?

Log in

No account? Create an account
ОСОБеННаЯ ГоРДоСТЬ - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

May 28th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
01:22 pm - ОСОБеННаЯ ГоРДоСТЬ
Хорошо помнить, что когда прочитываешь текст, создание которого отстоит от тебя на две, полторы и «просто» сотню лет, реальной картинки, то есть именно той, какую создавал автор, ты не увидишь. Не увидишь потому, что той реальности, которая действительна для сознания первых читателей этого текста, современников автору, уже не существует; не существует и тот культурный контекст, в котором автор и первые его читатели принимали текстовое отражение зримого и мыслимого ими мiра. Авторы и читатели русского XIX, положим, века – не только нам, нынешним, не соотечественники, но даже, может быть, не сопланетяне. Доказательств, на мой взгляд, этот тезис не требует, и довольно одного взгляда из окна в улицу, чтобы убедиться в верности высказанного. Выгляньте из окна своего дома, оглядите улицу, запомните увиденное... А теперь представьте, что вас занесло в Москву конца 1860-х годов, когда живы были и сочиняли свои романы Достоевский, Толстой, Тургенев, Гончаров…
«В большие окна дома я видел, как иногда ехала, запряженная четвёркой лошадей, по улице Рогожской страшная повозка, высокая, с деревянными колёсами. Эшафот. И наверху сидели двое людей в серых арестантских халатах, со связанными назад руками. Это везли арестантов. На груди каждого висела большая привязанная за шею черная доска, на которой было написано белым: Вор-убийца. Отец мой высылал с дворником или кучером передать несчастным баранки или калачи... Конвойные солдаты клали эти дары в мешок». - К.Коровин вспоминает. М., 1990. С. 24.
Возникает вопрос: многое ли мы понимаем в текстах, которые «чисто на автомате», «рефлекторно» объявляем классикой, которую все мы «знаем» и которой, конечно же, «гордимся»…

(26 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:o_kolo
Date:May 28th, 2014 09:35 am (UTC)
(Link)
Насколько я знаю, последняя публичная казнь в СССР была в 1946 или 47 году в Ленинграде.

