё впереди.
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:July 4th, 2017 02:46 am (UTC)
(Link)
не спойлерить? не стану.
...хотя, памятуя о "лице" рассказчика, исходя из сказанного, мол,проблема «маленького человека» не в нём как таковом, предположив как вывод, что маленький человек сам по себе никому не сдался, он есть лишь - повод, средство, иже, кои время от времени вздергивают что тот стяг на древко да машут кто во что горазд, в такие дебри можно забрести! В такие, повторяю, дебри, где рукой подать и до других цитат, и черте чё!
Мало мне этого - по прочтеньи первого текста бонбоньерки, пришла мне в голову шальная мысль: а ну как поиск черте чё и есть цель? Во всем, везде, всегда, но мысль,повторю, шальная, не стану ее развивать, вернусь к нынешним пояснениям: на чем остановилась?
"В дебри завести, где рукой подать
да нет, не может быть, иначе не было бы пространных упоминаний об Измайловском полку, к тому же, разе стал бы "ржать и биться" Боратынский? Не, не и нет!
т.ч. - могу спокойно выдохнуть)
[User Picture]
From:likushin
Date:July 4th, 2017 05:40 am (UTC)
(Link)
"не спойлерить?"
Это-то сколько угодно. Результат известен заранее - из положения игроков: я всегда буду на пол-головы впереди.
Выдыхайте. )
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:July 4th, 2017 05:00 pm (UTC)

если серьезно

(Link)
*…Смешно и грустно, но итог таков: по уравнению конечного единства нас ожидает роспуск всех полков, паденье башен, стен и обелисков,…
Прости, Mein Herz, прости как отпусти: нам дали шанс,* а мы его - …

Прошу прощения за вольности с цитатой, за обобщенье, за оффтоп - чёрт знает что в этом июле.
А, впрочем, что эт я?! - негоже на чёрта пенять, ой, негоже)
[User Picture]
From:likushin
Date:July 4th, 2017 08:13 am (UTC)
(Link)
Если серьёзно, то для Пушкина "маленький человек" был, как представляется, всего лишь ещё одной маской на сцене, где в главных героях ходили совершенно другого масштаба личности.
"Маленький человек" при Пушкине делал первые шаги по долгой дороге в дюнах, на которых старина Фауст уже выстроил свою башню.
"Измайловский полк" важнее для Пушкина, чем футляр чеховского монстрика. Хотя бы в этом, к примеру (как я вижу):
... Смерть холодна – тепла зола в горсти: избыток силы тоже род капкана. В своём углу паук затеет сеть плести – я слышу вновь: «Хватило бы полка нам, чтоб счастие повсюду завести...» На слух пьянею, не беря стакана: он не разбит ещё, наш славный полк, где ты бессменный смертной гвардии полковник? Я помню – говорил один покойник: плох ангел, что боится высоты. Я помню, слышишь: смерть – вторая явь; я помню: в мiре Вавилонской башни чтут заповедь, что струсить – это страшно, и лгущий праведно не может быть не прав. Я помню нервами, я помню дрожью век залоги верные, решения простые: царь всех стихий, бойцовый человек, сам сад себе и сам себе пустыня...
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:July 4th, 2017 05:02 pm (UTC)

если не

(Link)
спасибо. Я подумаю над этим. Возможно, когда вернусь, совсем вернусь - отвечу.

> Go to Top
LiveJournal.com