?

Log in

No account? Create an account
МОЛениЕ о КОШКаХ и СОБаКаХ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

June 2nd, 2017


Previous Entry Share Next Entry
03:35 pm - МОЛениЕ о КОШКаХ и СОБаКаХ
С месяц тому я жил тем, что у меня умирал кот. Коту шол 21-й год, и по мерке кошачьей жизни он был завидный долгожитель. Но – инсульт, коварная штука, с частичным параличом. Я, сколько мог, выхаживал зверя, ставил уколы, кормил с руки, обещал ему, что ещё побегает по зелёной траве, погоняет бабочек да стрекоз, а не случилось. В одно утро я наткнулся на коченеющий трупик: кот, что оставалось сил, полз ко мне – не успел. А я не услышал, хотя сплю чутко – мышь не пробежит...
Кота я похоронил, а там и задумался: обычное дело в утешениях-наставлениях у христиан опереться на то, что всякое страдание очищает душу, ну, по крайней мере, у тех, кто верует, кто научен сострадать, потому ведь присутствовать при страдании ближнего и скрипеть зубами от неспособности помочь – это тоже то ещё страдание.
Хорошо, подумал я, мой кот – моё страдание, он умирал, а я «хорошел», пусть так: на всё воля Бога. И опять же – с людьми как-то проще: умер во сне сосед, умер легко, позавидовать можно – я вздохнул и помолился, потому человек был хороший, добрый, отзывчивый и проч. А вот пришла новость, что в Китае за минувшие сутки умерло 13 тысяч человек. Мне-то что до них? Я их и знать не знал, у них и вера другая, и молитва моя для них недействительна (если моя-то молитва вообще может быть для кого-нибудь действительною). В конце концов, у людей есть выбор, есть свобода, есть воля – как жить, какому богу молиться, спасаться или нет. Люди за свои грехи, по делам Адама с Евой платят. Сами страдают – сами исправляются.
Но как быть с тем из неумолимых фактов бытия, в котором ежедневно и ежечасно и ежеминутно, вне поля человеческого зрения (это в моём случае главное, здесь острие и жало), гибнут, умирают совершенно невинные существа – звери и зверьки? Страдают и умирают как бы без смысла, потому не видит человек их страдания и смерти, и на этом лучше и чище стать не может…
Я вспомнил, что как-то осенью, уже выпал снег, поутру – только-только рассвело, в подлеске за забором увидел умершего енота; смерть случилась, по всему, недавно, но вездесущие вороны да сороки уже успели вспороть еноту брюхо и потащить кишки. Енот лежал оскаленною мордой строго на восток, и в мёртвых глазах отражалось бледное октябрьское солнце. Я вздохнул, поёжился на холоде и отправился за лопатой, размышляя – случай или нет что зверёк будто надеялся на спасительную, чудодейственную силу далёкой звезды; почему, для чего он так умер? Ответа я в себе не сыскал.
Так вот, весной, поблизости от того места, где был зарыт трупик енота, приметил я другого, точь-в-точь осеннего зверька, будто копию, только живую; зверёк что-то явно искал, и всё ходил и ходил вокруг осенней могилы, от которой и следа-то на поверхности земли не осталось: зима всё снедает.
Странно, подумал я, очень странно, и снова пожрал меня лабиринт мучительных сомнений на очевидной без-смыслице вопрошания: в чом смысл жизни- смерти – и человечьей, близкой, даже своей собственной, и далёкой, совсем невидной, вовсе чуждой и чужой? Неужели – в самом факте вопрошания, а вовсе не в попытках и смыслах ответствований? Подумалось о ворчании-брюзжании обречонно-систематически глядящих в наш зомбоящик, новостные каналы которого (оксюморон своего рода) доверху будто бы забиты терактами, негативом, ужасами, смертями, а «надо бы позитива», и «будем же оптимистами», и «станем наконец оптимистами»!..
И ведь верно – какое нам дело до чьих-то страданий и смертей? Это их личное дело, дело их близких, наконец, соседей, там, сослуживцев, начальствующих, стерегущих и проч. Звери, говоришь? Да тут с людьми Бог весть что творится! Нам светлого надо, нам радостного подавай, нам таблетку счастья к обеду недодали – спёрли и распилили, а взамен – по импортозамещающей технологии – дерьмо унылое суют…
Как-то давно спросил я одного почтенного священнослужителя: надо ли, батюшка, учить смерти – со школьной скамьи ещё? – Надо, - отвечал священник, но до распространённостей не снизошол: сомнительная всё-таки это материя – смерть. Жизнь – не сомнительная, а страдание и смерть – да, очень. Опасная вещь. Могут не так понять. Те же оптимисты...
И вот как раз сегодня наткнулся я, точно на тот трупик почившего кота (и/или енота?), на один текст в дружеской ленте, у г-на kirovtanin-a, и текст этот меня, дурака известного, зацепил за грудки и начал трясти: вспомни, вспомни, вспомни!..
Вот он, этот текст, вернее – преамбула к нему:
«Из письма Вениамина Айзенштадта (В.Блаженного) Г.А. Корину, 1980 год.
«Когда же я, наконец, вышел к Поэзии, как нищий к заветной двери, никто мне этой двери не открыл, никто в этот дом не пустил. Зато меня заперли в Дурдом, где профессор психиатрии читал мои стихи студентам-медикам. Я сидел на стуле в виде экспоната-приложения. Ассистент психиатрии построчно разъяснял их как бред параноика. Особенно досталось «Молениям о кошках и собаках»…
Студенты потом спрашивали: «А где тот дурак, который пишет про собак?»

