?

Log in

No account? Create an account
МеСТО для ЧоРТА - Олег Ликушин

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

Links
«День Нищих»
блог «Два Света»
Формула (фантастическая повесть)
Ликушин today
«Тот берег»

May 26th, 2013


Previous Entry Share Next Entry
11:44 am - МеСТО для ЧоРТА
Бахтин, в работе «Автор и герой в эстетической деятельности», выводит: «Там, где я абсолютно не совпадаю с самим собою, открывается место для Бога».
Прочитывая, смеюсь: ни фига подобного – для чорта, для чорта и только для чорта открываются и «место», и лазейка в этом «абсолюте». По этой данности и вытекает, точно из худого ведра, вся бахтинская «полифония», Достоевскому силком навязанная, едва не целиком выведенная из практики сталинских социал-перверсий (чему Бахтин был не сторонним свидетелем, но прямым участником*). На этой данности пресловутая «теория» и сыплется вся, точно карточный домик. Об «эстетических деятелях», лыком волокущих во всякую печатную строку своё знание некогда забавно модной, а ныне «во всём мiре» скучно восторжествовавшей «теории» что скажешь?
Двумя, диалогически заряженными словами – чепарелловы** бесенятки.

* Ср.: «Совесть ни у кого не была чиста. Каждый с основанием мог чувствовать себя во всём виноватым, тайным преступником, неизобличённым обманщиком. Едва являлся повод, разгул самобичующего воображения разыгрывался до последних пределов. Люди фантазировали, наговаривали на себя не только под действием страха, но и вследствие разрушительного болезненного влечения, по доброй воле, в состоянии метафизического транса и той страсти самообсуждения, которой дай только волю, и её не остановишь» [Выделил. - Л.]. - Б.Пастернак. Доктор Живаго // Б. Пастернак. Собр соч.: В 5-ти т. Т.3. М., 1990. С. 451.
Легко можно догадаться, что «в состоянии метафизического транса», чрезмерно-болезненно увлёкшийся (впрочем, как «все») «страстью самообсуждения», иначе говоря «самокритики», Бахтин и вывел в несовпадении себя с самим собою место для «Бога». Кем и чем был «Бог» той поры и того состояния умов и душ, двух мнений, что называется, быть не может, по общеизвестности сего. Так что, по мне, знаменитая «теория» Бахтина есть не столько, может быть, «полифоническая», а больше «клиническая» теория (хотя в этом-то как раз случае, читалось мне, иные и слышат оспоривающие друг дружку и никому не подчиняющиеся «голоса»). Переводя на язык «клерикальный», это, без сомнения – сатанизм, в одном из множественных проявлений его. По-уличному, по естеству дела, то есть за рамками интеллигентских виньеток и без тени эстетства – дурь заумная.
** См.: Бокаччо. Декамерон.

(19 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:troitsa1
Date:May 26th, 2013 08:28 am (UTC)
(Link)
Вы написали - «Там, где я абсолютно не совпадаю с самим собою, открывается место для Бога».
Прочитывая, смеюсь: ни фига подобного – для чорта, для чорта и только для чорта открываются и «место», и лазейка в этом «абсолюте».

А как говорил Серафим Саровский? Правильно: "Где просто, там ангелов до ста, а где мудрено, там ни одного".

Не надо открывать место для Бога. Ему это не нужно...

