?

Log in

No account? Create an account
ЛЮБиТеЛЯМ ЧеЛОВеЧеСТВа - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

April 10th, 2014


Previous Entry Share Next Entry
03:02 pm - ЛЮБиТеЛЯМ ЧеЛОВеЧеСТВа
Достоевский, в Записных тетрадях 1872-1875 гг.: «Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности. Кто очень уж жалеет злодея (вора, убийцу) и проч., тот весьма часто не способен жалеть жертву его. Верить же в то, что злодей, вследствие давления среды, не мог не убить, я не в состоянии и допускаю в сем случае лишь самое малое число исключений, у нас же сделали общее правило» (264; 21).
Мне кажется, что если в первом тезисе Достоевский безусловно прав, то в том, что касается избирательной жалости (к злодею или к жертве его), он ошибается. У нас или всех жалеют (и себя в первую голову), или всех презирают (за исключением себя и себе подобных). Но что самое замечательное, это то, что, скорее всего, дойди до дела, наш человек если и обдаст кого презрением, так не иначе как с жалостью снисхождения к «несчастному». То есть, хочу я сказать, дело, кажется, куда сложнее, чем представлялось чрезмерному оптимисту Достоевскому, заставшему только начало исторического процесса «раздвоения» человеческого, самые вершки «двойной морали», или того, что теперь, из технологизированных языка и сознания, называют, в политике прежде всего, «двойными стандартами».
Что до проблемы злодея-убийцы и вынужденности его преступления, тут современнику нашему ближе, как представляется, не русский человек XIX века Достоевский, а француз века ХХ, Альбер Камю:
«Есть преступления, внушенные страстью, и преступления, продиктованные бесстрастной логикой. Чтобы различить их, уголовный кодекс пользуется удобства ради таким понятием, как “предумышленность”. Мы живем в эпоху мастерски выполненных преступных замыслов. Современные правонарушители давно уже не те наивные дети, которые, умоляя простить их, ссылались на овладевшую ими страсть. Это люди зрелого ума, и неопровержимым оправданием служит им философия, благодаря которой даже убийца оказывается в роли судьи. <...> с того часа, когда по недостатку темперамента преступник прибегает к помощи философской доктрины, с того часа, когда преступление само себя обосновывает, оно, пользуясь всевозможными силлогизмами, распространяется так же, как сама мысль. Раньше злодеяние было одиноким, словно крик, а теперь оно столь же универсально, как наука. Еще вчера преследуемое по суду, сегодня преступление стало законом». - А.Камю. Бунтующий человек // А. Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 120.
Если наука «любит» человечество, а она, по определению, обязана «любить», тогда не «среда» определяет и создает и выявляет злодея, но сам злодей созидает ту среду, которая есть закон и общее правило его жизни, и убийство тем самым стало не только нормой, но долгом и обязанностью всякого цивилизованного человека.
Если кто, ужаснувшись, спросит меня, где я увидел такие ужасы, чтобы иметь право подобное говорить, я укажу на страну бывших святых и бывших чудес Европу, где преступление эвтаназии обосновывается силлогизмами «гуманности», а преступление убийства животных в зоопарках, совершаемые на глазах наивной публики, обосновывается именно и только «наукой». (Не говорю уже об известных военных предприятиях Европейских и Американских человеколюбцев последнего нашего времени, обусловленных и оправдываемых «борьбой за демократию во всём мiре» и «общечеловеческими ценностями», которые и есть универсальный «закон».)
Старик Достоевский мог сколько угодно ужасаться ломовым мужичком, до смерти засекающим свою клячу, но не имел при том возможности упрекнуть дикого, ошалелого и, вероятно, совсем не умного крестьянина в следовании какой-либо из философских доктрин. И совершенно не вопрос выбора – сказать, со всей полнотою ответственности, кто из двух опаснее: дикарь из маленькой трагедии Достоевского, или просвещонный европеец, человек той или иной степени близости к власти и облечения законом, заседающий в правительственном кабинете ли, в парламенте законотворцев ли, в дирекции ли какого-нибудь зоопарка, воспитательного или медицинского учреждения.
Выбора здесь действительно нет, потому опаснее, конечно, дикарь, безоглядно берущий пример с чудесных вождей своих и учителей. Страшное грядёт наказание злодействам его. Но вот жернов на плечи надет будет, безо всякого сомнения, не младенческого развития ломовику-вознице и даже не свихнувшемуся на заумствованиях студенту-мальчишке Роде Раскольникову, «феоретику» из трущоб, плотно набитых «отбросами общества», но их учителю и судие, вальяжно пока похаживающему по улицам и площадям европейских столиц. Правда, до этого наказания дожить ещё следует.
Всем нам, дикарям и студентам, в частности и честности наших, – дожить.

