?

Log in

No account? Create an account
Фундаментальный Апокалипсис - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

June 20th, 2008


Previous Entry Share Next Entry
11:04 pm - Фундаментальный Апокалипсис

Часть Третья. Запись от 17. 06.08: «Фундаментальный Апокалипсис».

Уезжал в к себе деревню, с компанией; дорогой разговор коснулся так называемой «фундаментальной» науки, точнее – физики элементарных частиц (в рамках «ерундиции»). В компании был приятель, физик, из тех, которые ставят опыты для больших теоретиков, и ставят по-большому. У него было спрошено: верно ли, что в швейцарских Альпах вот-вот запустят какой-то небывалый ещё ускоритель, где надеются поймать «частицу Бога», воссоздать в миниатюре ситуацию зарождения Вселенной, маленький «Большой взрыв». Физик отвечал, что «да, что-то в этом роде», причем выяснилось, что он сам подолгу сидит где-то неподалеку от Альп, в Италии, тоже в каком-то подземелье или в пещере, и тоже что-то такое ловит, хотя и поскромней. Физика спросили в другой раз: «Верно ли, что проведение эксперимента может привести к образованию чорной дыры, которая сначала пожрёт Швейцарию, потом (в течение секунд) – всё остальное, в пределах, как минимум, Солнечной системы?» Физик сделал вид, что задумался на минутку (а может, и верно, задумался), и отвечал: «Да, вероятность такая есть, но она крайне мала». Он вообще, очень милый и душевный человек, этот мой приятель, физик. После такого, успокоивающего, заявления, разговор съехал с темы и утонул в банальщине предвкушаемого пикника.

Подобные разговоры возникают, как и забываются, легко, но этот – мне – запомнился. Запомнился потому, что удивительно совпал с написанным за пару недель до, в новом, после «Дня нищих», тексте. Там «внутренний голос» допытывается у персонажа:

«...То есть, развитию науки предела нет и быть не должно, если, разумеется, мир ни конца ни краёв не имеет; а раз так, то отчего бы не догадаться, что рано или поздно человек природу перегонит, и наука до местопребывания Бога доберётся... Если гипотеза Большого взрыва верна, и Вселенная развивается циклически (тут главное – что развивается, эволюционирует), то следует ли робко дожидаться естественного, так сказать, исхода вещей? Разбегания, расширения, сжатия – благоглупости для недоделанных аспирантов... Сказано же: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» «Хлеб», то есть – тело, преображонную материю, и именно – «днесь»! Плотоядно, скажете? А ну, оглянитесь-ка, - ни одного ведь довольного существующими порядками нет, не было и, уверяю, не будет – ни-ког-да! Один прошлым недоволен, другой – будущим, третий – настоящим, а четвёртый... четвёртому, слыхал я, и не бывать! Так вот, не лучше бы нам, всем миром, в порядке благотворительности, с одной стороны, с другой – категорическим отказом от исполненных страха и ужаса томительных, тысячелетиями, ожиданий, напрячься и довести дело до первоначальной, или до конечной точки (всё едино), - пускай мир, вселенная – заново взрывается: миг, моргнуть не успеем, и нет ничего, и снова есть, и сверкает, и блещет, и переливается... Ну, а как перельётся, глядишь, и мир, и человек в нём (человек ведь в мире – неизбежность, факт) станут счастливее, совершенней, ни болеть не будем, ни жениться, а значит и умирать незачем. Если не рай, так уж истинный коммунизм с человеческим лицом и удовольствие всеобщего братства гарантированы. Впрочем, терминами после сочтёмся, а пока – свидетельствую, воистину: решительное соединение науки с религией – плодотворный и плодотворящий акт...»

Словом – перелицовка, и основательная, коренной идеи забытого ныне, кончившего затравленную жизнь в петле (в 1979 году) русского – подчёркиваю – философа Эвальда Ильенкова.