За то теперь мы можем наблюдать online всё что угодно: войну в Сирии, бои в Донецке, майданы разной степени кошмарности. Так ли мы сильно отличаемся, от людей, живших 150 лет назад, большой вопрос. Мы слабее, наверное циничнее и развращённее комфортом.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 28th, 2014 09:39 am (UTC)
(Link)
Вы сами ответили на свой вопрос, который только кажется большим. Выглянуть в "окно" монитора или зомбоящика - одно, а выглянуть в окно Славянска или Донецка - другое. При этом нельзя забывать, что такие повозки были обыденностью, а не катастрофой.
Вот ещё пример - нам, имеющим емайловые адреса: «Старая адресная система с указанием, как правило, церковного прихода, где проживал адресат, долго сохранялась в Москве. Еще в 90-е гг. письма приходили в старую столицу по такому адресу: “В Москву, у Богоявления, что в Елохове, в Плетешковском переулке, в собственном доме”. Здесь жили родители С.Н. Дурылина, искусствоведа, деятеля русской культуры. В его воспоминаниях, написанных в 30-е гг. ХХ в., есть такие строчки: “Петербургский адрес и нынешний московский – это не более как телеграфный значок. Старый московский адрес был сгустком исторически сложившейся народной жизни, был живым свидетелем этой жизни”». - Л.В. Кошман. Город и городская жизнь в России XIX столетия. Социальные и культурные аспекты. М., 2008. С. 407.
[User Picture]
From:o_kolo
Date:May 28th, 2014 09:46 am (UTC)
(Link)
Вот так всегда в интернетах выходит пытаешься дать ответ на ваш вопрос а выходит на свой)))
[User Picture]
From:likushin
Date:May 28th, 2014 09:48 am (UTC)
(Link)
Емайл, йолы-палы! )
Вот я бы дорого дал, чтобы своими глазами увидеть такое...
1880-е: «Шёл я с Мясницкой... Была осень, дождь, мокрые мостовые, площадь... Тускло сквозит огонёк в окнах трактира с синей вывеской. Едут ломовые, один за другим, окутанные рогожей от дождя. Лениво понукают лошадей. Слышится: н-ну... ы-ы-ы... ны...
Над церковью в тёмных тучах слышен крик кучами летающих галок. Пахнет сыростью, квасом, рогожей. Идём мы, шагая через лужи... Поворачивая по Мещанской улице от церкви Троицы на Капельках, мы шли переулком. Длинные заборы, за заборами тёмные сады. Фонарщик, похожий на крадущегося вора, с маленькой лестницей за спиной, подошёл к уличному фонарю и, приставив к нему лестницу, влез. Открыл фонарь и зажёг фитиль масляного фонаря. Фонарь осветил тёмный деревянный забор, ветви бузины и пожелтелые берёзки за забором... Фонарщик снова остановился... и пошёл. Поставив опять лесенку, зажёг другой фонарь». - К.Коровин вспоминает. М., 1990. С. 368-369.
[User Picture]
From:krajn
Date:May 28th, 2014 06:47 pm (UTC)
(Link)
У меня могучее воображение, своих, русских - читаю и вижу, хоть какой век. Как-то оно во мне сидит, какой-то памятью: печи, дрова, темнота... изба, трактир, присутствие... А вот Диккенса, например, не могу, не хватает. Как слепой - и бросаю.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 28th, 2014 06:55 pm (UTC)
(Link)
У меня с Диккенсом своя сложность: никак не мог взять толк - чему смеяться в "Пиквикском клубе"; ну не смешно, и точка.
Что до "сидит"... Это феномен, редкость. Вас изучать надо. )
[User Picture]
From:krajn
Date:May 28th, 2014 07:24 pm (UTC)
(Link)
Как кот Матроскин Шарика.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 28th, 2014 07:29 pm (UTC)
(Link)
А вот это для меня тайна тайн. Надо учить матчасть.
[User Picture]
From:krajn
Date:May 28th, 2014 07:45 pm (UTC)
(Link)
А в мультике про Простоквашино кот Матроскин хотел сдать Шарика ветиринарам на опыты.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 28th, 2014 07:47 pm (UTC)
(Link)
Не-ет! Я Вас никому не сдам, это ж вивисекция какая-то, преступление против человечности. )
[User Picture]
From:v_shkondin
Date:May 28th, 2014 07:22 pm (UTC)
(Link)
По хорошему тексту ТриДэ картинка рендерится прекрасно, можно и участником стать, драйвера только нужно подкинуть правильные, культурные)
[User Picture]
From:krajn
Date:May 28th, 2014 07:25 pm (UTC)
(Link)
+1
[User Picture]
From:likushin
Date:May 28th, 2014 07:34 pm (UTC)
(Link)
Спорю - иллюзия. Фокус. Вам показывают, вы видите, но что? Есть такое понятие - утрата культурных кодов. Есть другие. Вот Достоевский ярился, что в Марии Магдалине и в Египтяныне видят "клубничку", и это видят с детства воспитанные на Законе Божием. Как это у Вас: "По хорошему тексту ТриДэ картинка рендерится прекрасно, можно и участником стать, драйвера только нужно подкинуть правильные, культурные". :)
[User Picture]
From:v_shkondin
Date:May 28th, 2014 08:03 pm (UTC)
(Link)
Утрата, да, не поспоришь, 2000 лет, не шутка, да территория чужая. Но век XIX, Россия и русский автор, неужто ключик не подобрать?
[User Picture]
From:likushin
Date:May 29th, 2014 06:33 am (UTC)
(Link)
Пока ещё - подобрать. Но это целая работа - прочесть, скажем, "Евгения Онегина" более-менее близко к тому, что написано Пушкиным и что прочитывалось его современниками. Эта работа может быть выполнена только с помощью "мастера ключей" (назову это так); с кондачка такие задачи не решаются, несмотря на видимую простоту дела: "он русский и я русский, он пишет, я читаю; чо за проблем, факин бич!"
Если на минутку возвратиться к Магдалине-Египтяныне, то ведь и там речь о Православном мiре, который "в доску свой", и "у Бога все живы", и многое другое. То есть, хочу я сказать, 18 веков не дают алиби, территория житийного мiра не территория географического учебника. Не так всё просто, как может показаться. Тема огромная, аж дух захватывает.)
[User Picture]
From:v_shkondin
Date:May 29th, 2014 07:52 am (UTC)
(Link)
Сосед домогается, слова все знакомые говорит, но конструкция не распознаётся, я его совсем не понимаю, он точно инопланетянин, или я, печаль. Загрустил и ушел искать "мастера ключей" ;)