(31 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:gaanaa
Date:April 10th, 2014 11:41 am (UTC)
(Link)
Ученные пишут о генетической расположенности к злодейству и о скорой революции в юриспруденции.
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 12:01 pm (UTC)
(Link)
Этих учоных надо взять под наблюдение, под стражу и под муху.
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 12:20 pm (UTC)
(Link)
Фёдор Михайлович столько всего перевидел, что, лично я доверяю ему и во второй части.)) Меня саму ещё в детстве от жалости к злодеям вылечили вот эти несколько строчек.


"Похороны положили конец одному начинанию, которое с каждым днём всё росло: собирались подать губернатору штата прошение, чтобы он помиловал Индейца Джо. Под решением было множество подписей. По этому поводу состоялось изрядное количество митингов, где произносились горячие речи и проливались обильные слёзы. Был избран комитет безмозглых дам, которые должны были пойти к губернатору в глубоком трауре, разжалобить его своими рыданиями и умолять, чтобы он стал милосердным ослом и попрал ногами свой долг. Индеец Джо обвинялся в убийстве пяти жителей города, но что же из этого? Будь он самим сатаной, нашлось бы достаточное число слабовольных людишек, готовых подписаться под петицией о его помиловании и капнуть на неё одну слезу из своих многоводных запасов."
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 12:26 pm (UTC)
(Link)
На "милосердном осле" ихъ бинъ аплодировалъ. )
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 12:31 pm (UTC)
(Link)
Думаю, Твен сдерживался, чтобы не сказать резче...
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 12:45 pm (UTC)
(Link)
Надо глянуть в оригинал: вдруг шалости переводчика?
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 12:48 pm (UTC)
(Link)
Это мысль!
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 12:50 pm (UTC)
(Link)
:)
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:April 10th, 2014 12:22 pm (UTC)
(Link)
поэтому и Боинг пропавший до сих пор ищут, им не людей жалко, а просто если не найдут, это будет ощутимый плевок в лицо науке
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 12:28 pm (UTC)
(Link)
Там что-то тёмное; конспирологи взахлёб фонтанируют. Что до науки, ей и не такое "божья роса".
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 12:34 pm (UTC)
(Link)
Так нашли же вороде в районе афгано-пакистанской границы.
Люди все живы, а угон был задуман из за 20 технарей специалистов.
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 12:46 pm (UTC)
(Link)
Как нашли? Щас пойду гуглить.
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:April 10th, 2014 12:57 pm (UTC)
(Link)
Как всё просто. Оказывается, нашли. Покажите спецов и самолет.
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 01:00 pm (UTC)
(Link)
Выудил: "Вдова Курта Кобейна, певица Кортни Лав нашла на спутниковом снимке в интернете предполагаемый след пропавшего малайзийского «Боинга»".
Как Кортни курит, однако.
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 01:05 pm (UTC)
(Link)
Неет там было, что люди живы но находятся в каких-то пещерах по семь человек. Мне было совсем не интересно, вечером спрошу линк ))
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 01:08 pm (UTC)
(Link)
В комфортабельных пещерах Бора-Бора, на покойной даче террориста номер один.
Нет, давайте линк, это занятно. :)
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 01:13 pm (UTC)
(Link)
Договорились )))
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 07:02 pm (UTC)