Так вот, я тоже дурак, и я смею считать, что ниже приведённый текст – Поэзия, а автор текста – Поэт. Но вы пока, поскольку известной частью больше оптимисты, наслаждайтесь, смейтесь, возмущайтесь, а я, по чину-то, на стульчике рядом посижу, в виде экспоната-приложения….

Моление о кошках и собаках, о маленьких изгоях бытия, живущих на помойках и в оврагах и вечно неприкаянных, как я. Моление об их голодных вздохах… О, сколько слёз я пролил на веку, а звери молча сетуют на Бога, они не плачут, а глядят в тоску. Они глядят так долго, долго, долго, что перед ними, как бы наяву, рябит слеза огромная, как Волга, слеза Зверей… И в ней они плывут. Они плывут и обоняют запах недоброй тины. Круче водоверть – и столько боли в этих чутких лапах, что хочется потрогать ими смерть. Потрогать так, как трогают колени, а может и лизнуть её тайком в каком-то безнадежном исступленье горячим и шершавым языком… Слеза Зверей, огромная, как Волга, утопит смерть. Она утопит Рок. И вот уже ни смерти и ни Бога. Господь – собака и кошачий Бог. Кошачий Бог, играющий в величье и трогающий лапкою судьбу – клубочек золотого безразличья с запутавшейся ниткою в гробу. И Бог собачий на помойной яме. Он так убог. Он лыс и колченог. Но мир прощён страданьем зверя. Amen!.. Всё на помойной яме прощено.

Amen, дамоспода, аmen, страдать или не сострадать?

(24 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:krajn
Date:June 2nd, 2017 12:53 pm (UTC)
(Link)
Да ладно вам распаляться и глобализовать.
Фломастеры разные у людей.
А оптимисты они или пессимисты - Бог знает.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 2nd, 2017 01:02 pm (UTC)
(Link)
Я настолько спокоен, что Йеллоустоун обзавидуется: дураки, известно, люди невменяемые. )
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:June 2nd, 2017 02:59 pm (UTC)
(Link)
...кхе, кхе - прочистить горло, давно я речи не вела. но
оцарапало чуть - "всякое страдание очищает душу". Твою, сугубо частную душу, даже мне стало зябко: в одно лицо да и побольше заверните, чтобы наверняка спастись.
Коли так, ответ один - не сострадать. На мой, сугубо частный взгляд.
Впрочем, этого Вашего - "хорошел" более чем достаточно, дабы закрыть эту тему.
что до оптимистов,.. Вы вот дураком себя раз через раз именуете, а что это, если не оптимизм.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 2nd, 2017 04:28 pm (UTC)
(Link)
"Вы вот дураком себя раз через раз именуете, а что это, если не оптимизм".
Ёмкая формула. Аплодисман Вам из моего дурацкого квадрата.
:)
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:June 2nd, 2017 04:35 pm (UTC)
(Link)
)аплодисманы оставьте своим господамам
не по чину нам.
смаййл.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 2nd, 2017 05:30 pm (UTC)
(Link)
Как пожелаете. Отправлю голубиную почту Вольтерову Кандиду.
)
[User Picture]
From:maj_ska_ja
Date:June 2nd, 2017 06:02 pm (UTC)
(Link)
)так вернее будет- вмиг доставят