Добрался до сети, заглянул: действительно, эксперимент в Альпах готовится, и давно, и некоторые ученые, опасаясь катастрофических для человечества последствий, требуют приостановить ход работ. Эта информация вывешена под привычно-скромным заголовком «Апокалипсис», и дан счетчик, щёлкающий последние дни, часы и минуты, оставшиеся до разрешения вопроса (21 сутки, кажется): кто прав – те, кто настаивают на оплаченном эксперименте, или те что кричат: «Остановитесь, безумцы!»

Изумило окончание прочтённой заметки; автор успокоительно вещал, что «да, вероятность катастрофы существует, но она невелика», - т.е. почти дословно повторял услышанное мною от моего приятеля, физика! Но поражало не совпадение вывода, а смысл, как я его для себя вывел: «Наш научный интерес настолько силён, настолько он самоценен, что такими “мелочами”, как некоторая вероятность рукотворного светопреставления, вполне “разумно” пренебречь».

Но ведь это, господа, кирилловщина (персонаж «Бесов»), возведённая в степень Системы (проект в Альпах финансируют «ведущие» страны, в их числе и Россия), это фундаментальное верховенство, вырубленное, по Петруше Верховенскому (тоже из «Бесов»), из цельного куска нечеловеческой дерзости. Впрочем, Кириллов Достоевского был, что ли... уютней: стрелялся, хотя из того же интереса, из идеи, но водиночку, рискуя только своей жизнью и своей душой. Даже Петрушка Верховенский, и тот – всего лишь мелкий прыщ, «полевой командир», на фоне современных своих наследников, «фундаменталистов» от науки. Эти же, хотя и «с малой долей вероятности» (они её, вероятность, вот что важно, допускают, оценивают, вы-счи-ты-ва-ют!), готовы рискнуть и рискуют глобально, всем человечеством (про мышей, кроликов и прочую «подопытную» живность умалчиваю), и ведь, уверен, все они, до единого, милые, добрые и вполне адекватно мыслящие люди, в печки и в концлагеря никого не тащут, занимаются себе «пещерной» своей наукой, двигают прогресс по его спирали, нюхают цветы, любят женщин, детей и проч., и проч... Им даже, может быть, Нобелевскую премию после дадут...

Так что, вот: вопи не вопи, а счётчик включен, и дай Бог, чтобы вся эта история оказалась очередной страшилкой для неуравновешенных типов вроде меня. И всё же: что такое это существо – человек, есть ли в нём та «тайна», которую всю жизнь пытался разгадать Достоевский; или эта тварь так устроена, что безо всяких тайн, а прямо и логически станет до конца прыгать во все подворачивающиеся на пути бездны, откручивать попадающиеся под шаловливые ручонки гайки, - что?!

Надумаете поделиться наблюдениями, пишите: интересно, аж дух захватывает!

И – «цыгель, цыгель»! Счётчик-то - ай-лю-лю!

Подпись: Ликушин.


(11 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:d_ivanov
Date:August 3rd, 2008 09:07 pm (UTC)
(Link)
Я тоже физик, и пусть ещё без диплома и не в Италии, но тем не менее хотел бы сказать следующее:

Счётчики - чепуха, они не имеют никакого отношения к Большому Адронному Коллайдеру и сделаны неизвестно кем лишь для пущего антуражу и страху среди публики.
Реальная информация о времени запуска появится на официальном сайте ЦЕРНа.