Re: )))

(Link)
В ножки Вам за труды. Похоже на фейк (по несбыточности "безресурсных" талибов), но как знать? Поживём, Бог даст, увидим.
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 07:18 pm (UTC)

Re: )))

(Link)
Да что вы, суп грибной сварила, детей раскидала, теперь, минут пятнадцать я совершенно свободна!)) Может и фейк, сейчас такое в новостях такое творится, что и от хорошей газетной утки удовольствие получаешь ))
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:April 10th, 2014 09:58 pm (UTC)
(Link)
Бора-Бора это в Тихом окияне, а тут прямо в Торо-Боро, в царстве Шохи-моро (гуглить)
[User Picture]
From:likushin
Date:April 11th, 2014 06:20 am (UTC)
(Link)
Нагуглилось:
Зи нури партават равшани чахон аст,
Сахову химматат бар мо аён аст.
Калам очиз зи тасвири сифотат,
Ки бешак Шох Карим нури имон аст.
* * * *
Ба номат сачда орам ман шабу руз,
Туи равшангари фардову имруз.
Факат дар калби ман гарм аст мехрат,
Зи дидори хушат хушбахту фируз.
* * * *
Хазорон шукр мегуям хазорон,
Ки моро сохиби вакт асту даврон.
На гам дорам наметарсам зи кулфат,
Имоми Шох Карим моро нигахбон.
Короче, дастархан-бастархан, пахлава-махлава, но мне понравилось.
И ещё:
"В подземном царстве Шохи - Моро правит одноимённый царь змей, который имеет прекрасную дочь Савз - Пари. В стране Шохи-Моро проживают его слуги: аждары - драконы, пари (пэри - дух в образе женщины), гули, джинны, аджины, алмасты, жестармак и прочие персонажи этой страны. Столица Шохи - Моро существует до сих пор, но пути туда прокляты, лишь тот, от кого отвернулся Бог, найдёт дорогу туда".
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 01:03 pm (UTC)
(Link)
Если совсем честно, то меня этот вопрос особо не занимал, меня ознакомили с информацией и всё, дальше я не вникала. С другой стороны боинг просто так на лужайке не посадишь, тут согласна ))
[User Picture]
From:o_kolo
Date:April 10th, 2014 06:45 pm (UTC)
(Link)
Я там, чуть ниже оставила линки про боинг))
[User Picture]
From:duhov_vek
Date:April 10th, 2014 09:57 pm (UTC)
(Link)
Спасибо! ))
[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:April 10th, 2014 12:34 pm (UTC)
(Link)
Меня еще занимает вопрос о границе между психиатрическим отклонениями и т.н. нормой среди закоренелых уголовных или нравственных преступников. Кажется, что любой такой субъект "психиатрический" по определению, даже если экспертиза этого не подтверждает или ее вовсе не предполагается. Другое дело, что не все подлежат медикаментозному лечению, а те, что подлежат, достойны жалости.
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 12:50 pm (UTC)
(Link)
У Достоевского "жалость" как выражение социального гнева: накормите, мол, несчастного, он и грабить не пойдёт. Это был излюбленный тезис либералов той поры. Увы, он и теперь, к моему изумлению, тот же и так же в задействован, даже шире: "благоустройте, а после духовности станем заводить".
[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:April 10th, 2014 12:57 pm (UTC)
(Link)
Да, это понятно.
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 01:01 pm (UTC)
(Link)
Тогда медэкспертов надо на судмедэкспертизу. )
[User Picture]
From:doch_dekabrja
Date:April 10th, 2014 01:08 pm (UTC)
(Link)
Что же, хотя бы и медики бывают истинными христианами.(с)
[User Picture]
From:likushin
Date:April 10th, 2014 01:10 pm (UTC)
(Link)
Ну да, хвост, правда, порой из-под халата вываливается - бурый, как у датской собаки.

> Go to Top
LiveJournal.com