[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 08:47 am (UTC)
(Link)
Проще простого: нашим колумбам всегда надо что-нибудь открыть.
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 26th, 2013 10:10 am (UTC)
(Link)
Несовпадение с самим собою... Нет уж, спасибо, не надо. Это точно - "клиническое", навязчивая полифония голосов.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 10:46 am (UTC)
(Link)
См. новеллу о "святом лжеце" Чепарелло - первый, классический, опыт "полифонии".
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 26th, 2013 12:44 pm (UTC)
(Link)
Так у Бокаччо всё очевидно и дидактично. А вот Бахтин уверен, что голоса существуют на самом деле, у него "мнимое восприятие без объекта", это и настораживает... эээ... клинически)
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 01:02 pm (UTC)
(Link)
Чепарелло - особый случай, это штука с двойным дном, именно "полифоническим", именно "на самом деле". Перечитайте. Что до Бахтина, то эта его идея корень имеет вполне известный: 1928 год, объявление о начале кампании "критики и самокритики", всеобщая истерия "раздвоений" - публичных, знаменитые процессы, где "полифония" дала премахровый цвет. В "зазоре" между "мной-1" и "мной-2" возникает "абсолют несовпадения", где и обнаруживается "место для Бога". И всё на фоне "карнавала". Это ли не клиника?
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 26th, 2013 02:51 pm (UTC)
(Link)
Послушно-прилежно перечитала, действительно, трикстер какой-то). Получается, полифония - это заведомо ложь? "я настоящий" и "придуманный"?
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 03:29 pm (UTC)
(Link)
Думаю, сложнее. Всё зависит от "рамок". Можно рассматривать дело в рамках текста Достоевского, можно взять текст и автора, можно - прибавив читателя, можно - приплюсовав "чистое сознание" Бахтина, можно - взяв теоретика в его "обстоятельствах", и так дальше...
Словом, эта теория проложила пути из модернизма в постмодернизм, из области "линейной", в общем-то, моноидеи на территорию "хаосмоса" вероятностей. Если последнее - "ложь", тогда, в упрощонном варианте, так: "я настоящий" и "придуманный".
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 26th, 2013 03:39 pm (UTC)
(Link)
Но ведь в постмодернизме нет идеи как таковой, всё относительно, релятивизм, а у Достоевского - есть. А приплюсовывать, при желании, можно бесчисленное количество "я".
Рамки текста, пожалуй, самые достоверные.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 04:11 pm (UTC)
(Link)
Гм. "Релятивизм" , упрощонно, конечно, и есть идея постмодерна. Ещё - самодостаточная ирония, "ирония-в-себе", например, а иронизирующее слово всегда "двоится", бифуркирует. Причём, в рамках текста, который, конечно - гипертекст, метатекст и проч. бла-бла-бла. Я думаю, что текст "без автора" (см.: постмодернисткую идею "смерть автора") что чорт без спины.
:)
[User Picture]
From:znichk_a
Date:May 26th, 2013 04:54 pm (UTC)
(Link)
Что - гм?) Получается что это - "Дорогие мама и папа, пишу вам я, ваш сын Дядя Фёдор из Шаолиня. Недавно я обрёл просветление и отказался от оценочного восприятия, так что дела у меня никакие" - не только буддистский, но и постмодернистский, бахтинский анекдот.
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 05:07 pm (UTC)
(Link)
"Дядя Фёдор из Шаолиня" понравился. Но без "Петербурга Достоевского" иные его тексты понять ой как трудно. Я об этом, когда ставлю парой текст и его автора.
[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 26th, 2013 02:08 pm (UTC)
(Link)
Интересно, мы одинаково понимаем бахтинскую "полифонию"? :))
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 03:30 pm (UTC)
(Link)
Как мне судить об этом. Я понимаю из текста Бахтина. Как Вы понимаете - Бог весть.
[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 26th, 2013 03:42 pm (UTC)
(Link)
Из текста Бахтина я поняла так, что каждый из героев Достоевского разговаривает своим голосом, а не является рупором голоса автора произведения - и не могла с ним не согласиться.

По-моему, это Бахтин и называет в "Поэтике Достоевского" полифонией...
[User Picture]
From:likushin
Date:May 26th, 2013 04:01 pm (UTC)
(Link)
По верхам, это примерно так. То есть так это и дают в "хрестоматиях". Но:
1. В чём тогда разница героев Достоевского с героями, скажем, Пушкина и Толстого? Все они - "рупоры", что ли? Для Вас, когда Вы читаете текст "Анны Карениной", что, Анна Каренина - с бородой и в толстовке над яловыми сапогами является?
2. Шизоизация Достоевского - это, конечно, явление любопытное, но не столь, пожалуй, в отношении Достоевского, сколько в отношении шизоизатора, Бахтина.
[User Picture]
From:v_i_n
Date:June 2nd, 2013 04:33 am (UTC)
(Link)
Вот только сейчас могу я ответить, Олег.
Я не филолог и "хрестоматии" никогда не читала.
Как бы ни были милы мне герои Пушкина и Толстого, я не вижу в них той индивидуальности, которой в моих глазах обладают герои Достоевского.
Так я понимаю и Бахтина, и полифония для меня - не "шизоизация" а проявление писательского гения Фёдора Михайловича.
[User Picture]
From:likushin
Date:June 3rd, 2013 05:51 pm (UTC)
(Link)
Да, это распространённая точка зрения. С действительностью не имеющая точек соприкосновения.
[User Picture]
From:v_i_n
Date:June 3rd, 2013 06:01 pm (UTC)
(Link)
:)))

> Go to Top
LiveJournal.com