Касательно же возможных катаклизмов - нельзя полностью исключить вероятность катастрофических сценариев, но само существование Земли, регулярно бомбардируемой космическими лучами с гораздо более высокими энергиями, чем планируется получать в коллайдере, очень красноречиво свидетельствует о том, что ничего страшного произойти не должно. Вообще ажиотаж вокруг этой темы раздут СМИ искусственно, ни один крупный учёный с мировым именем ещё не усомнился в безопасности проекта (которая, к слову, была обоснована ещё в 2003-м году). А те, кто затевает судебные тяжбы, - малоизвестные учёные, очень вероятно что желающие сделать себе имя на этом деле, имеющем столь громкую огласку.
[User Picture]
From:likushin
Date:August 4th, 2008 07:05 am (UTC)

Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Благодарю за успокоительное. Ей-Богу, не думал, что об этом стоит и говорить. :) Тут вот в чём дело, друг мой. Я, разумеется, не физик, но друзья-приятели, имеющие отношение к этой почтенной области человеческого знания утешали меня примерно так же. Отвечал же я им следующим: "Друзья! Не в гиперболоиде вашем грёбаном дело, а в вас: вы ведь всегда с самым задумчивым видом ВЫС-ЧИ-ТЫ-ВА-ЕТЕ, очень свалится слепленный вами кирпич на больную башку человечества, или не очень свалится, а после говорите с самым академическим видом: шансов 1 на 50 миллионов (миллиардов и прочих -ардов). Объясните: это мало или много? Когда ваше "мало" может перескочить планку и стать "много"? А жизнь одного ребёнка за счастье человечества из "Братьев" - разве это не про вас, друзья мои?"
Друзья они на то и друзья, чтобы прощать друг другу... разное. Потому, как вы понимаете, мы и дружим. А проблема-то целиком (на 50 млн. к 1-це) в области этического, а не физического находится. Так что больше я боюсь человека с гиперболоидом, особенно когда он мой друг. :))))
Подпись: Ликушин
[User Picture]
From:d_ivanov
Date:August 4th, 2008 07:11 am (UTC)

Re: Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Да, я прекрасно понимаю, что данный пост об этической проблеме, просто с моей колокольни и в контексте опасений, что "запустят какой-то небывалый ещё ускоритель", от которого всем настанет Армаггедец, она выглядит совершенно абстрактной, умозрительной )
[User Picture]
From:likushin
Date:August 4th, 2008 09:24 am (UTC)

Re: Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Как говорится, будем поглядеть. Но я опять же о своём: удивило, что проблема (теми же малоизвестными физиками) ставится "физически", и никто-то, кажется, не задал вопроа ГЛАВНОГО, этического. "Никто-то" - разумеются не люди с каким-то весом не в физике, быть может, а из тех, кто "для человечества" является воплощённием нравственных ценностей. (Хотя почему среди них нет физиков, или вообще НИКОГО в этом, воображаемом мною сообществе, нет, и давненько?)
А ведь именно, и в первую голову, об этом надо бы и говорить, и, если позволите, вопить, иначе "человечество ничему не научилось", в который-то раз.
Такие вот мысельки.
P.S. Вы физик. Подскажите, есть ли теперь в этом мире физики с "именами", в этом смысле? Кто-то же из великих ХХ века ставил вопрос о Бомбе и проч...
Подпись: Ликушин.
[User Picture]
From:d_ivanov
Date:August 4th, 2008 10:20 am (UTC)

Re: Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Мне кажется, здесь дело прежде всего в том, что мало кто, кроме физиков, вообще понимает, что собираются делать. Оно и понятно - физику элементарных частиц в школе не проходят. Для неспециалистов все эти завывания о чёрных дырах или странной материи выглядят ужастиками, но никто не может с уверенностью утверждать, что это реальная угроза, а не бред сивых СМИ. Кроме того, ну просто трудно поверить, что тысячи людей, задействованных в проекте, сами не понимают, что делают. Раз делают, значит уверены в безопасности данного мероприятия. Это, по моим представлениям, типичные размышления не знакомого с темой человека. Адекватного человека, разумеется.