не утомила,не ? вопросами(
[User Picture]
From:likushin
Date:June 2nd, 2017 06:51 pm (UTC)
(Link)
Нет проблем. Серые вороны легко приручаемы, умны и легки на подъём. Вольтер с Кандидом останутся довольны.
[User Picture]
From:gaanaa
Date:June 2nd, 2017 07:40 pm (UTC)
(Link)
Прекрасные стихи. Я вот так проникся к животным, что с 2003 года их и не ем.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 3rd, 2017 09:24 am (UTC)
(Link)
Был в моей жизни период (не так давно), когда я три года мяса не ел, а заодно и курить бросил. Так что я тебе, Мастер, аплодирую стоя.
[User Picture]
From:leftbot
Date:June 2nd, 2017 08:54 pm (UTC)
(Link)
Моя кошка умерла 2 апреля. У меня вроде правило было - животное должно умереть само. А тут не выдержала. Пришёл Лёнька с ДР друга утром, и типа спать. А фиг тебе, а не спать. Кошку парализовало, и она всю ночь кричала от ужаса. Сначала задние лапы и сфинктеры отказали. Я помыла, положила её на тряпочку к батарее обсохнуть. Из последних сил, перебирая передними лапками, она доползла до моей кровать, волоча своё тельце на это тряпочке. Это последнее, что она смогла сделать. Я свесила руку и гладила её всю ночь. Пока глажу - молчит. Перестаю гладить - кричит. Утром пришёл Лёнька. Я говорю, глотни чаю и в ветеринарку. А сама кошку свою обосранную на руках держу. И не понять: обмочилась кошка или я её слезами улила. Нарезала меленько её любимой трески, она с жадностью нюхает, а проглотить не может. Глотательные мышцы тоже парализовало. К вечеру бы она умерла от паралича дыхательных мышц. Но я больше не могла слушать этих воплей ужаса.
> В ветеринарке только спросили у Лёньки: "Сколько ей?" Узнав, что 21, присвистнули: "Ну и чего же вы хотите от кошки?" Это было 2 апреля. А 3 апреля моё чадо не поехало в институт, типо он расстроился, что кошку ездил усыплять. Потом днём заснул, вечером проснулся. Ночью было не заснуть. Не поедет он из-за 2 пар. И не поехал в свою Техноложку 3 апреля. И проспал теракт.
> А бабушка теперь то и дело спрашивает: "Где Сима? Остальных вижу, а Симы давно не видела."
На аве Сима.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 3rd, 2017 09:29 am (UTC)
(Link)
Кошка человека спасла. Заплатила своей жизнью. Циник скажет про случайность, но я ему не поверю. Есть у меня на то основания куда более прочные, чем любая из математических моделей.
[User Picture]
From:o_kolo
Date:June 3rd, 2017 06:32 pm (UTC)
(Link)

Есть силы и время - страдаем. Нет, молимся и идем дальше, дел невпроворот.

[User Picture]
From:osmelov
Date:June 4th, 2017 01:09 pm (UTC)
(Link)
Не сострадать.
Немного больше скажу (то, что может показаться неоднозначным) - не сострадать и о людях.

Вот Вы спрашиваете "в чом смысл жизни- смерти – и человечьей, близкой, даже своей собственной, и далёкой, совсем невидной, вовсе чуждой и чужой?"
А если скажу свою версию - В БОРЬБЕ и ПОБЕДЕ, как вы к такой версии отнесётесь?
[User Picture]
From:likushin
Date:June 5th, 2017 10:40 am (UTC)

Признателен, во-первых, во-вторых...

(Link)
Да нормально отнесусь: версия стара как мiр. Оставлю на обочине "нормативную" этику, проповеднические шаблоны и философские аргументы. Давайте попробуем разобрать дело следующим образом, возьмём основой утилитаристский подход.
Медицина (наука, на всякий случай) корнем имеет не арифметику прагматизма (чем больше у нас живых-здоровых, тем мы сильнее), но сострадание. Образование того же корня (противный - "свою дитятку я могу научить, а чужие пусть остаются "пролами", будет кому исполнять функцию "живых машин"), ведь жалко видеть "униженных и оскорблённых", из чего и произросли миссии "культурного слоя". Техника и технологии; можно смело предположить, что изобретатель рычага Архимед не за роялти по патентному праву гнался, а пожалел тяжко трудящихся сизифов. Армия и военное дело без сострадания невозможны: каждый за себя в поле не воин...
Но какая же тут борьба и какая победа?
Верно то, что в каждом человеке сидит "ген" эгоизма; я не раз слышал в своей жизни прокламацию "эгоизм - истина и правда", и всякий раз, по разбору полётов, прокламация оборачивалась заблуждением и ложью. Такое можно брякнуть сгоряча, в пылу полемики, но жить этим нельзя (почти Достоевский). Конечно, Байрон, к примеру, дал высокохудожественный образ Манфреда, но чем кончил этот персонаж? Суицидом. Поставление себя на пьедестал человекобожества даёт именно и только такого рода финал - петлю на гвоздике в чулане, по "Бесам", например.
И проч., и проч., и проч.
Что до "смысла жизни", то здесь я соглашусь с поминавшимся мною престидижитант-философом г-ном Секацким, в одной своей работе взошедшем буквально, на мой взгляд, к подножию Олимпа философической мысли, а именно: смысл жизни в возможности и способности задаться вопросом о "смысле жизни", ответа на который в "природе" не существует. Это и есть, если угодно, борьба и победа, потому, опять же, что без страдания и сострадания ни возможности, ни способности к подобному вопрошанию просто не существует. Равно ненаходимому ответу - не существует.
:)
[User Picture]
From:osmelov
Date:June 5th, 2017 12:49 pm (UTC)

Re: Признателен, во-первых, во-вторых...