[User Picture]
From:krajn
Date:May 28th, 2014 08:04 pm (UTC)
(Link)
Это вопрос сложный, категорически никак не решаемый. Вообще всё - иллюзия в нашем мозгу. Тут я Вам опять про "5 раз" вверну: который в 5 раз глупее в своё время хуже ту улицу понимает (читая текст), чем умный в наше время.
Тута в процентах надо, не категорично.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 29th, 2014 06:45 am (UTC)
(Link)
Послушайте, но ведь что "разы", что "проценты" - один хрен. Поймите, что Культура и ЕГЭ (намеренно свожу дело к крайностям) - то же, что "гений и злодейство"; так вот Ваши "разы-проценты" суть элемент "методологии" ЕГЭ, и Вы с этим "молотком и такой-то матерью" намереваетесь человека "починить". А если я вот в церковь приду, свечку куплю, 30% от неё отломаю и запалю, а остальные в карман и домой, и помолюсь при том: Господи, я в тебя на 30% верую!.. Или того хуже: Господи, я верую в 5 раз больше, чем сосед Пупкин! Дай мне пропорционально затраченному... Иллюзия, говорите, в нашем мозгу? Но ведь и мiр - внешний - та же идеальность, та же иллюзия, та же данность ощущений... Ну, надо, значит, "соответствовать", по степени категоричности?
:)
[User Picture]
From:krajn
Date:May 29th, 2014 07:05 am (UTC)
(Link)
Замечу: "методика ЕГЭ".
ЕГЭ однообразен и однозначен, потому - метод, методика
---
Вы упорно не слышите то, что я говорю. Я просто приподнимаю границу между человеком земным и Человеком Божьим. Я позволяю себе утверждать, что не только клинический идиот не является Человеком Божьим, но и множество людей не требуют для объяснения себя привлечения термина "душа". Ну, людей они ядят. И пока едят, их поступки объясняются психологией. Бога нет. Он не умер, как писал один знаменитый псих, а еще не родился в их микроскопической душе.
---
И что же Вы так числа не любите?
В числах дьявола нету, только в их применении.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 29th, 2014 07:17 am (UTC)
(Link)
Попробуем дальше клеить разбитую чашку.
Ну, "методологию" я нарошно ввернул, алавердою, помня прежнее из сказанного здесь, поддразнивая, зная, что Вы не обидитесь, а заметить должны.
Я не числа не люблю (хотя чего любить ничто?), я смешений не приемлю: тут человек, в нём Бог, а мы его расчислим; так что ли? Или так: этот не верует, в нём Бог не родился, а этот верует, в нём Бог уже живёт, стареет, помрёт гляди скоро... Первого психологией объясним, а второго Богом; первый второго сорта, а второй - первого: "мухи от котлет прочь". А как же "образ и подобие", а как же "мытари и грешницы"? Мытари-то они как раз смешивают - человека и счот налога с пеней, то есть число. А я говорю: арифметика - стадная и стыдная наука; ею землю мерить ещё куда ни шло, а человека - увольте. Иначе одно "множество" будет другое "множество" (которое, м.б., меньшинство) демократически жрать, живьём, до скончания века. Так что, нету дьявола в числе, так по-вашему?
[User Picture]
From:krajn
Date:May 29th, 2014 07:28 am (UTC)
(Link)
Если демократически жрать - есть, если урожай свой считать - нет. Топор за пазухой на старушку и на поясе в лесу - инструмент. Применяй как знаешь.
---
Если Вы будете гиперболизировать сказанное, доводить до абсурда (поминая всуе Путина и его мухи с котлетами), то всегда переиграете, переспорите. Но проскочите мимо важного, видимого мною.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 29th, 2014 07:45 am (UTC)
(Link)
Ладно Вам. "Мухи с котлетами" до Путина родились, и до нас с Вами.
"Применяй как знаешь", это верно, с этим и спорить нельзя: свобода выбора - главное из довлеющего над человеком. Вопрос в том, что чем дальше, тем больше "число" вытесняет человека; вернее - "человек числа" вытесняет человека как такового. Как там - «гибель одного человека - трагедия; а гибель тысяч людей статистика?» (Приписывается Сталину.) Но у Бога-то ровно наоборот; помните - про одну-единственную заблудшую овцу и стадо, ради овцы этой оставленное? Есть ли тут счот урожаю; с какой стороны счот этот ведётся; не абсурден ли такой счот?..
Я очень не хочу "проскакивать мимо", но я уверен, что часто успех попыток разобрать сложный вопрос достижим только при доведении логических построений до крайности, как "у бездны на краю"; тогда вся шелуха сваливается, остаётся голая суть - человек. Вот мимо него я и не хочу проскочить. А переспорить - это чупехня, это сиюминутность, тщеславненькое, туфта. Я такое (почти) изжил из себя.
:)
[User Picture]
From:krajn
Date:May 29th, 2014 08:03 am (UTC)
(Link)
Доведение до крайности одна из множества возможных методологий познания.
Попробую разъяснить своё видение.
Как пример: доведение двигателя до крайности выводит его из строя, он перестаёт работать, исчезает. В математике этому есть название - "вырожденное множество", ноль, грубо говоря.
Доведение до крайности сплошь и рядом неверно. Человеческое мышление не математично, и человек (даже очень умный) легко говорит:
- А-а! Доведём до крайности упрощение выражения a² - 2ab + b², это будет... (a-b)² - ура, успех! И его несёт дальше, он отбрасывает и значок квадрата (маленький, значит, незначительный), и скобки уже становятся не нужны. Успех ошеломляющий - пролетарии всех стран соединяйтесь!
Маркс, кстати, сознательно отбрасывал квадратики со скобочками, сознательно врал.
Именно поэтому я большую часть своей жизни тщательно отбираю и усваивая некоторые неочевидные константы, которые позволяют не возноситься мыслью слишком высоко. К таким константам относится "люди в среднем отличаются в 5 раз, границы нормы - в 10 раз".
---
В некоторых случаях доведение до крайности позволяет понять нечто новое. В некоторых - следует вовремя остановиться и не доводить до неверной крайности.