Себя я также не стал бы называть знакомым с темой, но некоторые представления имею. И если пытаться оценивать риск, то согласно всему накопленному прежде экспериментальному опыту (включая и существование Земли) и согласно всем ныне существующим теориям ничего способного погубить нашу планету не произойдёт. Исключить вероятность катастрофы мешает только отсутствие достоверных знаний, потому что теорий-то может быть сколько угодно, а экспериментальные данные могут соответствовать только одной. Вот эти экспериментальные-то знания и планируется наконец получить, после угроханных на построение ускорителя двух десятков лет, миллиардов вечнозелёных, а также трудов и нервов нескольких тысяч человек по всему миру. Тут можно провести аналогию с химией: положим, человеку надо смешать n веществ, но он не знает точно, что получится. В учебнике написано, должно получиться такое-то и такое-то вещество при таких-то и таких-то условиях, но приписано, что доселе данное вещество ещё экспериментально не производилось. Скорее всего, человек этот благополучно смешает свои n веществ, получит результирующее и огребёт впоследствии награды, лавры, нобелевки, баб-с и проч. Однако раньше-то никто ещё не пытался эти n веществ смешивать. Страшно. Вдруг бабахнет? Кто их знает, этих авторов учебника, вдруг наврали... Но другого пути проверить нет, только смешать.
Да, аналогия неидеальна, ибо колба с веществами если и бабахнет, то башку снесёт одному экспериментатору, в худшем случае разворотит лабораторию, а тут вопрос стоит обо всём человечестве. Но дело в том, что ускоритель этот не иначе как для будущего человечества затевается, чтобы открыть нечто такое, что способно перевернуть жизнь. Т.е. либо мы сейчас осмелимся закрыть глаза на ничтожную математическую вероятность катастрофы (к слову, она настолько ничтожна, что в физике такие обычно просто отбрасывают, "физический ноль") и провести эксперимент, либо мы решим пожертвовать научным прогрессом во имя безопасности. Многие, я слышал, говорят о том, что с такими экспериментами надо повременить до времён освоения космоса. Вот коли построили бы этот Ядрёный Коллайдер где-нибудь на безлюдной Альфе Центавре, никто бы и не вякал ничего - кому какое дело до этой Альфы Центавры? Но мы никогда не сможем до такой степени освоить космос, чтобы на далёких планетах строить ускорители, если сейчас решим остановиться. И потом, как вообще можно представить себе такую остановку? Это же гигантские экономические потрясения, тоже чреватые, мягко говоря, неслабыми последствиями, причём риск в этом случае несравнимо больше, чем при запуске ускорителя.

Касаемо того, что надо вопить… Если видишь, как глупый ребёнок стоит с зажжённой спичкой возле занавески, надо вопить, чтобы кто-нибудь его скорее остановил, а то спалит весь дом на хрен. Но почему физиков, которые не одно десятилетие готовились к данному эксперименту, общество считает подобными этим детям? Почему их считают шизиками, зацикленными на своих формулах и расчётах, не способными даже понять, что за шайтан-телегу они изобретают? Ну конечно, ведь журналист, который физику забыл сразу после школы, гораздо лучше их видит, что клепают они именно шайтан-телегу, от которой мы все примем мученическую смерть!
Неудивительно, что многие ответственные ученые предпочитают молчать – они просто боятся, что их переиначенные СМИ слова только подольют масла в огонь всеобщей паники.
[User Picture]
From:d_ivanov
Date:August 4th, 2008 10:21 am (UTC)

Re: Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Касательно же физиков – Больших Людей. Мне кажется, времена, когда Эйнштейн лично посылал письмо президенту США об опасности разработок нацистами ядерной бомбы, прошли давно, более чем полвека назад. Сейчас, на мой взгляд, не намечается крупных (по сравнению с произошедшими в 20-м веке) революций ни в физике, ни в международном сообществе. И физики предпочитают в основном заниматься своими делами молча.
Однако одну фигуру Сильного Человека я бы выделил. Это Стивен Хокинг, страдающий от бокового амиотрофического склероза паралитик, являющийся вместе с тем членом Королевского Научного Общества и Национальной Академии Наук США и, по признанию многих, величайших из физиков современности.
[User Picture]
From:d_ivanov
Date:August 4th, 2008 10:24 am (UTC)