(Link)
Спорный "утилитаристский" метод... Но допустим. Медицина разве не обслуживает некий условный проект гос.устройства, в которой "чем больше у нас живых-здоровых, тем мы сильнее"? По-моему именно этим и занимается. Причём там сострадание? Аналогично про другие сферы.
Борьба за цели. Сделать нацию здоровой, преодолеть нынешнее безобразие - оч.правильная цель. Но и она не конечна. Здоровая нация - это ведь инструмент для другой борьбы.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 5th, 2017 02:09 pm (UTC)

Re: Признателен, во-первых, во-вторых...

(Link)
Именно: "чем больше у нас живых-здоровых, тем мы сильнее". Так вот, главное в этой формулке - "мы". А "нас" без со-участия и со-страдания не бывает. Высшая стадия "безнашия" - дисперсность мiровой анархии, но это уж чистая фантазия, игра теоретиков "в бисер".
Надеюсь, Вы не станете возражать против того, что все революции, державшие на знамёнах "Борьбу и победу" (в разных вариациях), имели корнем сострадание - к угнетённым классам, например, иными словами - к "нынешнему безобразию" и "жертвам" сего.
[User Picture]
From:rita_vasilieva
Date:June 5th, 2017 06:21 pm (UTC)

гибнут, умирают совершенно невинные существа – звери

(Link)
умирают со смыслом, гибнут без
как-то так)

колокол тоже иногда звонит вне человеческого слуха, но... (далее по тексту)

когда умирал и умер мой кот, я страдала, и вопроса запретить это себе делать или оставить, как есть, у меня не возникало - боль шла изнутри, помимо моей воли
помнится, дело дошло до того, что отправилась я в церковь
ворота ее были закрыты, и какая-то женщина из служащих расспросила меня что и как
я спросила: - может, когда я свечку в церкви поставлю, получу облегчение?.. она ответила: - да что вы, у животных души нет
всю дорогу до дома прорыдала из-за этого категоричного ответа
и тогда, да и сейчас, не верю, что вот прямо вот так - нет и всё
если нет - чем же он тогда сострадал мне?..
[User Picture]
From:likushin
Date:June 5th, 2017 06:42 pm (UTC)

Re: гибнут, умирают совершенно невинные существа – звер

(Link)
О таких вот дамах один мой старый друг (чтецом, кстати, в храме служит) ёрничает так: "Се грядет Раба Божия".
В общем, в этих "категориях" остаётся одно утешение: "любовь к животным в нашей душе займет свое устойчивое, но скромное место" (сайт Православие. ру).
Чего, гадаю, Преподобный Сергий с медведем возился: пустая трата времени, сил и хлеба.
:)
[User Picture]
From:rita_vasilieva
Date:June 5th, 2017 06:43 pm (UTC)

Чего, гадаю, Преподобный Сергий с медведем возился

(Link)
вот-вот )
[User Picture]
From:rita_vasilieva
Date:June 5th, 2017 06:22 pm (UTC)
(Link)
и да - я сочувствую Вам, Олег
[User Picture]
From:likushin
Date:June 5th, 2017 06:42 pm (UTC)
(Link)
В ножки Вам. )
[User Picture]
From:eugeleon
Date:December 3rd, 2017 10:22 pm (UTC)
(Link)
Стихи хорошие. Но научите ещё большего дурака, как же возможно страданием вобщем-то невинных существ простить мир?
[User Picture]
From:likushin
Date:December 5th, 2017 04:10 pm (UTC)
(Link)
Вы же наверное знаете, что слепой всегда заведёт слепого же в яму. Чему же я Вас учить буду?
Из всего "оптимистического" в этой трагедии я сумел вывести одно, и хочу повторить высказанное:
"Странно, подумал я, очень странно, и снова пожрал меня лабиринт мучительных сомнений на очевидной без-смыслице вопрошания: в чом смысл жизни-смерти – и человечьей, близкой, даже своей собственной, и далёкой, совсем невидной, вовсе чуждой и чужой? Неужели – в самом факте вопрошания, а вовсе не в попытках и смыслах ответствований?".
Вопрошаешь - со-страдаешь и страдаешь сам. Иного "пути" я, по дурости своей, не знаю.

> Go to Top
LiveJournal.com