[User Picture]
From:likushin
Date:May 29th, 2014 08:16 am (UTC)
(Link)
Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты, / Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты. / И сердце бьется в упоенье, / И для него воскресли вновь / И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь...
Пушкин, разумеется. К чему я его - всуе? К тому, что "человеческое мышление не математично"; зарядите все супер-компы мiра сего на "пересоздание" текстов Пушкина или Шекспира, - получится? Но ведь "мышление" компов математично? Человек - весь из крайностей, "золотая середина" тоже своего рода крайность, и вот она-то и верует в "математику": "завтра будет лучше, чем вчера, во столько-то раз". Человек поступает неверно, сплошь и рядом, потому - ему навязывают "норму", а он чужд ей, он ненормируем, подобно бумажным людям экономистов и статистиков. Потому и "идеальное государство", которое есть само по себе крайность, мечтается, а не выделывается никак - ни Марксом, ни мудрецами всех на свете Капитолийских холмов и фортов Нокс. "Норма" потому и бессодержательна, в частности, что "опыт-сын-ошибок-трудных" никак из лабиринта ошибок не выберется, вот уже которое тыщелетие сряду, со скобками, или без оных.
Ну, это моё частное мнение, разумеется, то есть не крайность догмы. )
[User Picture]
From:krajn
Date:May 29th, 2014 05:06 pm (UTC)
(Link)
Читал раза три ни хрена не понял , согласен.
Человек неисчерпаем.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 29th, 2014 05:33 pm (UTC)
(Link)
Гип-гип человеку.

> Go to Top
LiveJournal.com