Re: Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Перечитал свой комментарий и увидел, что он слишком уж твёрдо стоит на том, что опасности нет. Для сравнения - мнение как раз того малоизвестного учёного, который "вопит".
[User Picture]
From:likushin
Date:August 6th, 2008 07:41 am (UTC)

Re: Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Почитал Вас, просветился. Кое-куда залез по совету одного физика, упрекнувшего меня в устарелости моего "козлиного баяна", но я не обижаюсь, я читаю. Думаю, чем старей инструмент, тем больше в нем Страдивари.
Всерьез: со своего низенького шесточка привиделось мне, что оптимальным решением проблем "кривых" ученых и "кривых" СМИ было бы создание при какой-то международной (хоть ООН) организации некоего экспертного совета для решения (разрешения) подобных затруднений, а там и информационного некого средства. В совете этом хороши были бы и физики, и "лирики", т.е. люди, которым человечество доверяет (хотя бы кто-то из нобелистов-гуманитариев и прочих миротворцев).Ведь гиперболоид этот, будем надеяться, не последняя в истории человечества придумка. Но это фантазмы сверчка у себя за печкой. А в идейке-то все же кое что, кажется, умное имеется. Увы.
Ликушин Обеспокоенный (все еще).
[User Picture]
From:d_ivanov
Date:August 6th, 2008 11:51 am (UTC)

Re: Об Андронном Коллагенайзере (Великом и Ужасном )

(Link)
Да, согласен, подобная комиссия была бы нелишней. Можно даже, как предлагал доктор Вагнер из статьи по моей последней ссылке, организовать комитет при СовБезе ООн, но у них и без того проблем хватает.

Ещё немного инфы о времени запуска - http://elementy.ru/news/430772
[User Picture]
From:semirkhanova
Date:October 2nd, 2008 06:48 pm (UTC)
(Link)
Я заметила - Вас поразило, что "...эти же, хотя и «с малой долей вероятности» (они её, вероятность, вот что важно, допускают, оценивают, вы-счи-ты-ва-ют!), готовы рискнуть и рискуют глобально, всем человечеством...и ведь, уверен, все они, до единого, милые, добрые и вполне адекватно мыслящие люди, в печки и в концлагеря никого не тащут, занимаются себе «пещерной» своей наукой, двигают прогресс по его спирали, нюхают цветы, любят женщин, детей и проч., и проч... Им даже, может быть, Нобелевскую премию после дадут..."

Тут, на мой взгляд, налицо полное неверие в числа и саму возможность катастрофы. Все вычисления и гипотезы остаются на бумаге, не проникая в головы. Бытовое сознание остаётся прежним: выходит учёный из лаборатории и идёт плюшки кушать, всё так же светит солнышко, так же бегают детишки и так же жена улыбается. Отсутствует чувство вероятности "апокалипсиса". Как у детей тем, как сделать какую-то пакость, подчас нет глубокого осознания грядущего родительского возмездия.
Смертельные проценты существуют только на кончике карандаша, но никак не в сознании учёных.
[User Picture]
From:likushin
Date:October 12th, 2008 07:02 pm (UTC)
(Link)
Совершенно верно. Это вообще стало "культурным фоном" времени. Узкая специализация зауживает не только мозги, но и душу. Среди учёных, похоже, не осталось ни одного, кто мог бы претендовать на "чин" морального авторитета, сколько-нибудь видимого миру. Этика превратилась в игрушку для философов, шаблон для педагогов и проч. Вера... Постхристианский Запад лишил себя и этого, поставив на место сцепки "грех-покаяние" этику, но этика эта оказалась сублимированным продуктом: в ней нет живой воды. И Россия не в стороне от мировых процессов. Вот...
Точь-в-точь по Нитше: "пустыня растёт".

> Go to Top
LiveJournal.com